Все проекты
Общину поддержали 32331 раз

Второе Дарование Торы, или тайны Рашби

Лаг Баомер внутренний смысл колонка Анат Брусиловски

Лаг Баомер начинается с выхода звезд 18 ияра. В Израиле определить этот момент легко: совершенно внезапно и громко все начинают петь песни, прославляющие великого Рашби. Вслед за песнями все вокруг начинает наполнять дым костров – и радость. Огромная радость. Евреи всех возрастов и направлений собираются вместе и всю ночь водят веселые хороводы и поют в честь  йорцайта Рабби Шимона бар Йохая. Сотни автомобилей и автобусов отправляются на самый север Израиля, где величественно возвышается гора Мерон – место упокоения праведника. Там евреи молятся, празднуют и наполняют карманы чудесами. А на следующий день главные улицы израильских городов перекрываются на полчаса и по ним – прямо по проезжей части – проходит многолюдный торжественный парад с оркестром, песнями и словами Торы.

Почему именно йорцайт Рашби?

В еврейском календаре нет другой даты, подобной Лаг Баомеру.  Из тысяч еврейских мудрецов нет и не было никого, к кому бы проявляли подобное уважение. Никакой другой йорцайт не стал еврейским праздником. Более того, йорцайт многих праведников вообще не известен большинству евреев.
Ну давайте проверим. Вот вы, например, знаете, когда йорцайт Авраама? А Ицхака? Тогда, может быть Яакова? Когда покинул этот мир король Шломо? Раби Акива? 

То же касается и могилы праведника. Да, в Израиле много святых мест захоронений еврейских мудрецов и каждый день их посещают сотни евреев, но Мерон является самым посещаемым святым местом после Стены Плача и самой посещаемой могилой праведника.  
Но почему еврейским праздником стал йорцайт именно Рабби Шимона бар Йохая? Кем на самом деле был Рашби и о чем нам важно помнить в Лаг Баомер? Предлагаю вам вместе со мной приоткрыть завесу тайны.

Рашби и Моше. Два Дарования Торы

Прежде всего, Рашби был учеником Рабби Акивы. Во время масштабной эпидемии, в которой погибло 24 тысячи учеников Рабби Акивы, Рабби Шимон бай Йохай остался жив. Его любовь к ближним была настолько сильной, что ничто не могло ей помешать. Эта любовь к каждому еврею и была самой яркой чертой всей сущности Рашби, и это неслучайно. Дело в том, что у Рабби Шимона была частица души Моше рабейну. Еврейские мудрецы обращают наше внимание на то, что гематрия «Лаг Баомер» на святом языке составляет 385. Это гематрия имени Моше. На самом деле, Дарование Торы происходило дважды. Всем известно, что Моше получил Тору на горе Синай, но немногие знают, что Моше получил не всю Тору, а только «нигле» – ее открытую часть. Из четырех уровней толкования Торы Моше получил для еврейского народа только три: «пшат» – простой смысл, «ремез» – намек и «драш» – толкование. Четвертый же уровень – «сод», Тайная Тора – так и оставалась на Небесах до тех пор, пока не пришел Рабби Шимон и не спустил ее на землю. 

Разберем это подробнее. Если мы посмотрим на биографии Моше и Рашби, то увидим, что они похожи.Моше рассердил египетского фараона и сбежал от него в Мидьян, где провел немало лет. Рабби Шимон рассердил римского императора и сбежал от него в пещеру, где провел 13 лет. Затем Моше поднялся на гору Синай, где ничего не ел и не пил в течение 40 дней. После этого он удостоился подняться на небеса и получить «открытую» Тору. Весь мир слышал повеления Творца, громкий звук шофара, гром и молнии.

В Теиллим (68:19) так говорится о Моше во время Дарования Торы: «Ты взошел на высоту, захватил добычу, получил дары для людей». Мудрецы толковали, что слово «шви», захватил на святом языке является аббревиатурой имени Шимон бар Йохай. Секрет, скрытый в этом стихе Теиллим, состоит в том, что, находясь на горе Синай Моше «захватил» с собой вниз душу Рабби Шимона бар Йохая. Эта душа стала частью души Моше, а затем «вернулась» к Рашби. Это произошло после того, как праведник провел 13 лет в пещере и достиг уровня Моше рабейну на горе Синай (Кстати, рацион Рашби в пещере можно вполне приравнять к посту, ведь плоды рожкового дерева, которые он там ел, практически несъедобны). 

«Тело» и «душа» Торы

Если мы сравним получение Торы Моше и получение Торы Рабби Шимоном, то обнаружим поразительную вещь: Моше получил «тело» Торы. Он получил «Тору для людей». Он поднялся на гору Синай и тем самым «поднял» нижний мир и все человечество ко Всевышнему. Поэтому в Торе мы видим истории про людей и заповеди для людей. Тору Моше передал народу и многократно повторил ее перед всеми.

Рабби Шимон сделал обратное: праведник «спустил» Всевышнего в этот мир (поэтому ему самому не нужно было никуда подниматься и поэтому с Небес в это время спустился яркий огонь). Тора, полученная Рашби, была великой тайной и учить ее могли только избранные. Ведь Тора эта касалась не людей, а Всевышнего.  Это была Каббала – Получение информации – о высших мирах и о Том, кто их сотворил.

Потом это тайное знание получил и развил Аризаль, после него Бааль Шем Тов и сейчас оно дошло до нас в виде хасидизма, который может учить каждый. Но тогда, во времена Рашби, это было сокровенной тайной.

Евреи как «королевские дети»

Впрочем, что-то Рашби людям все же передал (вы же помните про его любовь к ближнему?)Рабби Шимон бар Йохай был первым, кто рассказал евреям о том, что они «королевские дети». Что в них есть частица самого Всевышнего. Что даже, если они согрешат, то все равно останутся связанными с Творцом, Который всех их любит. Во все годы жизни Рабби Шимона на небе ни разу не появлялась радуга – Творец не гневался на евреев благодаря великим заслугам праведника. Это еще больше должно было повлиять на желание евреев приблизиться ко Всевышнему.

Проверка на радость 

Рашби научил евреев жить по Высшей правде, и раз в году он лично проверяет, как они это делают. Как же можно это проверить? Очень просто. Посмотреть, находятся ли люди в радости.
Ведь если человек верит Рашби, если он осознает, что является «любимым сыном» Самого Творца и рад тому, что Всевышний спустился в это мир – то он будет веселиться и танцевать в Лаг Баомер.
Тем более, что Рабби Шимон повелел радоваться в день «его торжества», как он сам называл день своего ухода из мира. Если же человек в этот день грустит – это указывает на его дефицит веры и неуважение к Рашби – что чревато не самыми приятными последствиями. Так, великий каббалист реб Хаим Виталь писал, что после того, как его знаменитый учитель Аризаль переехал жить на Святую Землю, он вместе со своей семьей отправился на три дня на Мерон, чтобы отпраздновать Лаг Баомер.

Рабби Авраам гаЛеви, один из лучших учеников Аризаля, также отправился со своим учителем. У этого праведника был обычай изо всех сил скорбеть по разрушенному Храму и в каждую молитву добавлять вставку «Утешь», которую обычно произносят только 9 Ава. И вот, находясь на Мероне в Лаг Ба Омер, Рабби Авраам гаЛеви, по обыкновению, произнес в молитве скорбную вставку, оплакивая изгнание.

Через несколько минут после этого Аризаль подозвал к себе Рабби Авраама и сказал: «Мне сейчас открылся Рабби Шимон бар Йохай. Он сказал мне, что тот, кто произнес молитву ‘Утешь’ в день торжества Рашби, и тем самым нарушил его радость, скоро сам будет нуждаться в утешении»
И действительно, вскоре после этого один из родственников Рабби Авраама умер.

Еврейские мудрецы из этой истории вывели постановление: в Лаг Баомер нужно радоваться и нельзя печалиться. А для того, кто будет так поступать, сбудется еще одно указание мудрецов: «На Рабби Шимона стоит положиться в трудную минуту».

Ведь каждый, кто радуется торжеству праведника, удостоится множества чудес. Чего вам всем и желаю!

Анат Брусиловски


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину