18.10.2018
Почему евреи – ненормальный народ
Тора: идеи для жизни с Беллой Слуцкин. Глава Лех Леха
Рекомендуем ознакомиться с текстом главы «Лех Леха» тут
Продолжаем книгу Берешит. Предыдущая глава оканчивалась информацией о семье Авраама.
Терах – отец Авраама, два его сына – Авраам и Нахор с женами и внук Лот уходят из Ур Касдим, чтобы идти в землю Ханаанскую, но остаются в Харане. Устная Тора нам рассказывает, что в Ур Касдим Авраама бросили в котел, но он выжил, а брат его Аран – нет. Не от гонений ли бежал Терах со своей семьей? Почему они осели в Харане и не дошли до своей земли, нам неизвестно. Но зато нам известно, что уже тогда они направлялись в Кнаан.
Авраам – потомок Эвера из сыновей Шема. Он был пророком. Принадлежность к семье Эвера дала ему и прозвище – Авраам аиври (Авраам еврей) и способность к пророчеству. И шла его семья в землю ивриим. Так говорит Иосеф: «Я был украден из земли ивриим». То есть туда, где и должны были б жить несколько тысячелетий спустя их далекий потомок – Тевия молочник, который говорит: «Мы всегда готовы встать и идти туда. Не поэтому ли мы не снимаем шапок с головы».
Терах умирает в Харане. Его сын Нахор пускает там корни. Авраам же получает указание от Творца: «Иди из земли своей, с родины своей, из дома отца своего в землю, которую Я укажу тебе. И сделаю тебя большим народом».
Так зарождается наш народ. Про нашего праотца Авраама рассказывает устная Тора: он жил в поколении вавилонской башни. Идея единства, на которой взросла эта башня, была близка Аврааму. Но он понимал, что единства самого по себе в физическом мире нет, и даже человеческая мощь не может быть таким единством. Оно следствие иного единства. Мидраш рассказывает, что Авраам изучал природу и понял, что в ней нет единого начала. Солнце, луна, облака, ветер... никакая из природных сил не является абсолютно независимой. Но мир существует как единая система. Значит, Причина всех причин вне природы.
Главная идея монотеизма не в том, что Б-г един, а в том что надприроден. Его единичность – следствие этой надприродности. Б-г Авраама не естественен, не имманентен миру, в отличие от языческих идолов, олицетворяющих силы природы. Б–г Авраама – источник морали, коей в природе нет.
Вся наша глава занята вопросами «неестестественности» жизни Авраама. «Поступки праотцов – знак потомкам», – учит нас Устная Тора. Все, что произошло с ним, происходит и с нами.
Неестественно уходить человеку с родины и из дома отца, чтобы стать народом. Народ живет там, где рождается, где все напоминает ему о детстве – от запахов до песен. Но наша судьба не такова. «Рассеянный и развеянный», – говорит о нашем народе злодей Аман. Кто ж лучше настоящих врагов знает нашу суть? И вот мы в головных уборах и с узелками мотаемся тысячелетиями от народа к народу, пока не придем в землю, текущую молоком и медом. Но и оказавшись там, не начинаем вбивать колья для шатров: «И был голод в земле Кнаанской». Авраам уходит в Египет.
То, что для любого народа естественное условие существования, его земля, для нас – труднодостижимая цель.
«И сделаю тебя большим народом». Но! Сара – жена Авраама не родила ему сына. Авраам согласен на сына от наложницы. Так рождается Ишмаэль. И долгая, нескончаемая история выяснения, кто ж наследует Аврааму: Ишмаэль или Ицхак, который родится у него вопреки законам природы в 100 лет? Вс-вышний говорит однозначно: Ишмаэль будет большим народом. Но завет мой заключу с Ицхаком.
В нашей главе два завета, которые заключает Творец с Авраамом.
Первый – «Брит бейн абетарим», «Завет между половинками». Вс-вышний обещает Аврааму эту землю. Авраам просит знак: «Как же я буду знать, что эта земля наша?»
Ни француз, ни русский не начинает свой день с размышлении, а наша ли эта земля. Это так естественно, что народ живет на своей земле. Но не для нас. И повелевает ему Вс-вышний разрубить животных на две половинки, и слышит он пророчество и видит печь: «Пришельцами будут дети твои в земле чужой 400 лет, но Я выведу их оттуда».
Вы понимаете, чтоб у нас возникло естественное чувство право на свою страну, мы должны пережить рабство и изгнание, убийство младенцев в Египте и печи Европы.
И второй завет: «Брит мила», обрезание.
Самое естественное для человека – половые отношения. Но и там у нас знак.
Естественное не означает моральное. Мы здесь, чтоб жить неестественно.
Вс-вышний, добавляя к имени Авраама букву «hей» ה, говорит: «Будешь отцом Амон гоим – многих народов». Простой перевод слова «амон» – «много». Но есть еще один смысл: «амон» – это ностальгия, печаль по утраченному. Все народы, глядя на тебя будут вспоминать о Том, Кто сказал этому миру: «Будь»! Нас можно любить за это или ненавидеть, но равнодушным к этому внутреннему голосу печали быть нельзя.
70 народов создал творец. Миру естественны 70. И один неестественный – 71.
Неестественна наша история. Неестественно наше выживание в печах. Неестественно наше возрождение на нашей земле.
А кто сказал, что естественно – это правильно?
Об авторе:
Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь – студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки–философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из русских царей.
Предыдущие статьи серии
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2