17.10.2018
Стороны света и Святая Земля. Что они символизируют в иудаизме?
Раввин Ури Суперфин рассказывает о символике Запада, Востока, Севера, Юга и Земли Израиля, основываясь на недельной главе Торы «Лех Леха». Начинается глава интересно: Вс-вышний велит Авраму уйти из родных мест и отправиться в некую землю, но не объясняет, куда именно. Нашему праотцу остается ориентироваться на интуицию и духовное чутье.
Вс-вышний велит Авраму идти «туда, не сейчас узнаешь, куда». И, конечно, технически непросто выполнить такое предписание: куда направиться-то!? Давайте обоснуем выбор Авраама, который оказался правильным. Идти из Междуречья на юг – смысла точно нет: недалеко море. Хотя можно направиться на Аравийский полуостров, но там земли совсем... не текущие молоком и медом. Осталось еще три стороны света.
Святая Земля как гармония между материальным и духовным
У дедушки известного мудреца – рабби Хаима-Йосефа Давида Азулаи – Авраама Азулаи, есть книга «Хэсед леАвраам». Он пишет там популярно о глубоких вещах и, в частности, о сторонах света. Вкратце его выкладки таковы: в Святой Земле, вследствие ее особенных, данных свыше, качеств, можно с легкостью достичь правильного, уравновешенного отношения к духовному и материальному. Достичь гармонии в восприятии этих двух ипостасей нашего бытия, и жить соответственно.
Восток и духовность
Не так дела обстоят к востоку и западу от Земли Израиля: чем восточнее, тем акцент на духовность сильнее – за счет материального. (Где заканчивается восток – предмет разногласия между нашими мудрецами: то ли возле Китая, то ли в области Японии). Неслучайно так называемые «восточные практики» – это медитация, достижение нирваны, созерцание. Идеал Востока – слиться с мирозданием, отстранившись от нужд и забот этого мира, не видоизменяя ничего и как меньше участвуя в его развитии.
Запад и материальность
А чем западнее, тем больше превалирует материализм. Неслучайно так называемая «западная культура» является синонимом развитой культуры потребления. Пусть даже это потребление искусств, музыки, кино, но в основе его находится «я» индивида и его потребности.
Север – туман и дурман
Чем дальше на север, тем менее ясно, что делать с духовностью, как правильнее применять материальность. Туман и сомнения. К тому же, как пишут наши мудрецы (см. «Пиркей де-рабби Элиэзер», гл. 3), север – источник всяческих дурных веяний, логово Зла, которое приходит в мир и пр. Неслучайно страны, которые используют язык, на котором написана эта статья, всегда жили неспокойно: люди этих краев понимают, что духовность – это тоже важно, ...но не понимают, для чего нужна эта духовность и что с нею делать.
Юг – безразличие
Пожалуй, следует добавить, что пишет «Хэсед леАвраам» относительно юга. В чем живущие в этой стороне света отклоняются от идеала? На юге царит безразличие, как к духовному, так и к материальному. ...Бананы, кокосы, вечное лето; какая уж тут духовность и какие уж тут проблемы с материальностью!
Авраам на верном пути
Кто знает, быть может, Авраам ощущал это? Может, в те времена это знали мудрецы? И, выходит, что Авраам не шел на мрачный, с неясными ориентирами, север, и не хотел удаляться в погруженный в созерцание восток, а направил стопы свои к Земле, о которой издревле было известно, что она – средоточие всяческих благ. А вдруг Вс-вышний пожелает дать ему именно эту замечательную землю в наследие?
Так что не было необходимости сообщать ему точное направление, а скрывать оное у Вс-вышнего были резоны: как пишет Абарбанель, Творец не хотел, чтобы отец Авраама и его брат последовали бы за ним. Почему? Это уже другая тема...
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2