22.01.2021
От штурмана на Волге до машгиаха в Петербурге
Яков-Ноах Романов рассказывает, как он пришел в еврейскую общину и стал соблюдающим евреем.
Машгиах в еврейской общине – незаменимый человек. Такой сотрудник есть в любом кошерном кафе, ресторане или столовой. Он тщательно следит за соблюдением правил кашрута, и его слово на кухне – закон. Яков-Ноах Романов – один из машгиахов ресторана «Лехаим» при Синагоге. Он рассказал нашему изданию о своем пути к Торе и заповедям.
Речное училище и клуб «Десантник»
Я родился в городе Горьком (теперь это Нижний Новгород) в русской семье. Мои родители работали строителями.
Когда я учился в школе, все вокруг занимались спортом. Считалось, что настоящий строитель коммунизма должен быть здоровым и сильным. Я занимался лыжным спортом, прыжками с трамплина, конькобежным спортом, греблей, легкой атлетикой, карате. Посещал военно-патриотический клуб «Десантник».
В Советском Союзе очень было развито судоходство по Волге. Это были и пассажирские перевозки между городами, и перевозки грузов между многочисленными заводами. После школы я поступил в Нижегородское речное училище (НРУ) по специальности «судоводитель». Это было средне-специальное образование. В моем дипломе написали «третий штурман, третий помощник механика». Во время учебы я ходил на судах по Волге и другим рекам в качестве рулевого-моториста.
В речном училище. Я справа от курсанта в белом.
В речном училище. Я в центре за преподавателем.
«Школа выживания» и институт водного транспорта
Еще в юности я начал искать смысл жизни. Мне было важно понять, какое мое место в мире, зачем я живу, что я должен сделать в этой жизни.
Я начал ходить в «школу выживания». Это был важный этап моей жизни. Там мы занимались физической подготовкой, изучали правила поведения в чрезвычайных ситуациях, при стихийных бедствиях, правила оказания первой помощи. Несколько раз я прыгал с парашютом. В «школе выживания» я встретил несколько еврейских ребят, которые ходили в нижегородскую синагогу и немного изучали иудаизм. Мне стало интересно. Я познакомился с одной еврейской девушкой, которой я задавал вопросы по иудаизму, иногда довольно каверзные. Но она спокойно и охотно отвечала мне на все эти вопросы.
Через некоторое время я поступил в институт водного транспорта как механик, после училища меня взяли сразу на второй курс. Я хотел получить высшее образование, ведь мои родители считали это почётным, хотя сами в институте не учились. Я с трудом поступил, и учеба тоже оказалась непростой.
Я начал самостоятельно изучать иудаизм. Однажды я пришел в синагогу на Рош Ашана. В это время в синагоге проводилась реставрация. Строительные работы, которые я там застал, довольно слабо соответствовали моим представлениям о храме. Тем не менее, я постепенно начал ходить туда на все шабаты и праздники. Перед шабатом были занятия по еврейской истории, которые проводил один историк, еврей. В это же время я отрастил бороду.
Моя учеба в институте длилась недолго, потому что она мешала мне заниматься иудаизмом. Поэтому я решил уйти из института. Правда, объяснить мое решение маме было непросто.
«Эш Атора»
В нижегородской синагоге я познакомился с еврейской молодежью, которая интересовались иудаизмом. Я попал на программу раввина Гитика «Эш Атора». Там нам давали читать книги, которых нигде больше не было. Также были лекции Гитика на кассетах. Я слушал эти кассеты, сдавал по ним экзамены. Дважды, успешно сдав эти экзамены, я ездил на семинары «Эш Атора» в Москву, куда съезжалась молодежь со всей России.
Я устроился работать сторожем на автостоянке при заводе. Работа была так себе, но зато она позволяла мне изучать иудаизм, слушать лекции на кассетах.
Я хотел поехать в ешиву и обратился к нижегородскому раввину Шимону Бергману. Он мне предложил на выбор московскую ешиву или петербургскую. Я выбрал петербургскую. Дело в том, что я, когда еще ходил на судах, два раза оказывался в Петербурге. Пока судно разгружалось, я ходил по городу.
Петербург, 1998. Во время плавательской практики. Пока судно разгружалось, я гулял по городу.
Петербург мне очень понравился как своей архитектурой, так и людьми. Бергман дал мне направление в петербургскую ешиву.
Петербургская ешива
Я приехал в Петербург учиться в ешиве в сентябре 2000 года. Меня учили р. Хаим Толочинский и р. Шмуэль Соминский. Мы изучали Пятикнижие, Мишну, Талмуд, хасидизм. Через несколько лет учебы в ешиве я прошел гиюр.
Петербургская ешива, 2000–2001. В центре – р. Шмуэль Соминский и Йегуда Братуков. Меня на этой фотографии нет.
Во время учебы в Петербургской ешиве, 2001. Праздник Лаг Баомер.
Мне понравились праздники в петербургской синагоге. Очень запомнились акафот на Симхат-Тору, которые я там увидел. Их проводил р. Хаим Ойзеров из Москвы. Они длились целый день, до самого Маарива!
Однажды на Пурим мне дали большую бутылку водки и поручили наливать «лехаим» всем желающим.
Как я стал машгиахом
Я начал заниматься кашрутом в 2002 году. Сначала я ездил на еврейские семинары как помощник машгиаха. Некоторое время я помогал отправлять в Москву кошерные молочные продукты, что было сопряжено с рядом трудностей. А кошерное мясо я, наоборот, помогал возить из Москвы в Петербург.
Я стал ездить на молочный завод «Приневский» на дойку как один из машгиахов.
Позже я стал ездить на шхиту как помощник шойхета. Помогал шойхету на капарот. Ездил на шхиту на индюшачью ферму во Всеволожске вместе с шойхетом Менделом Вышецким. Был на птицефабриках вместе с шойхетами Яковом Осиповым, Давидом Шнейдерманом и Йосефом Гаджиевым. Мне предлагали и самому стать шойхетом, но я не захотел.
На шхите (кошерном забое) индеек. Проверяю внутренности.
На шхите баранов. Давид Шнейдерман, Элиягу Романовский и я.
Летом 2005 года меня послали в большой лагерь Сохнута на 600 человек. Там я пробыл около трех недель в качестве одного из четырех машгиахов. Вот это было по-настоящему тяжело! Однажды после шабата, который заканчивался поздно ночью, нам дали несколько больших мешков риса, который нужно было проверить к утру. И мы его проверяли до самого утра, а сразу после этого еще и отработали нашу обычную дневную смену. Зато, пройдя такое «горнило», я уже ничего не боялся в непростой работе машгиаха.
С 2006 года я стал официально работать машгиахом в еврейской школе на пр. Добролюбова. Там я проработал 10 лет. С 2008 года я работаю машгиахом в ресторане «Лехаим».
В еврейской школе
В ресторане «Лехаим», 2008–2009.
Кошеровка на Песах
Семья
Я женат, мы с Леей воспитываем троих детей.
Моя хупа, 2017.
Вместе с женой Леей.
Беседовал Гершон Бродоцкий
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2