04.06.2019
Праздник Торы и муки
Анат Брусиловски о приближающемся Шавуоте, самом «сытом» празднике еврейского календаря, празднике Торы и... блинчиков.
А вы знаете, почему праздник Шавуот так называется?
В переводе со святого языка «шавуот» — «недели»: мы отсчитываем семь недель от Песаха до Шавуота.
А если еще точнее, мы отсчитываем семь «семерок», ведь корнем ивритского слова «шавуа» является слово «шева» — семь.
Число «семь» в иудаизме обладает особенным значением. Оно означает завершенность и полноту. Так, каждая неделя заканчивается седьмым днем — шабатом.
Если спросить соблюдающего еврея, с чем у него ассоциируется седьмой день недели, то наверняка это «покой» и «отдых», а потом «вкусная еда». Хорошее вино, румяные халы, фаршированная рыба, вкусное мясо — все это синонимы шабатней трапезы. Ивритское слово «шева» пишется так же, как и слово «савеа» — «сытый». Это неслучайно. Последний день недели не только седьмой, но и самый сытый.
То же относится и к Шавуоту — празднику «семерок». Тора называет Шавуот «праздником жатвы и первых плодов». Если Песах отмечается ранней весной, когда урожай еще не поспел, то Шавуот — это время сбора урожая, время сытости. (Кстати, в Талмуде сказано, что именно по этой причине праздник Шавуот намного короче Песаха и Суккота — Всевышний не хотел отрывать евреев надолго от сельскохозяйственных работ).
На сытость намекают и жертвы, которые приносились в Храме только в Шавуот. Весь год общественными жертвами были жертвы всесожжения «ола», которые полностью сгорали на жертвеннике. А в Шавуот на жертвенник за весь народ возлагали «шламим» — жертвы, большая часть мяса которых съедалась самими людьми.
Только в Шавуот в жертву «минха» приносили два хлеба из муки нового урожая. Хлебы эти были хамецом, в отличие от остальных жертв «минха», когда на жертвенник возлагали мацу.
При всем уважении к маце, свежий хлеб вкуснее и сытнее.
Еврейский закон велит в праздник Шавуот устраивать еще более сытную и вкусную трапезу, чем в остальные праздники, чтобы выразить нашу радость от Дарования Торы.
Вам не кажется это странным? Не лучше было бы в Шавуот вообще ничего не есть, как в Йом-Кипур; весь день находиться в синагоге и учить святую Тору, показывая, как она нам дорога? Ответ на этот вопрос мы находим в «Пиркей Авот»: «Нет муки — нет Торы, нет Торы — нет муки...». Без Торы нет муки — понятно, но что значит, что без муки нет Торы? ...
В местечке собрались несколько хасидов. Они беседовали за рюмочкой, время проходило приятно, пока не кончилась закуска. Но хозяин дома не растерялся. Он поспешил в сарай, зарезал единственную козу — кормилицу всей семьи, приготовил мясо и подал на стол. Вечер был спасен.
Рано утром жена хасида проснулась, чтобы подоить козу, зашла в сарай — а козы нет. Только веревка валяется на земляном полу.
«Нашу козу украли, гевалд!» — принялась она будить мужа. А хасид ей в ответ: «Не волнуйся, наша коза сделала карьеру. Вчера она говорила лишь „ме“, а сегодня молится „Шма Исраэль“».
Не знаю, чем закончился разговор хасида с женой, но его главная мысль проста: вчера коза была только козой, а сегодня — стала человеком (который ее съел). Мудрецы учат нас, что материальное должно сопутствовать духовному и помогать его раскрытию в этом мире. Только так можно достичь той цельности, которой требует от нас Тора.
В праздник Песах собирали урожай ячменя — корм для скота, а в Шавуот — урожай пшеницы, ту самую муку, без которой нет Торы.
До Шавуота остается несколько дней. Нам осталось закончить «счет омера», проверить запасы муки, испечь творожный пирог, приготовить блинчики с медом. Не забыть о круглых халах с изюмом и о мясе с вином. А затем отправиться в синагогу и получить вечную Тору — наш самый дорогой подарок.
Праздник Шавуот в 2019 г. начинается 8 июня вечером
Расписание праздника в петербургской Синагоге тут.
О том, как правильно зажигать свечи праздника Шавуот в этом году, здесь.
Рецепт молочных блинчиков к празднику Шавуот тут.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2