19.09.2025
Почему так важно раскаяться в Рош Ашана?
С 1864 по 1878 год пост духовного раввина Санкт-Петербурга занимал рабби Ицхак Блазер (Ицеле Петербургер, 1872, Вильна – 1907, Иерусалим) – ученик рабби Исраэля Салантера, один из ведущих мыслителей движения Мусар. За время пребывания на этом посту рабби Блазер приобрел широкую известность и опубликовал несколько трудов, в том числе сборник респонсов «При Ицхак», поразивший тогдашних знатоков Торы глубиной познаний и остротой мысли автора. Помимо этого, петербургский раввин прославился как талантливый проповедник, чьи выступления неизменно пользовались успехом и привлекали многочисленных слушателей.
Предлагаем читателям пересказ одного из рассуждений рабби Блазера, приведенное в его книге Кохвей ор.
В трактате Рош га-Шана, 16а сказано:
Сказал рабби Круспедай со слов рабби Йоханана: три книги открываются на Рош Ашана. Одна – книга законченных злодеев, вторая – книга совершенных праведников, и третья – книга обычных людей. Совершенным праведникам немедленно даруется жизнь, законченные злодеи немедленно приговариваются к смерти, а обычным людям дается время от Рош Ашана до Йом Кипура: заслужат – будет им дарована жизнь, не заслужат – будут приговорены к смерти.
Развивая эту идею, Рамбам пишет:
Тому, кто был признан праведным, тотчас выносится окончательный приговор – жить. Тому, кто признан преступным, тотчас выносится окончательный приговор – умереть; а тому, кто оказался посередине, – откладывают ему до Йом Кипура. Если раскаялся, вынесут окончательный приговор к жизни, если нет – окончательный приговор к смерти.
Мишне Тора, Законы раскаяния, 3:6
Комментируя эти слова, рабби Блазер задал вопрос: почему судьбу человека в данном случае решает именно раскаяние, а не любая другая заповедь? Ведь в Талмуде сказано: «Учили мудрецу: пусть человек всегда считает себя наполовину оправданным, наполовину виновным: исполнит одну заповедь – счастлив он, ибо клонит [чашу весов] к оправданию; совершит один грех – горе ему, ибо склонит [чашу весов] к осуждению. Ибо сказано: «Один грешник погубит много хорошего» (Коѓелет, 9:18) – из-за одного греха лишится множества благ» (Кидушин, 40а-б). Иными словами, чашу весов может склонить любая заповедь, а не только одна конкретная.
Разумеется, пишет рабби Блазер, Рамбам в данном случае ничего не придумал, а лишь следовал мнению Иерусалимского Талмуда, где сказано: «Среднему дается десять дней раскаяния между Рош Ашана и Йом Кипуром. Если раскается, то будет записан с праведниками; если нет, будет записан с грешниками» (Рош Ашана, 1:3). Однако вопрос все равно остается: почему Вавилонский Талмуд говорит просто о заповеди, а Иерусалимский Талмуд и, вслед за ним, Рамбам – о совершенно конкретной заповеди (раскаянии)?
Чтобы ответить на этот вопрос, рабби Блазер обратился к истории, приведенной в трактате Йома, 87а:
Некий мясник чем-то огорчил Рава и не являлся к нему, чтобы умилостивить его. Накануне Йом Кипура решил Рав: пойду-ка я сам и умилостивлю его, коли он не идет ко мне. Встретил его рав Ѓуна и спросил: куда идет господин мой? Ответил Рав: умилостивить мясника. Сказал рав Ѓуна: убить человека идет Аба!
Пошел Рав и явился к мяснику, когда тот раскалывал бычью голову. Поднял мясник глаза, увидел Рава и сказал: это ты, Аба! Уходи, нет у меня с тобой дел. И когда раскалывал мясник бычью голову, отскочила кость, ударила его по шее и убила.
Естественно, возникает вопрос: почему мясник заслужил смерть? Что он сделал неправильно?
На этот вопрос рабби Блазер отвечал: во-первых, когда у человека есть возможность раскаяться, и он ей пренебрегает, это очень тяжкий грех. А во-вторых, хотя в основе самой идеи раскаяния лежит милосердие, оно никак не отменяет идеи правосудия. Более того, хотя искреннее раскаяние стирает прошлое и делает грехи как бы не бывшими, это происходит именно благодаря «правосудию»: человек судит себя и свои поступки, и испытывает при этом сожаление и душевные муки.
Грех мясника оказался особенно тяжким по двум причинам. Во-первых, поскольку Рав сам пришел к нему, и, следовательно, мяснику не нужно было прилагать дополнительных усилий, чтобы попросить прощение и помириться; а во-вторых, поскольку это произошло именно накануне Йом Кипура. А между тем, как пишет Рамбам, это – наиболее благоприятное время для раскаяния: «Хотя обращение к Богу в раскаянии и горячая молитва действенны всегда, но в десять дней между Рош Ашана и Йом Кипуром они просто великолепны и принимаются сразу же, как сказано: «Ищите Господа, когда Он находится рядом, обращайтесь к Нему, когда Он близок» (Йешаяѓу, 55:6)» (Законы раскаяния, 2:8). Того, кто не раскаялся в эти дни, рабейну Йона («Врата раскаяния») уподобил узнику, который отказался воспользоваться подкопом и бежать вместе с товарищами, но добровольно остался в узилище.
Именно поэтому, заключил рабби Блазер, в Десять дней трепета «средним» необходимо не просто исполнить какую-нибудь заповедь, но именно раскаяться. В любое другое время чашу весов действительно может склонить любой достойный поступок (или, не дай Бог, любой грех). Однако в десять дней трепета обычной заповеди недостаточно – поскольку грех уклонения от раскаяния является настолько тяжким, что перевесит любое количество заповедей. Необходимо именно раскаяться – только это склонит чашу весов к оправданию и позволит записать человека в книгу жизни.
Материал подготовил Евгений Левин
Читайте также:
Рав Ицеле Петербургер
Там, где плакал солдат... Легенда о возведении петербургской Синагоги
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2