16.10.2018
Покоящиеся на Сестрорецком: Борух Иоффе и семья Гутерманов
Девять месяцев прошло с нашей последней публикации о старом Еврейском кладбище в Сестрорецке. За это время удалось установить связь еще с несколькими семьями, чьи предки покоятся на этой земле. Рассказывает одна из главных активистов проекта по восстановлению еврейского кладбища Сестрорецка - Любовь Брук.
Борух Аронович Иоффе (скончался в 1940)
Знакомство с семьей Боруха Ароновича Иоффе состоялось летом 2018 года. Его правнук, Михаил Глазман, приехал со своей семьей из Торонто в Россию, чтобы навестить могилу прадеда. Он любезно предоставил архивные фотографии кладбища, а также поделился семейной историей.
Борух Аронович Иоффе жил с семьей в собственном доме в Сестрорецке по адресу ул. Коммунаров, 24, на месте нынешних «Хозтоваров». Он владел магазином строительных материалов и небольшой ящичной мастерской, в которой было занято около пяти рабочих, а также имел в собственности несколько лошадей, грузовых повозок и легковую коляску. В общем, был человеком с деловой жилкой. Его семейство состояло из жены Сони и троих детей - старшей дочери Фени, средней Мины и младшего сына Илюши.
В сентябре этого года внук Бориса Ароновича, Михаила Иоффе (Нью-Йорк), опубликовал рассказ-воспоминание о своем предке, который назвал "Дедушка и смерть".
Семья Б. А. Иоффе у своего дома на ул. Коммунаров, д. 24. 1922 г. На правой стороне фотографии семья Иоффе. Глава семейства - Борух Иоффе с бородой. Его жена София - крайняя справа во втором ряду, сидит на стуле. Трое детей: позади Боруха, положив руки на плечи родителей, - Мина, бабушка Михаила Глазмана. На земле сидит Илья (его сын Михаил Иоффе написал рассказ), и Фаина. Правообладатель фотографии: Михаил Глазман (Торонто)
10-летие со дня смерти Баруха Иоффе. Сестрорецкое кладбище, 1950 г. У надгробия слева направо стоят Илья Иоффе (сын), Ева Глазман (внучка) и Фаина (дочь, в белом платье) с мужем Барихом Цейтлиным. Правообладатель фотографии: Михаил Глазман (Торонто)
10-летие со дня смерти Баруха Иоффе Сестрорецкое кладбище, 1950. Слева направо: внуки Лев Цейтлин, Ева Глазман, и Фаина Цейтлин (Иоффе). Правообладатель фотографии: Михаил Глазман (Торонто)
Семья Гутерманов
В одной из предыдущих публикаций мы рассказывали о Борухе Гутермане и его жене Мирьям Их праправнук Лев Гутерман смог восстановить историю всех последующих поколений своей семьи. Недавно ему удалось обнаружить сертификат на польском, из которого следует, что Борух Гутерман, ушел служить в 22 года, будучи женатым мужчиной. Они с женой принадлежали к Бялоленкской еврейской общине (Варшава, Польша). Борух служил канониром на Сестрорецком оружейном заводе. Сохранился документ, в котором говорится: «В походах и сражениях был 1855 года июня 14. Во время бомбардирования Сестрорецка войсками англо-французского флота находился в наличном составе заводских чинов составлявших собой отдельный гарнизон». Был награжден по указу императора Александра II за участие в обороне завода во время Крымской войны (1853-1856), а также за «беспорочную службу».
Именной документ военного ведомства, который семье Гутерманов удалось пронести через блокаду и сохранить по сей день
На старом еврейском кладбище похоронены также их сыновья, Иоесль и Моисей, известные лесопромышленники. В 1911 году они основали завод на берегу реки Сестры Завод, который продолжал работу после национализации вплоть до Великой Отечественной войны. Третий сын Боруха и Мирьям, Шлема-Ицко (Шломо), пошел по следам отца и продолжил заниматься торговлей.
Место, где располагался лесопильный завод братьев Гутерманов (карта 1871 года). Источник: http://www.beloostrov.ru/stat.php?page=stat_18
Лев Гутерман является потомком Иосифа и продолжает поиск родственников по линии Шломо и Михаила.
Как выяснилось, Гутерманы состояли в родстве с Лаферами; один из представителей этой семьи состоял в браке с дочерью Боруха. Захоронения Лаферов обнаружены рядом с семейной усыпальницей Гутерманов. Благодаря данным, обнаруженным в ЦГИА , удалось узнать, что Лафер был отставным унтер-офицером «служительской роты 1 Санкт-Петербургской военной гимназии». У него было двое сыновей: торговец Семен-Берел и сапожный мастер Элья.
Продолжаем искать родственников!
За этот год на связь вышли еще несколько человек, которые занялись поиском сведений о своих родственниках и восстановлением документов на захоронения. Это стало возможно благодаря освещению истории старого еврейского кладбища. И все же большинство ответственных за захоронения еще предстоит найти. Ведь в советские годы, а позже в годы массовой эмиграции многие семьи утратили часть семейной истории и открывают ее только сейчас. Поэтому нам очень нужна помощь читателей в распространении информации. Все важные новости размещаются в группах, посвященных старому еврейскому кладбищу:
Нужна помощь в уборке кладбища
Остается нерешенной проблема уборки кладбища, которое вновь начало сильно зарастать. Родственники, вышедшие с нами на связь, в основном пожилые люди, которые не в силах производить необходимые мероприятия по уборке кладбища или проживают за границей. Если найдутся волонтеры, мы будет рады любой помощи. Для этого пишите на почту: [email protected]
О Сестрорецком еврейском кладбище читайте также тут:
Сестрорецкое еврейское кладбище. Почему мы ищем родственников похороненных?
Сестрорецкое еврейское кладбище оцифровано
Тайны и боль Сестрорецкого еврейского кладбища
Текст и фото: Любовь Брук
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2