04.02.2020
Мой дед – Гедалье Печерский
Гедалье Печерский был председателем еврейской общины Ленинграда в 50-е годы. Он спас от голодной смерти в блокаду множество членов общины; организовал тайную благотворительную сеть по изготовлению и доставке кошерной пищи нуждающимся в послевоенные годы. Не боялся открыто контактировать с представителями Израиля. Был осужден на 12 лет строго режима за «сионистскую пропаганду, антисоветскую деятельность и измену родине». Семь из них отсидел. В этой статье вы найдете сохраненные внучкой Гедалье Печерского уникальные, никогда не публиковавшиеся фотографии и неизвестные подробности из жизни этого легендарного человека, чье имя многие уже не помнят...
Тот год, когда мы приехали...
Меня зовут Элина, я занимаюсь танцами. Сколько себя помню, любила танцевать. Бабушка называла меня «цыганка». Я думаю, это у меня из предыдущей жизни. В танце я вижу свое предназначение свыше.
Мы уехали в Израиль из Петербурга, когда мне было еще не было шести. В 1991 году мы приезжали с мамой, я была на нашей квартире на Разъезжей.
Что я почувствовала? Что это другая планета. Я занимаюсь востоковедением, вообще востоком, арабской культурой и музыкой, и я очень далека от еврейской темы — и в работе, и в жизни. Но тут я почувствовала, что у меня есть еще одна часть, которая отзывается во мне.
Дедушка был арестован в 1961, был освобожден в 1969 году и почти сразу уехал в Израиль. Уехал один. Иначе не получалось. Бабушка уехала примерно через год. А мы еще позже, в марте 1973 года.
Вот фотография вскоре после того, как мы приехали в Израиль. Это я с дедушкой. Моя любимая фотография.
Я помню седер Песах, в тот год, когда мы приехали. Дедушка пел.
Еще в тот год, когда мы приехали, умер Бен Гурион, я помню, что когда дедушка об этом узнал, он очень огорчался, как будто умер кто-то близкий. Он подозвал меня и сказал, что умер человек, который много сделал для нашего народа.
Прошлое моей семьи изредка напоминает о себе. Как-то мы были на гастролях в Саванне, это город в Джоржии. И вот мы с подругой гуляли по городу, зашли в маленький магазинчик старой книги и нот — и тут мне на глаза попалась книга о евреях России. Листаю ее — и вижу фото дедушки!
Я верю в то, что ничто не случайно. Так мне напомнили о моем происхождении и именно тогда, когда это было нужно. Вот фотография этой книги.
Мы были в одной компании с внуком Авидара. Дружили, были очень близки. Его дед в 1955–58 гг. был послом Израиля в Советском Союзе, много встречался с евреями, рассказывал об Израиле, способствовал, как мог выезду. Мы переезжали и он пришел помочь упаковать вещи. И вот укладывает фотографии, слышу его «ой» — он показывает мне фото на котором мой дедушка и его дедушка вместе!
Мой дедушка был у Любавического Ребе. Рассказывают, что его аудиенция длилась полтора часа!
Бабушка с дедушкой познакомились, когда им было около сорока. Вот фотография примерно времени их знакомства
Родились дети, мальчик и девочка. Мишенька и Ривка.
Сын умер от порока сердца, когда ему было восемь. Огромное горе. Вот фотография где дедушка на его могиле. Наверное перед отъездом в Израиль.
Это дедушка и бабушка с моей мамой.
Вот фотографии дедушки в Кисловодске. Справа от дедушки человек по фамилии Зайчик. Видимо ребенком я часто слышала эту фамилию, поэтому запомнила.
Залман Зайчик - ленинградский раввин, позже стал известен тем, что ставил хупы отказникам
Вот еще фотографии из Кисловодска. Не все одного года. Дедушка ездил туда отдыхать и лечиться. Кто эти люди на фотографии, к сожалению, не знаю.
В центре (высокий, с белой бородой) - раввин Московской хоральной синагоги Иехуда Лейб Левин
Еще фото этого времени. Судя по одежде — это Йом-Кипур (ред.)
А вот фотографии с пасхального седера дома, на Разъезжей, 1961 год.
В этом же году дедушку арестовали. На этой фотографии есть и моя бабушка, жена Гедальи Печерского — Полина Борисовна или Перл Пнина родом из Минска. Бабушка была очень преданной женой, делала все для дедушки, для дома и семьи. Даже не знаю, хотела ли она что-то для себя.
Не знаю, всегда ли она была такой. Смерть сына ее сломила. Ее всегда окружали его фотографии, часто она возвращалась мыслями к нему. Примерно через год после дедушки она репатриировалась в Израиль, умерла в 1990 году.
Но она так и осталась здесь чужой. Не адаптировалась, не выучила языка. Ей это было ни к чему. Все, что ей было нужно, это быть полезной своей семье.
Это фото в ленинградской Синагоге, похоже, примерно того же времени.
В 1961 году дедушка был осужден на 12 лет с отбыванием заключения в колонии строгого режима.
Вот мотивационная часть постановления об отмене части обвинения, касающегося сговора с представителями израильского посольства на причинение вреда СССР и измену родине. Другая часть обвинения — об антисоветской деятельности — оставлена в силе. Дедушка провел в колонии семь лет.
Вот это постановление.
Вот фото дедушки в лагере, а это подпись дедушкиной рукой на обратной стороне фотокарточки.
Дедушка получил разрешение на выезд 10 июля 1970 года, и уже 18 августа приземлился в Израиле.
Когда он приехал в Израиль, ему оказывали большой почет.
Вот он с Эфраимом Кациром, президентом Израиля
Тут он с Залманом Шазаром, который был связан с Хабадом
Вот дедушка на какой-то государственной церемонии — на первом ряду, вместе с первыми лицами государства. Видите, там Бен-Гурион
Это Симхат Тора (вечер, после исхода праздника — ред.) в центральной синагоге Иерусалима
Дедушка у котеля (Стена плача)
Дедушка приехал в Ленинград в конце 1920-х, родился и вырос в Бабиновичах, это в Белоруссии.
Вся семья, которая осталась там, погибла от рук фашистов. Сразу после войны, в 1945-м, дедушка поехал туда, чтобы найти их могилы.
Вот страшные фотографии. Дедушке показали, где были убиты его отец — Рувен, и брат — Володя.
Копают место где закопаны их тела
Нашли останки. Дедушка плачет.
Дедушка лежит на могиле и оплакивает своих близких.
Позже дедушка поставил памятник всем евреям, которые погибли в Бабиновичах.
Мне очень приятно, что в Синагоге, где дедушка был габаем и многое сделал для общины, интересуются его жизнью и судьбой. Я очень рада, что вы об этом напишете!
Интервью взял Мойше Трескунов
Благодарим д-ра Михаэля Бейзера за идею и помощь в организации интервью
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2