Все проекты
Общину поддержали 38899 раз

Кому ты служишь?

Тора: идеи для жизни с Беллой Слуцкин. Глава Вайера

Глава «Вайера». Кульминация избрания Вс-вышним Авраама. И главный вопрос - как этой главы, так и любого избранничества: кому ты служишь?

Человеческое эго способно заменить собой весь мир. Наполнить его собою, подменить любое понятие и кинуться с флагом в бой, казалось бы, за высокую цель, а на деле - за себя.

И нет в этом мире эмоции, равной по силе чувству собственной исключительности.

Авраам идет по лезвию ножа. Одна ошибка, момент слабости - и он утонет в пучине. Его исключительность особенная - подтвержденная Творцом.

Гостеприимство или пророчество?

«И открылся Творец Аврааму в дубраве Мамре». Авраам в этот момент сидит у входа в шатер.

Единственный пример откровения без переданного нам содержания. Мы не знаем, что Аврааму сказали на этой аудиенции. Раши объясняет, что Творец пришел навестить Авраама после обрезания. Личный контакт. Самое сильное выражение близости с Творцом: «бикур холим» - «посещение больных». Даже Моше, отец всех пророков, удостаивался откровения для того, чтобы передать знания народу.

Но в этот момент Авраам видит троих путников. Перед ним выбор. С одной стороны, пророчество: трансцендентное раскрывается земному ради личного контакта - что может быть исключительнее? С другой, три усталых путника, которым не мешало бы предложить воды - что может быть обыденнее?

Вопрос «Кому ты служишь?» главный в нашей главе. Творцу или себе? Что такое заповедь гостеприимства в сравнении с исключительностью пророчества для эго? Что такое удостоиться заповеди Творца в сравнении с лестной беседой для того, кто Ему служит?

Следующие действия Авраама описаны динамично. «И встал, и поспешил, и сказал, и взял». Да еще и упрашивал их не проходить мимо. Выбор Авраама говорит сам за себя.

Раши объясняет, что тремя путниками оказались три ангела, посланных каждый со своей целью. Рафаэль пришел излечить Авраама после обрезания. Гавриэль - наказать грешный город Сдом. Михаэль - спасти одного сдомитянина, племянника Авраама Лота. Также они сообщают Аврааму о том, что у Сары родится сын Ицхак. Наш второй праотец.

В Устной Торе сказано, что главное качество Авраама - «хесед», милосердие. Что было бы, если б Авраам предпочел службу эго своему божественному милосердию? Родился бы у него Ицхак? Или эта ошибка стоила бы ему потери избрания?

Милосердие или «упрек грешникам»?

Вс-вышний не скрывает от Авраама, что Сдом погибнет. Гавриэль уже на пути туда. Сдом- целый город грешников. Грех в Сдоме освящен законом. Он стал нормой. Что-то похожее мы видели в поколении потопа. Сдомитяне живут в богатом городе. Не грабят. Не убивают. Наслаждаются спокойной, сытой жизнью. В чем же их грех? Сдом выбрал особый путь: обрубить все контакты с внешним миром, себя путем консервации. "Мое - мое, твое - твое". Качество, противоположное милосердию. Забредший туда нищий умирал от голода среди изобилия. «Мир построен милосердием», читаем мы в псалмах. Чтобы жить, надо дышать. Сам факт жизни - обмен с окружающей средой. Изоляция - нарушение законов Творения. Мир устроен иначе.

И вот Авраам, человек милосердия, который как никто другой понимает это, идет к Творцу и просит за Сдом. А как же заповедь «упрека грешников», радость от наказания виновных, столь излюбленные сегодня?

Кому ты служишь?

Заповедь «упрека грешникам» очень здорово обслуживает религиозное эго. Поэтому ее применение ограничено массой условий. Чтобы служить себе, много ума не надо. Авраам бьется за сдомитян до последнего. Но в городе не нашлось и десяти праведников. Сдом теряет право на существование, как и поколение потопа, изменившее законам Творения.

Но молитва Авраама спасает его племянника. Благодаря Аврааму спасается Лот и его дочери. Какое это имеет отношение к предназначению Авраама распространять имя Вс-вышнего в мире? Кровь стынет: Лот вступает в запрещенную связь со своими дочерями. Ассоциация с поколением потопа очевидна. И вот... из тьмы этой пещеры, в которой отец ложится с дочерями, рождается Моав. Помните моавитянку Рут, которая благодаря своему милосердию удостоилась стать прабабушкой царя Давида? А Машиах - это сын Давида. Мессианская линия начинается тут. Во тьме ужасного греха. Из разлома рождается исправление. Так мы учили в главе Берешит.

А если б Авраам предпочел милосердию упрек? Что было бы с Лотом? С Рут? СДавидом? С Машиахом?

«Возьми сына своего единственного...»

«И испытывал Всевышний Авраама, и сказал: Авраам, Авраам, возьми сына своего, единственного, которого ты любишь, и иди себе в землю Мория, и принеси его в жертву его там на одной из гор».

И встал Авраам рано утром. Три дня пути, полных оглушающего молчания. Милосердный Авраам, который учит людей, что человеческие жертвы запрещены, идет три дня со своим сыном, рожденным в глубокой старости вопреки законам природы, в котором ему обещано продолжение, чтобы принести его в жертву. Опять стынет кровь. Может ли быть что-нибудь абсурдней этого поступка?

Из кровосмесительной связи Лота с его дочерями рождается Машиах. Что может родиться из убийства того, в ком обещано продолжение? Это конец. Конец всему. Доверию к тебе - ведь ты тот, кто учил другому. Продолжению, ведь больше детей у тебя не будет. Мудрецы подчеркивают это напряжение. Они населяют этот трехдневный ужас молчания разными образами. Рекой, которая не дает Аврааму продолжить путь; старцем, который объясняет ему все безумие его поведения... Он может вернуться назад. Еще не поздно. Но он идет. И идет не один. Они идут вдвоем. Вместе.

Он - милосердие - и Ицхак - мужество, суд.

И вот поднимает Авраам глаза и видит гору, окутанную облаком. Только он и Ицхак видят ее. Дальше дорога открыта только для двоих.

Спутники остаются ждать внизу с ослом. У слова «осел», «хамор», на иврите тот же корень, что и у слова «материя». Спутники находятся в материальном мире. А Авраам и Ицхак - на высях познания, где, как сказал классик, «безумье и снег».

Авраам строит жертвенник, укладывает на него связанного Ицхака. Заносит над ним нож. И вот тогда он слышит: «Не простирай руки своей на него». Авраам останавливается. И далее: «Потому что теперь я знаю, что страшишься ты Б-га». Теперь? Не тогда, когда он встал чуть свет исполнить чудовищный приказ? Не в те три дня леденящего душу молчания, когда еще не поздно вернуться. Теперь, когда он остановился? Что там вообще произошло?

Экзамен, главным вопросом которого было: «Кому ты служишь?». Эго верующего человека вообще очень сильно. Ты ведь молодец, в отличие от них. Ты живешь с богом, хотя мог бы уух, момент жертвенности сладок. Я из-за заповеди сам себя лишаю ништяков. Человеческая жертва - кульминация любой жертвенности. Сына? Единственного? Которого любишь? Не пожалел? Wow!

КОМУ? Кому не пожалел? Своей исключительности или Б-гу?

Авраам останавливается в ту минуту, когда эго готово сорваться вскачь. Потому что служил он Творцу. И только Ему.

День этот был Рош Ашана. «За то, что сделал ты это, благословятся тобою народы. Не пожалел сына своего МНЕ».

Это экзамен любому религиозному еврею: «Кому ты служишь?»

Об авторе:

Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь – студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки–философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из русских царей.

Предыдущие статьи серии

Лех Леха. Почему евреи - ненормальный народ

Ноах. Границы морали и исправительный ковчег

Берешит. Склеить разломанный мир


Вконтакте

АНОНСЫ

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину