06.03.2019
Почему в одеждах Первосвященника нет золота?
В Торе описаны одежды Первосвященника, в которых он заходит в Святая Святых. В этих одеждах нет элементов из золота. Почему? Об этом рассказывает раввин Ури Суперфин.
В Талмуде приводится два объяснения.
Согласно первому из них, золото в одежде может привести к тому, что носящий ее возгордится. Это все равно что надеть дорогой костюм: осанка поневоле становится, как у «хозяина жизни». А в Святая Святых это не слишком уместно.
Второе объяснение в Талмуде звучит так: «Не подобает обвинителю выступать в защиту». Золото уже дискредитировало себя однажды: из него сделали Тельца. И оно как бы «напоминает» Всевышнему о той неприятной истории. Это точно излишне в тот момент, когда священник старается снискать милость в глазах Творца.
Понятно, что речь идет не о «сентиментах» Творца: мол, это Ему нравится, а от этого Он «мрачнеет». Речь идет о пользе для нас, людей - тех, кому Тора была дана, чтобы мы стали ближе к духовному идеалу.
Как этот урок следует учитывать в повседневной жизни?
Что касается первого объяснения, здесь все просто: одежда влияет на того, кто ее носит. Подобно тому, как кожанка и джинсы приводят к чрезмерной раскованности, излишне дорогой костюм (если его носят не по долгу службы, из соображений заработка и др.) может превратить нас в человека со вздернутым носом.
Менее тривиален урок, который мы извлекаем из второго объяснения. Это вывод о том, что золото неуместно для одежды и принадлежностей, предназначенных для молитвы. На «Талит гадоль» у некоторых состоятельных людей можно увидеть продолговатую нашивку из серебряных «чешуек». Это красиво, придает молитвенной одежде солидность, заставляя человека относиться к молитве с большим уважением. Однако те же самые «чешуйки» из золота, пожалуй, будут неуместны. Сюда же можно добавить инкрустации для сидуров из золота и пр.
...Великий каббалист Аризаль писал о том, что льняная одежда напоминает о Каине и о том, как он убил своего брата. Уважающие его мнение не носили одежды из льна вообще, и уж тем более во время молитвы.
Такие «напоминалки» могут существовать и для каждого человека на личном уровне. Например, когда речь идет об одежде, в которой как-то раз человек совершил, не дай Б-г, что-то очень плохое с точки зрения Торы. Эту мысль можно развивать и дальше, но сам моральный принцип заключается в том, что учитывать ошибки – это благо. И здесь Тора нас учит, что не только помнить о совершенном – правильно, но и действиями доказывать, прежде всего, себе, что на эти грабли мы не наступим еще раз!
С божьей помощью, конечно.
Что говорит еврейская традиция о драгоценных камнях? Об этом тут.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2