06.01.2022
Как парень из Гатчины стал директором еврейской религиозной школы
Р. Йегуда Братуков рассказывает о своем детстве, пути к Торе и о том, как он стал директором петербургской еврейской школы-пансиона «Любавич».
Школьные годы
Я родился в Гатчине, учился там в обычной общеобразовательной школе. У нас была дружная семья. Мои родители уже много лет вместе. У меня есть сестра-двойняшка и младшая сестра.
Я часто ходил к моим еврейским бабушке с дедушкой, которые жили рядом. Родным языком для них был идиш, слушать их речь мне было очень интересно.
Мы не особенно соблюдали еврейские традиции. Но мама говорила, что в субботу нельзя убирать в квартире, заниматься грязной работой, готовить. Я тогда не обращал на это внимания и делал по-своему.
Папа ездил в синагогу за мацой, которую мы все дружно ели с бульоном. Я угощал мацой товарищей из двора. Для них это было что-то необычное, удивительное. Я и сам тогда не знал, что означает маца, с какой традицией она связана.
Рыбное хозяйство
В 1995 г. я поступил в Морской технический лицей № 128 на пр. Народного Ополчения. Он относился к Министерству рыбного хозяйства. Мы проходили практику в порту в Автово. Я закончил свою учебу там в 1998 г.
Еще учась в лицее, я устроился работать на завод «Пищевик» на Лиговском пр. Этот завод выпускал рыбные пресервы и консервы. Я работал на конвейере.
Мигдаль Ор. Ешива в Москве
В 1997 г. мои родители собрались эмигрировать в Израиль. Мы прошли подготовку, консульскую проверку. Но потом родители передумали уезжать.
В 1998 г. я стал ходить в Мигдаль Ор на уроки иврита, которые проводил Юра Каплан, посещать занятия по еврейской истории. Постепенно, я начал ходить туда и на занятия по иудаизму, которые проводили р. Элазар Нездатный, р. Йегуда Лакомцев, р. Давид Баргман.
Я совмещал учебу с работой на заводе: в четыре часа заканчивалась моя смена, и я ехал на метро в Мигдаль Ор. В Мигдаль Оре была ешива при еврейской школе, но мне порекомендовали поехать в Москву.
Летом 1998 г. я отправился в ешиву «Огалей Яаков» при московской Хоральной синагоге. Две недели проучился там в летней школе, мне понравилось, и я решил остаться. Моя учеба там продолжалась до начала 2000 г.
В московской ешиве. Йегуда стоит слева
В московской ешиве. Йегуда сзади, четвертый слева
В московской ешиве. Йегуда сидит впереди справа
В московской ешиве. Со свитком Торы
В московской ешиве. Йегуда сидит около стены
В московской ешиве. Йегуда стоит сзади, справа от преподавателя
Ешива в Петербурге
Я человек деятельного склада. Мне всегда хотелось не только учиться, но и общаться с людьми, помогать им. Один знакомый рассказал мне о бывшем петербуржце Йоэле-Мойше, который до отъезда в Америку ходил в Малую Синагогу и ешиву. Я начал общаться с ним по телефону, и тот многое мне рассказал, заочно «познакомил» с реб Зусей, р. Хаимом Толочинским, р. Шмуэлем Соминским. В январе 2000 года я вернулся в Петербург.
В петербургской ешиве мне понравилось то, что, помимо учебы, студенты участвовали в разных проектах, связанных с преподаванием, распространением еврейских знаний. А это деятельность, общение – то, чего мне так не хватало.
В петербургской ешиве. Р. Йегуда стоит с плакатом
В петербургской ешиве. В центре – р. Хаим Толочинский, второй справа – р. Шмуэль Соминскй. Йегуда второй слева
Ешива-ктана
Р. Хаим увидел, что у меня есть склонность к преподаванию. Когда зимой 2002 г. открылась еврейская школа-пансион для мальчиков, я стал там работать. Сначала у нас было только три ученика, в их числе – Шимон Варакин, будущий раввин Владивостока.
С этого началась школа
Первые миньяны. Слева – Шимон Варакин
Поначалу мне приходилось не только учить детей, но и выполнять множество других дел: покупать ребятам продукты и одежду, заботиться о здоровье учеников, ходить с ними к врачам. Я приходил в ешиву и вечером, решал текущие вопросы.
Молитва
В зимнем лагере
Со временем детей стало больше. Расширился и штат. Пришли на работу другие учителя, воспитатели, хозяйственные работники. Появилась полноценная столовая. Я взял на себя обязанности директора школы и являюсь им по сей день.
В летнем лагере
Сегодня школа-пансион «Любавич» – теплый дом для 24 ребят.
Они изучают общеобразовательные предметы и получают серьезное еврейское образование. Многие не из Петербурга и живут в школе круглый год.
Считаю, что главное в работе – не расстраиваться из-за неудач, а идти вперед и постоянно развиваться. Когда дети видят твой энтузиазм, они тоже включаются в работу, и мы вместе делаем общее дело.
Семья
Со своей будущей женой Малкой я познакомился в 2001 г. в еврейском детском лагере в Цвелодубово. Я там был тогда вожатым, а она машгиахом. В 2002 г. у нас был шидух, который организовал Авроом Аршинов. Летом 2002 г. состоялась наша хупа. У нас трое детей – две дочери и сын.
Р. Йегуда Братуков с семьей
Беседовал Гершон Бродоцкий
Читайте также:
От штурмана на Волге до машгиаха в Петербурге. Интервью с Яковом-Ноахом Романовым
Был баянистом – стал машгиахом. Интервью с Рафоэлом Халевом
Хотите получать новости быстро?
Подпишитесь на наш телеграм-канал
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2