Все проекты
Общину поддержали 29702 раз

В Петербурге откроют выставку, посвященную раввинам Медалье

31 мая в Государственном музее истории религии открывается выставка, посвященная династии раввинов Медалье и еврейской религиозной жизни в Москве и Ленинграде XX в. Семью Медалье до сих пор знают и помнят в Петербурге.

«Реб Авром Медалье был одним из столпов религиозного еврейства Ленинграда. Однажды я спросил его: ''Почему вы, мои учителя, передаете знания мне, а не вашим детям?..'' Раввин Авром Медалье ответил мне: ''Мы не верим, что наши дети смогут соблюдать еврейский закон. А тот, кто не исполняет, потому что не знает, будет наказан меньше, чем тот, кто знает, но не исполняет...''». (вспоминает р. Исаак Коган)

Проект «Династия Медалье»

Выставка проходит в рамках мемориального проекта «Династия Медалье». На протяжении многих десятилетий они играли видную роль в жизни религиозного еврейства Российской империи и СССР.

В 2013 г., к 75-летию расстрела р. Медалье, был создан международный мемориальный комитет, призванный увековечить его заслуги. Была проведена работа по сбору документов и материалов, легших в основу одноименной выставки в Еврейском музее.

В 2015 г. в Москве и Петербурге прошли презентации книги «Династия Медалье». В феврале 2016 года вторая выставка о династии прошла в Львовском музее истории религии. Третья выставка, которая открывается в ГМИРе, раскроет «ленинградскую главу» в жизни династии. В планах – продемонстрировать экспонаты в Иерусалиме.

Быть раввином – государственная измена

Наиболее известным представителем семьи был Шмер-Лейб Медалье – раввин Тулы, Кролевца, Витебска, Москвы и де-факто главный раввин СССР, трагически погибший в годы сталинских репрессий. Глава семьи, его жена и дети стали свидетелями самых неприглядных страниц в истории российского еврейства. По всему советскому союзу закрывали молельные дома, а раввинов, священников и муфтиев арестовывали. В стране, где служение Вс-вышнему приравнивалось к государственной измене, р. Медалье продолжал оставаться раввином.

Династия Медалье выставка в СПбРаввин Шмерль-Лейб Медалье

Династия Медалье выставка в СПбУведомление витебского губернатора о «благонадежности» раввина Медалье, адресованное в Департамент духовных дел иностранных исповеданий. 10 декабря 1908

Преследования начались сразу после революции, семье приходилось менять город за городом. И в каждом новом городе р. Медалье организовывал подпольные школы по изучению Торы, секретные миквы, проводил кампании в защиту синагог и хедеров. В 1930-е годы он создал раввинский суд в Москве, когда это было уже категорически запрещено, стал одним из лидеров полуподпольного Совета раввинов СССР, а затем и главным раввином Москвы, неофициально считался главой всего религиозного еврейства страны. Он был последним раввином в советское время, выдвинутым на должность самой общиной.

Династия Медалье выставка в СПб«Суд над хедером». Обложка витебской пропагандистской брошюры на идиш с опубликованной речью раввина Медалье. 1922

Активность Медалье не могла остаться незамеченной властями. В 1937 году Шмер-Лейб Медалье был арестован по сфальсифицированному обвинению. Его жена Двора писала Сталину письма: «Единственное, в чем его можно было бы обвинить, это то, что он раввин...» Письма оставались без ответа. Его расстрел в апреле 1938 года – событие даже по меркам советского времени из ряда вон выходящее: несмотря чрезвычайно сильное гонение на религию, представителей высших духовных чинов не приговаривали к высшей мере наказания.

Вскоре та же участь постигнет и его сына.

Вдову Медалье Двору тоже арестовали (по преданию, при аресте ей вырвали серьги из ушей). Она была сослана в Казахстан, в Баян-Аул. Всю жизнь Двора славилась тем, что красиво вязала и вышивала. В ссылке это пригодилось — подрабатывала вышиванием. Из Баян-Аула ее вызволил в 1946 году ее сын – он приехал в форме офицера Красной Армии и перевез мать в Ленинград, где Двора осталась у дочери Зины. Она умерла в 1962 году и похоронена на Еврейском кладбище в Ленинграде.

Всех репрессированные представителей дома Медалье впоследствии реабилитируют. Кого-то через 20 лет, кого-то через 76.

Династия Медалье выставка в СПбЖена р. Медалье Двора

Династия Медалье выставка в СПбПисьмо Дворы Медалье Иосифу Сталину с просьбой освободить арестованного мужа. Апрель 1938

Династия Медалье выставка в СПбСправка о расстреле

Ленинградская глава в истории дома Медалье

Жизнь представителей семьи Медалье тесно связана с Ленинградом, где по сей день проживают три внучки величайшего раввина Шмер-Лейба Медалье. Одна из них, (Гина-Муся Медалье) замужем за старейшим прихожанином Хоральной синагоги И. Бароном.

У Шмер-Лейба было 11 детей. Трое сыновей – Авром, Арон и Берл Медалье – были раввинами в городе на Неве. Так Авром Медалье преподавал математику в вузе, давал частные уроки, но прославился в узких кругах как самый авторитетный знаток еврейского закона в послевоенном Ленинграде. Он получил религиозное образование еще при старом режиме, был учителем для многих сотен религиозных евреев. Среди его учеников такие знаменитые раввины, как Исаак Коган (раввин синагоги на Б. Бронной улице в Москве), главный раввин Украины Моше Асман, р. Михаэль Кориц и известный ученый Илья Дворкин.

После смерти легендарного раввина Лубанова община хотела поставить своим раввином именно Аврома Медалье – интеллигентного, мягкого, глубоко уважаемого человека, но власти этого сделать общине не дали. В годы войны он эвакуировал детей из Ленинграда и спас множество жизней. Благодаря ему десятки еврейских детей смогли подготовиться и пройти обряд бар-мицвы, а десятки пар – сочетаться браком по еврейской традиции.

О предстоящей выставке

На выставке в Петербурге впервые будут представлены предметы, изъятые в 1930-х гг. по решению Моссовета из нескольких синагог Москвы в период их закрытия. Эти предметы, поступившие в Центральный антирелигиозный музей, с 1947 г. хранятся в Музее истории религии, но никогда ранее не были представлены широкой публике.

Среди экспонатов будет также свиток Торы, парохет (занавес) и арон а-кодеш (Ковчег Святыни) из знаменитой синагоги Полякова на Большой Бронной в Москве, а также несколько уникальных предметов из Большой Хоральной Синагоги Петербурга.

Со-организатором выставки выступает российско-израильский политолог Илья Васильев, проделавший колоссальную работу по популяризации вклада семьи Медалье в историю российского еврейства.

Специально для выставки подготовлены иллюстрированный каталог и буклеты, а некоторые предметы из собрания музея были реставрированы к ее открытию.

Использованы выдержки и фотографии из каталога «Династия Медалье» Ильи Васильева.

 

Династия Медалье выставка в СПбПредположительно, раввин Яков Идель Медалье, отец раввина Шмерль-Лейба. Витебск, начало ХХ века Династия Медалье выставка в СПбПредположительно, Лея Медалье, мать раввина Шмерль-Лейба. Первая четверть ХХ века

Династия Медалье выставка в СПбТитульный лист пропагандистской брошюры «Долой раввинов», в которой несколько страниц «посвящено» Шмерль-Лейбу Медалье и другим витебским раввинам. 1923

Династия Медалье выставка в СПбГирш (справа) и Моисей Медалье, сыновья Шмерль-Лейба Медалье. 1932–1934. Лицо Моисея затерто, видимо, чтобы скрыть родство с репрессированным

Некоторые факты из жизни семьи Медалье

«...Многие обращались к нему [Ш.-Л. Медалье] за советом, просили быть арбитром в важнейших проблемах еврейского народа. Он умел найти общий язык с разными общинами, его уважали и любили как хасиды, так и их противники миснагеды, которые ценили его знания и честность. Он опекал даже солдат-евреев, служивших поблизости». (Давид Лау, главный раввин Израиля)

«Рав Медалье родился в 1873 году, в местечке Кретинга в Литве. Отец его, рав Яков Идель, да будет благословенна память его, был сыном рава Меира; говорят, что у него была грамота, подтверждающая его происхождение, с одной стороны, от Махараля из Праги, а с другой — от Тосефистов, мудрецов Средневековья» (Давид Лау, главный раввин Израиля)

«Когда Ш.-Л. Й. Медалье было 11 лет, р. А.-Л. Липкин, восхищенный успехами мальчика в учебе, разрешил ему надевать тфилин, правда, не произнося при этом благословения (обычно тфилин надевают только мужчины, достигшие религиозного совершеннолетия, т. е. старше 13 лет)». (Юрий Снопов, Россия)

Во время Первой мировой войны деятельность р. Медалье была тесно связана с оказанием помощи беженцам. Насильственное выселение из прифронтовой полосы (из Ковенской, Виленской и др. губерний) в 1915 году вынудило десятки тысяч евреев отправиться на восток». (Юрий Снопов, Россия)

Рассказывают, что дочь главного раввина Москвы Шмерль-Лейба Медалье Зину родные за благородство души, набожность и знание еврейской традиции называли «раввином в юбке». Однажды (в семидесятых) один из внуков спросил ее, зачем она в век научных знаний и всеобщего атеизма, когда человек побывал в Космосе и не нашел там никакого бога, все же продолжает соблюдать заповеди. Бабушка ответила: «Я обещала папе не бросать Б-га. И я Eго не бросила». (Записано со слов правнука раввина соавтора проекта «Династия Медалье» Марка Гейликмана)

В семье догадывались о гибели раввина Медалье и его сына Моисея, но не имели об этом сведений. В папке НКВД с делом Медалье к справке о расстреле подшита секретная бумага Военной коллегии от 23 октября 1956 года. В ней – указание ЗАГСу выдать дочери раввина Берте свидетельство о смерти ее отца (якобы во время отбывания наказания) 24 января 1942 года. Справки о реабилитации расставили точки над i лишь в 1957-м.

Еще один сын Шмер-Лейба Гилель Медалье родился в Витебске 4 октября 1914 года. В ранней юности он был дважды арестован за «симпатии к сионистской идее» и за нарушение принятого в Советской России закона, запрещавшего учебу в ешиве, посещал поэтические собрания, зачитывался Маяковским, увлекался поэзией, причем настолько, что – по семейному преданию – отец отправил его за границу, дабы юноша «не сбился с пути». Визу для Гилеля помогла получить первая жена Максима Горького Екатерина Пешкова. Отъезд состоялся в августе 1932 года, о чем свидетельствует чудом сохранившийся заграничный советский паспорт. Гилель сел на пароход в Одессе и покинул СССР на сорок лет.

«В тот день ко мне подошел профессор Абрам Львович Медалье и сказал, что слышал, мол, у меня есть проблема с каббалой – удостоверением от раввина на право работать шойхетом. "Так вот, я на самом деле аттестованный раввин, – сказал он. – Но в связи с тем, что я семь лет отсидел в тюрьме, не хочу, чтобы все это происходило публично". В его присутствии я порезал две курицы и петуха. Он одобрил, но сказал, что писать ничего не будет. "Если кто-нибудь спросит, – добавил он, – кто тебе давал разрешение, дай ему мой номер телефона, и я объясню, почему не мог написать"» (р. Исаак Коган).

Материал подготовила Елена Слабковская


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину