Все проекты
Общину поддержали 31061 раз

Принести в жертву сына. Психологическая реконструкция

Раввин Ури Суперфин приводит комментарии, разъясняющие непонятные места в истории жертвоприношения Авраама.

«И сказал Б-г: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе... И протянул Авраам руку, чтобы взять нож».

Когда дух закона «хватает за руки»

Зачем надо было писать в рассказе о заклании Ицхака: «И протянул Авраам руку». Казалось бы, это лишняя деталь? Конечно же, протягивают руку, если хотят взять нож! В свое время я видел комментарий, который объясняет это так: само тело Авраама уже настолько настроилось на волю Вс-вышнего, что автоматически поступало в соответствии с нею. В тот момент тело Авраама знало, что, в конечном счете, Вс-вышний не желает гибели Ицхака, и поэтому не хотело брать в руки нож. Авраам же, умом своим понимая, что получил это повеление, стремился выполнить Волю Творца, и, пересиливая сопротивление тела, тянулся к ножу! Поэтому-то его протягивание руки написано отдельно, как деталь нетривиальная.

...Интересно, что он сам думал об этой «забастовке» собственной руки? Кто знает, быть может, понимая, что его тело «знает лучше», Авраам все же предпочел действовать в соответствии с четким повелением? Буква закона главнее духа закона.

Даже если дух закона «хватает тебя за руки».

Подвиг отца или подвиг сына?

В истории жертвоприношения главный герой - Авраам. Повествование ведется о нем. Почему?

Раши говорит, что на момент заклания Ицхаку исполнилось 37 лет. Ибн-Эзра с этим категорически не согласен, он пишет от имени своего отца, что такого просто не может быть. Не может быть, чтобы поступок взрослого человека, осознанно взошедшего на жертвенник, позволившего принести себя в жертву во имя Творца, ценился бы меньше, чем готовность другого человека привести в исполнение это веление Б-га. Почему это акт заклания Ицхака везде в наших источниках упоминается, как заслуга Авраама, если Ицхаку было целых 37 лет?! Следовательно, пишет Ибн-Эзра, Ицхак был намного моложе. Он был в таком возрасте, когда еще приказ отца тотально обязывает. Даже если на кону жизнь.

А Раши? Что Раши может ответить на это? Думается, ответ прост: «Дашь милосердие Аврааму» (Миха 7:20). У Авраама основное качество – милосердие. У Ицхака – справедливость. Для Ицхака послушать пророка и лечь под нож было естественным, так как это правильно. И этого Ицхаку было достаточно. А вот Аврааму предстояло «сломать» себя. Превозмочь свою природную доброту ради воли Вс-вышнего.

Поэтому и заслуга, в большей степени, – его. Ему было труднее, как ни странно.

Предлагаем прочитать Вам историю жертвоприношения Авраама в первоисточнике (Вайера 22)

1. И было после этих речей: Б-г испытал Авраама. И сказал Он ему: Авраам! И сказал он: Вот я. 2. И сказал Он: Возьми же сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака, и иди на землю Мория, и вознеси его там в вознесение-всесожжение на одной из гор, о которой скажу тебе. 3. И поднялся Авраам рано утром и оседлал своего осла, и взял он двух отроков своих с собою, и Ицхака, сына своего, и наколол дров для всесожжения, и поднялся и пошел на место, о котором сказал ему Б-г. 4. На третий день поднял Авраам глаза свои и увидел то место издали. 5. И сказал Авраам своим отрокам: Оставайтесь здесь с ослом, я же с отроком, мы пойдем до сих пор, и поклонимся и возвратимся к вам. 6. И взял Авраам дрова для всесожжения и возложил на Ицхака, сына своего; и взял он в руку свою огонь и нож. И шли они оба вместе. 7. И сказал Ицхак Аврааму, своему отцу, и сказал он: Отец мой! И сказал он: Вот я, сын мой! И сказал он: Вот огонь и дрова, – где же агнец для всесожжения? 8. И сказал Авраам: Б-г узрит Себе агнца для всесожжения, ... сын мой. И шли они оба вместе. 9. И пришли на место, о котором сказал ему Б-г. И построил там Авраам жертвенник, и разложил он дрова, и связал Ицхака, сына своего, и положил его на жертвенник, поверх дров. 10. И протянул Авраам руку свою, и взял он нож, чтобы заколоть сына своего. 11. И воззвал к нему ангел Господень с небес и сказал: Авраам, Авраам! И сказал он: Вот я. 12. И сказал: Не простирай руки твоей к отроку, и не делай ему ничего. Ибо теперь знаю, что боишься Б-га ты, – и не сокрыл ты сына твоего, единственного твоего от Меня. 13. И поднял Авраам глаза свои после (того) и увидел: и вот овен запутался в заросли рогами своими. И пошел Авраам и взял овна, и вознес он его во всесожжение вместо сына своего. 14. И нарек Авраам имя месту тому: Господь узрит! Как говорится (по) сей день: На горе Господней зрим будет. 15. И воззвал ангел Господень к Аврааму во второй раз с небес, 16. И сказал: Мною клянусь, – говорит Господь, – за то, что ты сделал такое и не сокрыл сына твоего, единственного твоего; 17. Я благословлю, благословлю тебя и умножу, умножу потомство твое, как звезды небесные и как песок, что на морском берегу, и овладеет потомство твое вратами своих врагов. 18. И будут благословляться твоим потомством все племена земли, за то что ты послушал голоса Моего. 19. И возвратился Авраам к отрокам своим, и поднялись они и пошли вместе в Беер-Шеву, и обитал Авраам в Беер-Шеве.

Другие материалы рубрики

Стороны света и Святая Земля. Что они символизируют в иудаизме? Урок по главе Лех Леха


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину