20.12.2024
«День, когда пробудятся тысячи еврейских сердец»
Чем хасидизм похож на оливковое масло? Что дает нашей душе день 19 Кислева (он сегодня!)? И кто придумал называть его «Новым годом хасидизма»? На все эти вопросы отвечает наша колумнист Анат Брусиловски.
19 кислева, «Йуд Тет Кислев» – особенный день для всех хасидов Хабада. Именно в этот день в 5559 (1798) году был освобожден из заключения в Петропавловской крепости (куда он попал по ложному доносу) основоположник и первый Ребе Хабада – рабби Шнеур-Залман (Алтер Ребе). Впрочем, особой эта дата стала еще раньше – за 26 лет до этого, также 19 кислева, мир покинула душа Межеричского Магида – учителя и наставника Алтер Ребе. Магид благословил своего любимого ученика на продолжение его духовного пути (и на рождение сына, которого он попросил назвать своим именем), и добавил: «Этот день – наш с тобой праздник». Когда Алтер Ребе вышел на свободу и в последующие годы день 19 кислева отмечался в основном как радостный день освобождения праведника и его возвращения к хасидам. Но через сто лет стало ясно, что этот день намного больше, чем просто особая дата одного человека, ведь освобождение Алтер Ребе стало переломным моментом еврейской истории и началом новой эры раскрытия хасидизма в мире. Праправнук Алтер Ребе, пятый Ребе Хабада – рабби Шолом Довбер Шнеерсон (Ребе Рашаб) в своем письме к сыну от 16 кислева 5662 (1901) года впервые назвал 19 кислева Новым годом хасидизма.
Зачем нужен хасидизм?
Но что же такое хасидизм? Это учение, объясняющее внутреннюю часть Торы. Если внешняя часть Торы сравнивается нашими мудрецами с хлебом, водой и молоком – продуктами, которые питают человека и которые довольно просто получить, то хасидизм сравнивается с чистым оливковым маслом. С одной стороны, из маслины совсем непросто получить масло, с другой стороны, масло не только насыщает, но и согревает, а самое главное – освещает путь. Хасидизм помогает человеку не споткнуться в духовной темноте мира и позволяет ему увидеть несметные сокровища святости, рассыпанные вокруг. И не случайно книга рабби Шнеур-Залмана, которая стала одной из основополагающих книг хасидизма Хабад называется «Тора Ор» – «Тора Свет».
Сам же Алтер Ребе сказал о дне своего освобождения так: «Этот день будет установлен вечным праздником в еврейском народе, днем, в который пробудятся тысячи еврейских сердец в своем внутреннем служении Всевышнему». Что это значит «внутреннее служение Всевышнему»? Это значит не просто исполнять то, что написано в своде еврейских законов «Шулхан Арух»: возлагать тфилин, соблюдать шаббат, но и позаботиться о том, чтобы быть связанными с Творцом изнутри – всей своей душой, всей внутренней сущностью. Любить то, что мы делаем, радоваться каждой исполненной заповеди и каждому хорошему поступку. И в этом особое значение хасидизма. Наполнить каждый наш поступок в этом мире, каждое наше слово и действие особым светом – и в итоге наполнить этим светом весь мир.
«Пада ве-шалом» – отпустил с миром душу мою
19 кислева всегда выпадает на самые темные дни года, и наша радость в честь этого святого дня сияет особенно ярко. До того, как рабби Шнеур-Залман был освобожден, многие хасиды не знали, что с ним и где он, более того, ни хасиды, ни сам праведник не знали, что с ним будет дальше. Тем сильнее была их радость от чудесного освобождения и спасения. В книге «Тания» – фундаментальной книге хасидизма Хабад, которую Алтер Ребе написал за два года до своего заключения, есть следующие строки: «…в истинной радости во Всевышнем, наступающей после грусти. Ибо в такой радости есть преимущество, как в свете, появляющемся после тьмы». Они как нельзя лучше описывают чувства хасидов после освобождения рабби Шнеура-Залмана.
Сам же праведник был полон веры во Всевышнего и упования на Него. Перед тем, как в камеру к праведнику вошли тюремщики и сообщили ему о том, что он свободен, Алтер Ребе читал «Теилим» третьего дня недели – и, когда они вошли, он как раз читал 55-ю главу, стих 19, в котором сказано:
«Он избавлял с миром душу мою в битве, ибо многие были со мною. Услышит Всесильный, смирит их от века живущий, потому что нет в Нем перемены, а они не боятся Всесильного. Простер он руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушил он союз свой. Мягче масла уста его, а в сердце у него вражда. Слова его нежнее масла, но они суть обнаженные мечи. Возложи на Бога бремя твое, и Он поддержит тебя. Не даст Он никогда опуститься праведнику. Ты же, Всесильный, низведешь их в ров погибели. Кровожадные и коварные – да не доживут до половины своих дней. А я на Тебя уповаю».
Хасиды сына Алтер Ребе сочинили на эти слова особенный нигун «Пада ве-шалом», который принято петь 19 кислева.
«Где ты?!»
Широко известен рассказ про то, что когда Алтер Ребе был в заключении, его посетил один высокопоставленный чиновник, который спросил праведника, почему в Торе Всевышний обратился к Адаму и спросил его: «Где ты?». Разве Творец не знал, где был Адам? Рабби Шнеур-Залман ответил ему так: «Во все века к каждому человеку Всевышний обращается и спрашивает: «Где ты? Где твое место в этом мире? Что хорошего ты сделал?» 19 кислева, когда все мы получаем новые силы для изучения хасидизма в следующем году, самое время остановиться в бесконечной гонке будней и спросить себя: «Где я нахожусь? Куда иду? И чего хочу достичь?» А затем поискать в своей душе ответы на все эти вопросы – и обязательно найти их. А еще – принять участие в фарбренгене – «хасидском застолье» в честь нового года хасидизма и великой радости освобождения Алтер Ребе, который сказал об этом так: «Того, кто разделит со мной мою радость, я выведу из теснин на просторы, из материального – к духовному». Чего вам всем и желаю! Хорошего всем вам года в изучении хасидизма, и да будете вы записаны в книгу путей хасидизма!
Анат Брусиловски
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2