18 января 2018 / 2 швата 5778

04.01.2018

О запрете кремации и кошерных похоронах

Еврейский закон предписывает похоронить умершего в земле и строго запрещает кремацию. Что говорят на эту тему источники и каковы мировоззренческие основы этих предписаний? Рассказывает рав Хаим Бриск, главный раввин выходцев из стран бывшего СССР в городе Петах-Тиква (Израиль).

О запрете кремации и кошерных похоронах

 

Тора об обязанности похоронить 

В книге Ваикра содержится запрет, относящийся к коэнам ― роду священников, служащих в Храме. Коэну нельзя оскверняться нечистотой мертвого тела: прикасаться к покойному, заходить на кладбище. Но есть два исключения: похороны родственника и «мет мицва» (буквально «мертвый заповеди») ― умерший, который лежит не похороненным. Похоронить его обязан даже коэн гадоль (Первосвященник), идущий на службу Йом Кипура. То есть, заповедь похоронить человека настолько важна, что отодвигает требования, предъявляемые к ритуальной чистоте коэна. Отсюда мы видим, как велика, с точки зрения Торы, важность похорон.

В Торе сказано: «Прах ты, и в прах вернешься». Отсюда мудрецы выводят важный принцип, что тело должно быть похоронено в земле, чтобы вернуться в свое изначальное состояние. Поэтому перед тем как опустить тело в землю, снимают нижнюю доску гроба. Тело должно соприкоснуться с землей. И похоронить умершего следует как можно скорее. Ведь, во-первых, разложение тела ― это «нивуль мет», осквернение умершего, что недопустимо. Во-вторых, пока тело не похоронено, душа не поднимется на Небеса. В каббале объясняется, что промедление с похоронами может затормозить следующий «гилгуль», воплощение души.

«Те, чьи кости стали пеплом». Сожжение как унижение

Согласно еврейской традиции, к телу умершего следует относиться с максимальным почетом. Евреи даже отслуживший мешочек для тфилин не выбрасывают ― захоранивают в генизу, ведь в нем хранился святой предмет. Что же говорить о теле ― вместилище святой души!

Так вот: с точки зрения еврейского мировоззрения, сжечь умершего человека значит проявить к нему неуважение, растоптать память о нем.

В Танахе есть немало примеров, показывающих, что сожжение подразумевает унижение. Когда царь Ошиягу воевал за очищение Иудеи от идолопоклонства, он сжег кости жрецов Баала ― в наказание за то, что они сжигали людей на жертвенниках.

Крайне негативно к сжиганию умерших относятся и мудрецы Талмуда. В трактате Сангедрин объясняется, что царь Йегояким был наказан за грехи тем, что после его смерти его череп был сожжен. У мудрецов Талмуда есть страшное проклятие (Мидраш Берешит Раба, Ваикра Раба): самых лютых врагов еврейского народа они называют «Шатик Тамья» («Те, чьи кости стали пеплом»).

Представление о том, что сожжение ― унижение для покойного, глубоко проникло в Галаху (еврейский закон). В случае, если, не дай Б-г, в шабат в доме покойного пожар, мудрецы постановили, что можно вытащить его тело наружу, несмотря на то, что мертвое тело ― «мукце» (то, что в шабат запрещено перемещать). Они дали такое разрешение, понимая, что иначе люди начнут тушить пожар (что в шабат запрещено), потому что не смогут допустить такого осквернения тела покойного.

Есть и другие примеры того, что сжигание равносильно наказанию, намеренному унижению. Психологически это в высшей степени понятно: тело человека сжигается, как мусор. У него не остается физического места, пространства, которое оно занимает.

Вспомним, каким именно способом нацисты уничтожали свои жертвы в концлагерях...
И ― «мера за меру» ― после казни Эйхмана его тело сожгли на тюремном дворе, а пепел развеяли. В этом символическом действии есть глубокая талмудическая подоплека, представление о том, что сжечь мертвого ― значит подвергнуть его предельному унижению.

«Я верю полной верой в воскрешение мертвых...»

Один из 13 основополагающих принципов еврейской веры, сформулированных Рамбамом, ― вера в то, что в конце времен мертвые встанут из могил: кости обтянутся кожей, люди встанут и вернутся к жизни. Сжигая тело умершего, мы демонстрируем неверие в этот принцип.

Сказанное не значит, что кремированные не будут воскрешены. Просто Вс-вышнему придется совершать специальные чудеса, чтобы воскресить их не из праха, а из пепла. Но нарушителю придется держать ответ перед Небесным Судом ― будь то человек, завещавший себя кремировать, либо его родственник, принявший такое решение.

Резюмируем сказанное выше о запрете кремации

  1. Сожжение мертвого ― нарушение запрета оставить человека без похорон.
  2. Это нарушение принципа Торы: «Прах ты, и в прах вернешься».
  3. Это «нивуль мет»: осквернение тела, проявление неуважения к покойному.
  4. Сжигая мертвого, мы уподобляемся идолопоклонникам, нарушая запрет Торы «Не ходите их путями».
  5. Мы демонстрируем неверие в один из 13 принципов веры Рамбама ― воскрешение из мертвых.

Что сказать еврею, настаивающему на кремации близкого?

Евреи в постсоветском пространстве были лишены связи со своими корнями. Как результат, светский «облегченный» вариант похорон ― кремация ― получил серьезное распространение. Как правило, люди используют одни и те же стандартные аргументы. Попробуем ответить на них с точки зрения еврейской традиции.

«Такова воля покойного»

Человек перед смертью завещал себя кремировать? Он заблуждался. Но сейчас он находится в мире абсолютной истины. Представьте себе, что сейчас он очень, очень не хочет, чтобы его сожгли, но уже никак не может дать об этом знать.

«Он не был религиозным человеком, и для него все это неважно»

У человека должно быть много заслуг, чтобы он мог достойно предстать перед Небесным Судом. Покойный и так не соблюдал Тору при жизни, а вы хотите сейчас сделать ему еще хуже?

«Мы хотим, чтобы близкие покоились вместе, и единственный вариант ― подхоронить урну»

Вы думаете, что сам человек находится внутри могилы? Вот эти кости ― и есть человек? Истинная сущность человека ― это душа. Души близких людей встретятся на Небесах, ведь у каждого еврея есть доля в Будущем мире.

О еврейских похоронах ― ответы на часто задаваемые вопросы

Читают ли надгробные речи?

Принято перед похоронами сказать слова о мертвом, о его заслугах. Очень важно при этом не принизить его достоинство и не преувеличить его заслуги. Если принизишь, то на Небесном Суде накажут тебя. Если преувеличишь, то накажут обоих.

Почему не открывают гроб?

Рабан Гамлиэль постановил, что не следует открывать гроб и выставлять покойного на обозрение перед похоронами. Причина этого постановления ― не подчеркивать разницу между богатыми и бедными.

Почему на могилу не кладут цветы?

Цветы ― символ жизни, а не смерти. Да и попросту это не наш обычай. К телу надо относиться уважительно, но не окружать его материальными символами. Ведь страдаем мы не по телу, лежащему в могиле: главное в человеке ― душа, и она уже ушла на Небеса.

Почему на традиционные еврейские надгробия не вешают медальоны с фотографиями?

Устанавливать изображение лица покойного ― языческий обычай. Он почему-то сильно распространился в советские времена. Ни на одном кладбище традиционной конфессии вы не найдете портретов. Возьмите арабское, католическое кладбище в Иерусалиме ― никаких фотографий там нет.

Каким должно быть надгробие

Ученый Торы Рашар (рабби Шимшон Рафаэль Гирш), комментируя книгу Ваикра, пишет следующее. Почему коэну запрещено оскверняться мертвым телом? Потому, что у идолопоклонников все строится вокруг смерти. Чем помпезнее воздаваемые мертвому почести, тем лучше.

В иудаизме, напротив, подчеркивается жизнь, ее важность и святость. Внешняя сторона похорон сведена к минимуму. Рамбам даже пишет, что великим мудрецам Торы не нужно делать надгробий, ведь память о мудрецах и праведниках ― их дела и слова.

Традиционное еврейское надгробие всегда скромное. На памятнике пишут «Здесь похоронен такой-то (имя отца и матери)», дата смерти (дату рождения указывать не принято). Добавляют аббревиатуру слов «Да будет душа его завязана в узел жизни с душами праведников еврейского народа».

 

 

В Петербурге есть еврейская похоронная служба «Хевра кадиша» (руководитель — р. Авроом Аршинов). По вопросам, связанным с еврейскими похоронами, можно обращаться по телефону 713-8186 

На эту тему читайте также:
Анат Брусиловски. О «правильной» смерти и еврейских похоронах



Вконтакте
Facebook

Все
В Петербурге
В мире
18 января 2018
17 января 2018
16 января 2018
08 декабря 2017
06 декабря 2017
20 сентября 2017
14 сентября 2017
18 августа 2017
10 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011