Все проекты
Общину поддержали 31171 раз

Смерти нет

Тора: идеи для жизни с Беллой Слуцкин. Глава Хаей Сара

С первой минуты жизни в Израиле меня поражало отсутствие разделения между реальным и мистичным, между буднями и святостью. Их слияние приводит к ощущению иррациональности. Вот вроде сантехник, а зовут его Элазар по фамилии Акоэн. Мне лично выбивало пробки. Вот вроде твой дом, а находится он в месте под названием Шило, и сосед Элиягу ездит не на огненной колеснице, а на раздолбанном пежо.

Смерти нет. Тора: идеи для жизни с Беллой Слуцкин.

Две жизни Сары

Вот годы жизни Сары, на иврите – «шней хаей сарра». Эти слова можно понять и иначе: «две жизни Сары». Глава, которая начинается словами «годы жизни Сары», рассказывает о ее смерти. Смерти ли? Тотальность смерти – предмет постоянного осмысления и попытки проникнуть в тайну этой бабы с косой. Тора пишет: «Две жизни Сары.» Смерть – это окончание пути. И начало нового – второй твоей жизни. Смерти нет.

Наша глава «Хаей Сара» именно об этом. О взаимопроникновении противоположных вещей. Прошлого и будущего. Смерти и жизни. Будней и святости. Как будто свеча авдалы – обряда отделения субботы от будней. В ней несколько фитилей, «разделяющии между светом и тьмой», но, как только мы зажигаем их, они объединяются в огне, и в этом единстве уже не увидеть различий.

Махпела: пещера, ведущая в иной мир

Первая жизнь Сарры окончилась. Авраам хочет ее похоронить в пещере Махпела, что на поле Эфрона, сына Цохара, в Хевроне, он же Кирьят Арба.

Авраам начинает долгий торг с хитийцем Эфроном за эту пещеру. Слышите название города? Хеврон. Ивритский корень «хвр», «соединять». Эта пещера соединяет этот мир с тем. Мир нашей первой жизни и следующей. Авраам увидел, что там похоронены Адам и Хава. Архетипы человеческого. Непрерывность жизни во времени нашла свое воплощении в непрерывности в пространстве. Через эту пещеру проходят души в следующий мир. Вот такое место. В него можно приехать. Посидеть там на лавочке. Съесть мороженое, находясь в двух шагах от заветного тоннеля, ведущего к белым берегам вечности.

В имени хозяина поля на святом языке мы тоже слышим это единство противоположностей. Эфрон – это прах земной, но он сын Цохара – чего-то ослепительно белого. Как будто идея самого творения воплотилась в смерти Сары. Прах земной и дыхание Творца в одном. Невозможное соединение несоединимого. Сара своей смертью заставила Авраама приобрести право на эту землю земной монетой – серебром. Обещание Творца отдать ему эту землю у него уже было. Его надо было воплотить в материальный мир самым обыденным способом – купить и похоронить.

На этой неделе тысячи потомков Авраама со всех концов мира приезжают в Хеврон. Поставив и свою роспись в этой цепочке иррационального – разделенных и соединенных первой жизни и второй; пещеры, соединяющей несоединимое: прах и дух, обетование и грубое человеческое серебро, которым Авраам расплатился за неземное.

Ицхак, чуждый миру

С Ицхаком мы познакомились в прошлой главе. Ицхак – самый загадочный из всех образов Торы. Он пассивен. Практически всегда. После жертвоприношения Авраам возвращается к ожидавшим его у подножия горы Элиэзеру и Ишмаэлю. Но возвращается один. Об Ицхаке не сказано, что он спустился с горы. Но мы ведь знаем, что он остался жив. Отец хочет его женить. У него будет семья. Он как бы здесь и как бы нет. Красивый мидраш рассказывает, что во время жертвоприношения ангелы плакали, и их слезы падали ему в глаза. Он ослеп. Он больше не видит мир вранья – мир «постфактум». Он привязан, как к жертвеннику, к престолу Творца. Он видит мир идеальным: таким каким он должен быть. Его речь практически всегда вопрос – кроме благословений, которые он дает своим детям. Несоответствие мира «постфактум» миру идеальному его пугает: оно ему непонятно. Ицхак олицетворяет собой качество «дин» – «суд, справедливость». Если ты хочешь справедливости – нет мира. Если ты хочешь мир – нет справедливости. Ицхак чужд этому миру. Поэтому он пассивен.

Элиэзер: раб или ангел?

Идея нашей главы – «Хеврон», соединение несоединимого. Чистое качество суда, помещенное в наш мир, – это невозможно. Но, тем не менее, Ицхак живет. Он сын Авраама. Отец Якова и Эсава. На нем останавливаются бег времени и мельтешение событий. Отец хочет его женить, ведь в нем наречется продолжение Аврааму. Авраам посылает своего раба Элиэзера в Харан, в дом отца своего – найти невесту Ицхаку там. Элиэзер во всей истории сватовства – центральная фигура. Он назван двумя именами: «эвед» – раб (он раб Авраама) и «иш», этим словом Тора обычно именует ангелов. Вроде бы, раб Авраама идет выбирать невесту. Но, вроде бы, никакой не раб, а ангел встречает Ривку. Ривка идет не за рабом, а за «иш», ангелом. Ривка дочь Битуэля, племянника Авраама. Именно она выходит к колодцу в нужный момент. Невеста должна быть «из дома отца моего», – заклинает Авраам раба Элиэзера. И ангел идет впереди него. Тонкое полотно судьбы всегда ткется божественным предначертанием и человеческим выбором. Но в случае с Ицхаком человеческий выбор тоже становится предначертанием, а раб – ангелом.

Ривка – поводырь в мире лжи

«И вышел Ицхак побеседовать в поле». В следующем поколении его сын Эсав в поле будет заниматься исключительно человеческими делами: охотой, грабежом. До него Каин и Эвель тоже были в поле, когда брат пролил кровь брата. Поле – место, открытое всем ветрам. Ицхак же в поле беседует. Комментаторы нам объясняют, что он молится. Беседует с Тем, Кто сказал миру «будь». Аврааму творец «открывается», Яков видит послание во сне. Ицхак же соединяет несоединимое: будничность и святость. Он беседует, как с другом, с трансцендентным миру Творцом.

Там-то, в поле, он и встретил свою жену Ривку, которую привез ему то ли Элиэзер – раб Авраама, то ли ангел, то ли оба вместе. Мы ведь помним, что в нашей главе соединяется несоединимое. И ввел он ее в шатер матери своей. И полюбил. Такая покорность судьбе возможна лишь в случае полного принятия суда – что бы ни произошло. От Авраама этого не ждали. Ицхаку это естественно. Поэтому жертвоприношение было испытанием для его отца, но не для Ицхака. Ицхак готов оплачивать любые счета, если такова цена. Он молчит почти всегда. Он – «вот я». Поэтому ангел ему приводит жену, которая будет хранить очаг Сарры. И она в следующей главе соединит предначертанное с земным. Своим, земным путем. Как бы став поводырем Ицхака в мире лжи.

Авраам умирает. Вот две жизни Авраама. Смерти нет. Следующая глава называется «порождения».

Смерти нет. Тора: идеи для жизни с Беллой Слуцкин.

Об авторе:
Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь – студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки–философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из русских царей.

Предыдущие статьи серии

Вайера. Кому ты служишь?
Лех Леха. Почему евреи - ненормальный народ
Ноах. Границы морали и исправительный ковчег
Берешит. Склеить разломанный мир

 


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину