Все проекты
Общину поддержали 31052 раз

«Что такое хорошо, а что такое плохо…»

Можно ли воровать для хорошей цели? Где проходит граница между обычной ленью и серьезным грехом? Рассказывает раввин Ури Суперфин.

Воровство из лучших побуждений

Талмуд (Бава меция 61:2) запрещает брать чужое с воспитательными целями.

Можно ли взять у разгильдяя вещь, дать ему помучиться, а потом вернуть – чтобы впредь лучше сторожил свое имущество? Нет. Запрет на воровство не считается с мотивами крадущего.

Рабби Моше Соферу, автору респонса «Хатам софер», задали вопрос позаковыристей. Предположим, есть некий бедняк, достойный еврей, помочь ему – благое дело. Но он отказывается от всего, не желает принимать помощь Свыше через посланников-людей. И вот один из сочувствующих ему друзей придумал сделать следующее: украсть что-то из нехитрого скарба бедняка, а затем «попасться». По закону, выведенный на чистую воду вор обязан вернуть украденное, а также вернуть его стоимость в двойном размере. Что, собственно, и требовалось.

Но Хатам Соферу эта идея не понравилась. Он сказал, что горе, которое испытает обокраденный, не вернуть, не возместить. Да и нельзя заставлять ближнего страдать!

«Ор а-хаим» задает вопрос: почему запрет кражи имущества сформулирован во множественном числе: «не крадите»? И сам же отвечает: для того, чтобы человек не разрешил себе украсть что-либо у укравшего у него ради восстановления справедливости. Тот украл у него утюг, а он украдет у него миксер... Нет, запрещено так делать.

Можно ли освятить лень?

Закон, о котором пойдет речь, был актуален во времена Храма, а сегодня, к сожалению, нет. Но сам принцип остается актуальным и универсальным.

Тора запрещает оставлять недоеденным мясо жертвы. И дает достаточно времени на то, чтобы все доесть или угостить других (что в большинстве случаев разрешено). Если же еврей, несмотря на такие гуманные рамки, не сделал этого вовремя, он нарушает этим запрет Торы. Одно из пассивных нарушений. Их не так уж и много: замешкался и... оп! – нарушил.

Но, если уже так случилось и срок упущен, Тора велит оставшееся мясо сжечь. И на этом этапе если кто-то захочет это мясо все же съесть, такой человек получает карэт. Ни много ни мало. Мы уже писали о карэте совсем недавно, но напомню. Карэт – это сокращение лет жизни согрешившего, и суть этого наказания в том, что человек совершил злодеяние, сделавшее его существование нелегитимным, ему уже незачем жить. Чем же так ужасно это прегрешение? Попытаемся объяснить.

Тора призывает нас быть расторопными. Спешить в синагогу, торопиться выполнять заповеди, время которых настало и т.п. Но иногда случается так, что человек отнюдь не расторопно плетется на молитву, без задорной спешки накладывает тфилин, и чуть не теряет заповедь «биркат а-мазон» оттягивая произнесения этой молитвы на последний момент. Это плохо, но это понятно. Русский народ даже смирился с этим, дав явлению ласковое прозвище «лень-матушка».

Но есть кое-что похуже: когда человек пытается превратить свою нерасторопность в само служение! Да, мясо жертвы не было съедено вовремя, но не беда! отныне мы освящаем нерасторопность, сделав и ее частью служения. ...Есть некоторые евреи, которые мыслят, увы, именно так. Утренняя молитва близко к полудню – это пренебрежение к молитве. Конечно, такое может случиться порой с тем, кто проспал, тяжело поработав накануне. Тогда он, краснея, идет молиться в то время, как другие давно на работе или учат Тору. Но есть такие, которые говорят: так и надо – молиться поздно! Это нормально и хорошо! Подобные речи уже граничат с ересью. С генерированием своих заповедей, не дай Б-г.

Есть и много других примеров, но достаточно и одного, чтобы понять: не надо превращать результаты слабости в норму. Такие «служители» Творцу не нужны.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину