Все проекты
Общину поддержали 31051 раз

История про четыре благословения

Раввин Ури Суперфин любит интересные галахические коллизии. И не только в теории. Недавно он провел практический эксперимент-перформанс и доказал, что можно произнести благословение «Шеэхияну» четыре раза подряд, не нарушив еврейский закон. Сейчас объясним, в чем тут фишка, а попутно вы узнаете о разных заповедях, связанных с плодами.

Четыре благословения
Рав Ури Суперфин

Итак, завязка. Супруга рава Ури, Мирьям Суперфин, побывала на Мадейре и привезла оттуда четыре удивительных плода, каких не найдешь даже в Израиле. Три на фото, а четвертый не попал в кадр.

Четыре благословения

1. Бананас (на португальском произносят – «бананащ»). Он похож одновременно на банан и ананас. Когда этот дивный плод созревает, то чешуйки отлетают, открывая мякоть.
2. Пассифлора-лимон.
3. Пассифлора-апельсин.
4. Пассифлора-помидор.

Раву Ури захотелось:

- угостить этими экзотическими фруктами своих друзей на субботней трапезе;
- причем так, чтобы благословение «Шеэхияну» прозвучало по отдельности на каждый из плодов;
- разумеется, так, чтобы при этом не нарушить ни один пункт галахи!

Чтобы выполнить все эти условия, понадобилось разобраться с несколькими галахическими сложностями.

Сложность первая, реальная. Орла

Нет, речь не о птицах. «Орла» – это запрет использовать плоды фруктового дерева в течение первых трех лет с момента посадки. В северных странах, понятное дело, деревья не дают плоды так рано. Но где-нибудь в пышущей жаром Африке, где деревья быстро достигают зрелости и начинают плодоносить, риск купить «запретный плод» вполне реален.

Однако рав Ури рассудил, что Мадейра – не Африка, климат здесь мягче, и поэтому относительно любых плодов действует презумпция, что они сорваны со «зрелых» деревьев.

Сложность вторая, надуманная. Гибрид

Из четырех фруктов рава Ури три гибрида: пассифлоры. Бананас, как ни странно, гибридом не является. В Торе есть группа заповедей «Килаим» – запрет на смешивание разных видов животных и растений. Так, еврею запрещено прививать растение одного вида на растение другого вида. Но запретно только действие. Если кто-то уже скрестил два растения, сами плоды в пищу разрешены. Вопрос тут в другом. Многие считают, что фрукт появился «небогоугодным путем» - пусть его можно есть, но говорить «Шеэхияну» - это уже слишком.

Но, по мнению рава Ури, это вопрос не галахический, а мировоззренческий. Да, люди, скрестившие два вида растения, были неправы. Но этот фрукт – уже данность, он существует, и почему не поблагодарить за него Вс-вышнего? Тем более, в данном случае вряд ли дерево в Мадейре вырастили евреи. А к неевреям эта заповедь не относится.

Четыре благословения

Проблема третья, красивая. Шеэхияну

На плоды, которые еще не пробовали в этом году, помимо обычного благословения «Борэ при а-эц», произносят «Шеэхияну» («...за то, что Ты дал нам дожить до этого времени»). Это браха, которую говорят на всевозможные радостные события – от зажигания свечей праздника (Хануки тоже!) до покупки новой одежды или удовольствия от плода нового урожая.

Рав Ури рассказывает:

- Итак, под рукой у меня оказались сразу четыре редких фрукта, которые точно никто не пробовал. Мне захотелось воспользоваться случаем и создать прецедент, когда благословение «Шеэхияну» звучит четыре раза подряд.

В чем здесь сложность? В том, что закон запрещает произносить благословение понапрасну, ведь в нем содержится Имя Вс-вышнего. Если перед тобой лежат четыре плода, достаточно сказать «Шеэхияну» на все сразу.

Тогда я задался вопросом: а что, если подсовывать друзьям фрукты по очереди, каждый – как новый сюрприз? Можно ли тогда говорить «Шеэхияну» на каждый фрукт по отдельности?

На свое мнение я в данном вопросе не полагался, потому был пристрастен, уж очень хотелось совершить эпатажный эксперимент.

Поэтому я обзвонил раввинов Бейтара. Вопрос им понравился, но ответы звучали разные. В итоге возобладало мнение, что все в порядке. Во-первых, «Шеэхияну» – это восхваление Вс-вышнего, и не грех произнести его лишний раз. Во-вторых, в «Шулхан Арухе» написано, что каждый еврей должен произнести 100 благословений в день. «Набрать» столько непросто и в будни, а в шабат – тем более, ведь молитвы в этот день включают в себе вдвое меньше благословений.

Поэтому в шабат стоит снисходительнее отнестись к вопросу о «лишнем» благословении.

Проблема четвертая, неактуальная

Мы спросили у рава Ури: а ведь сейчас как раз Седьмой год, со множеством запретов, касающихся плодов. Нет ли с этим каких-то проблем?
«Зачем чесать, когда не чешется? – ответил мудрый раввин. – Законы Седьмого года относятся только к плодам Земли Израиля, но никак не Мадейры».
И мы не стали «чесать». Законам Седьмого года мы посвятим отдельную статью.

Четыре благословения
Рынок Мадейры

Как в итоге все прошло

Рав Ури рассказывает:

- Мы пошли к друзьям на субботнюю трапезу и взяли с собой плоды (в Израиле нет проблем переносить предметы в шабат, т.к. повсюду есть «эрув»). Мне надо было сделать так, чтобы люди до последнего не догадывались, что их ждут новые и новые фрукты. Артистизмом я не обделен, имею даже некоторое актерское прошлое, так что все выглядело убедительно.

Перед трапезой я положил на стол пассифлору-лимон. Все произнесли «Шеэхияну» и разделили между собой плод.

Я немножко выждал и хлопнул себя по лбу: «Ой, что это я! Совсем забыл про бананас». Сходил, принес. Благословение «Шеэхияну» прозвучало (в исполнении ничего не подозревавших хозяев) во второй раз.

Через несколько минут говорю: «Ну ладно, раскрою карты, есть еще третий плод». И достал пассифлору-апельсин. Снова «Шеэхияну»! Никто уже не ждал «продолжения банкета». Но тут я достаю самый красивый, самый изумительный фрукт – пассифлору-помидор.

И хозяева с радостью и душевным подъемом произнесли «Шеэхияну» в четвертый раз.

Четыре «Шеэхияну» за час – это рекорд, можно заносить в книгу Гинесса!

Подробнее о благословениях на еду.

Читайте другие статьи рава Ури Суперфина

Вс-вышний или Всевышний? Как правильно писать святые имена

Чудесные помощники под ногами. О духовных свойствах драгоценных камней

О нечистой силе – в общих чертЯх

Как происходило жертвоприношение в Храме

Стороны света и Святая Земля: что они символизируют в иудаизме

Хотите получать новости быстро?
Подпишитесь на наш телеграм-канал


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину