Все проекты
Общину поддержали 31051 раз

Границы морали и исправительный ковчег

Тора: идеи для жизни с Беллой Слуцкин. Глава Ноах

Рекомендуем перечитать увлекательную и полную событий главу «Ноах», текст тут

Десять поколений прошло от Адама до Ноаха. Десять поколений, которые строили, разрушая. Пытаясь найти свое место в мире и испытывая границы дозволенного. Входя в контакт с Небесами в поколения Шема и Эвера и восставая против них в поколение Эноша. Создавая города, музыку и оружие.

За что был разрушен мир

«И извратила всякая плоть пути свои» к десятому поколению. Брали «сыновья сильных» (судей) себе замужних женщин, мужчин и животных. Все спаривается со всем.

Поколение Потопа было наказано за разврат. Но комментаторы объясняют, что окончательный приговор о наказании был подписан Небесами за воровство.
В иврите для понятия «воровство» есть два слова: «гезель» (мелкое воровство) и «гнива» (серьезная кража). Так вот: подписали наказание за гезель. Это коварная вещь. Вода камень точит. Каждый раз по чуть-чуть. Наказание не полагается, но обкраденный потихоньку остается на бобах. И волки сыты, и овцы сьедены. С этим нельзя ничего поделать.

То, за что не полагается наказания, не запрещено. То, что не запрещено, разрешено; оно повторяется и становится нормой. Границы размыты, добро и зло перемешаны и слеплены заново, основываясь на принятом в этом поколении: «все делают так».

Такая норма – это разлом, который не починишь косметическим ремонтом. Нужен ремонт капитальный: Потоп.

Четыре человеческие пары были допущены в ковчег Ноаха. Всего восемь человек смогли противостоять общественной норме. Животных было больше. Ковчег впускал в себя лишь тех, кто остался верен самому основному обязательству – перед своим видом.

Об этих животных Тора говорит: «муж и жена».

Весьма странное определение для животной пары: не «самка и самец», но «муж и жена». Оказывается, супружество как проявление верности существует и в животном мире. Верность своему виду. Верность творению. И это не самоочевидно, когда речь идет о нормах, принятых человечеством.

Вопрос границ нормы, морали встает в нашей главе во весь рост.

Кто ответственен за них? Есть ли в этих нормах что-то вечное, или они могут меняться вместе с человеческими представлениями? Поколение Потопа пыталось стереть различия между видами. Возможно так оно хотело прийти к единству, к самоценности любви? Гематрия (числовое значение) слова «любовь» на иврите – 13, такое же, как у слова «один». Все спаривается со всем. Что плохого?

Ответ на этот вопрос – Потоп. Нормы могут меняться, более того – должны. Но есть точка невозврата. В ковчег допущены лишь те, кто хранил верность творению. Которое было создано каждое по виду его. «Муж и жена».

Семь заповедей Ноаха – столпы морали

Через год после начала потопа Ноах выходит из ковчега в мир, начинающийся заново. Он сотворен, но не сделан. Делать его лишь предстоит. Строить границы понимания морали.

Человечество по окончании Потопа получает Семь Заповедей. Семь основных столпов. За их пределами – катастрофа. Человек уже знает, что она возможна. Вот они:

1 Запрет идолопоклонства. Ведь без веры в единого Б-га универсальность границ не устоит.

2 Запрет проклинать творца. Иначе ломается стержень человеческой личности – благодарность.

3 Запрет убийства.

4 Запрет воровства.

5 Запрет прелюбодеяния.

6 Запрет есть часть от неубитого животного.

7 Предписание создать систему судопроизводства. Чтобы общество не создало себе новых норм морали, кто-то должен за этим следить.

Перефразируем Достоевского: Бог есть. Он источник морали. Не все дозволено, хоть все можно понять.

Поколение Вавилонской башни – вызов Небесам

Следующее поколение, поколение Вавилонской башни, поняло очень важную вещь. Небеса могут возражать против изобретения собственных человеческих норм. Надо быть готовыми к новой катастрофе. Противостоять можно, лишь объединившись. Противопоставив общественное человеческое «я» божественному.

О царе Нимроде сказано: «Знал Творца и восстал против него». «Достоевщина» продолжается! «И был на земле один язык и одинаковые слова». Строительство башни объединило людей. Она их спасение, их надежа. Поиск единства продолжается. Поколение Потопа пыталось стереть границы между видами и полами. Поколение Вавилонской башни – между личностью и личностью, создавая совокупное человеческое «я»: ты такой же, как и я.

Звучит прекрасно. Стройка идет, цель объединяет. Но! Это такая цель, которая оправдывает средства. Рассказывают комментаторы Торы: когда падал с высоты башни кирпич, люди плакали. Ведь стройка замедлялась, пока еще поднимут следующий. Но когда падал человек, никто и ухом не вел. Ведь людей много, и все одинаковые. Если я точно такой же как ты, то кто-то из нас лишний.

Если я люблю тебя за то, что ты такой же как я, значит я люблю себя, а не тебя.

Вторая попытка поиска единства оканчивается плохо. Такое единство очень легко сломать. «И смешал Г-сподь язык всей земли». Перестав понимать друг друга, они стали друг друга ненавидеть. Поколение, ищущее совокупное человеческое «я» в одинаковости, получило название «Поколение разделения».

И вот тогда рождается Авраам.

Поиск единства и исправления разбитого только начинается.

Об авторе:

Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь-студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки-философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из русских царей.

Предыдущие статьи автора

Берешит. Склеить разломанный мир

Хотите как следует разобраться в Торе, начав с основ – книги Берешит?

Записывайтесь на курс Айзика Рохлина «Книга Берешит. От Сотворения Мира до Египетского рабства». Занятия в Синагоге Петербурга (Лермонтовский, 2) по четвергам 18:30 – 20:00


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину