Все проекты
Общину поддержали 31192 раз

Склеить разломанный мир

Тора: идеи для жизни с Беллой Слуцкин. Глава Берешит

Рекомендуем освежить в памяти текст 1-го раздела главы «Берешит», прочитать его можно тут

Итак, мы начинаем с первой главы Торы, с самого начала. И каждый раз мы заново пытаемся выстроить и услышать то, что было сказано нам самим Творцом. Ведь Тора – это не книга, это речь. И адресована она каждый раз совсем другому «тебе», прожившему еще год.

Первая глава первого Пятикнижия рассказывает нам о Творении мира. Велико искушение найти в ней подтверждение или опровержение научных концепций и, вооружившись ими, вынуть, как нож из кармана, в споре с оппонентом. Но! Тора – это пророчество, а понимать пророчество можно лишь будучи пророком, либо его учеником. Поэтому мы не поддадимся искушению, а пойдем и спросим учеников пророков – наших мудрецов. Великий комментатор Торы – Раши одним движением пера перечеркивает это искушение. Он говорит нам, что не учат из главы Берешит порядок творения (что было раньше, а что позже). Ничего такого! Кто хочет изучать космологию, идет в университет.

Чему же нас учит первая глава? Если у мира есть Творец, значит, мир целесообразен. Какова же цель?

Любопытно, что в каждый день творения повторяется определенный порядок. Есть идеал. Бог сотворил землю и небо. Он совершенен. Значит и творение должно быть совершенно? Но нет. Земля хаотична. Бездна, темнота. Как же так? У совершенного Творца вышел мир комом? Что ж за совершенство описывается такими тяжелыми словами? От совершенства нас бросает к разлому. Звучит пессимистически... для того ли создан мир?

Но сразу же в следующем стихе: «И сказал Всевышний: Да будет свет». От разлома к починке, исправлению. Возвращение к изначальному плану: «И стал свет».

Но вслед за этим: Всевышний создает два светила. Идеал? Но! Одно светило большое, а другое малое. Мидраш чувствителен к такого рода вещам. Он рассказывает: луна была создана равной солнцу, но взбунтовалась, и в наказание Вс-вышний уменьшил ее. Снова разлом! Однако Вс-вышний предназначает одно светило для управления днем, другое ночью. Вот и исправление: у каждого свое предназначение. Реальность снова медленно возвращается к идеалу.

И сказал Всевышний: «Сделаем человека». По образу и подобию. Идеал? «И создал Всевышний человека» – снова разлом. Ведь делать – это довести до совершенства. Придать нужную форму. Но нет. Человек не «сделан», а лишь «создан», это разлом. И создан он сложным, испытывающим одиночество. Тычущимся в смыслы и теряющим их. Великий разлом мироздания. А где исправление? Вспоминаются слова мудреца Гилеля: «А теперь иди и учись». Тебя создали; теперь сделай себя сам. Не в этом ли образ и подобие венца творения? Рамбам пишет: «Захочет – будет праведником, а захочет – злодеем». Мы можем сделать себя сами. Нет предопределения. Эту часть Творения предстоит исправить нам самим.

Сказано в мидрашах (Берешит Раба): «Тшува, раскаяние предшествует миру». Вот объяснение этой странной фразы – оно тут, в нашей недельной главе. Таков план мира: совершенство – кризис – исправление/раскаяние. Вот для этого и создан мир. Разлом, кризис, катастрофа – неотъемлемая его часть. Потому что исправление, раскаяние возможны, только когда есть разлом.

Вот это настоящий, глубокий оптимизм, который знает, что есть боль и разлом. Но при этом он и осознает, что это временное состояние. «Разломанный» мир создан во имя нас. Мы тут, чтоб склеить его.

Об авторе:

Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь-студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки-философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из русских царей.

Хотите как следует разобраться в Торе, начав с основ – книги Берешит?

Записывайтесь на курс Айзика Рохлина «Книга Берешит. От Сотворения Мира до Египетского рабства». Занятия в Синагоге Петербурга (Лермонтовский, 2) по четвергам 18:30 – 20:00, начало 11 октября.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину