04.01.2018
О запрете кремации и кошерных похоронах
Еврейский закон предписывает похоронить умершего в земле и строго запрещает кремацию. Что говорят на эту тему источники и каковы мировоззренческие основы этих предписаний? Рассказывает рав Хаим Бриск, главный раввин выходцев из стран бывшего СССР в городе Петах-Тиква (Израиль).
Тора об обязанности похоронить
В книге Ваикра содержится запрет, относящийся к коэнам ― роду священников, служащих в Храме. Коэну нельзя оскверняться нечистотой мертвого тела: прикасаться к покойному, заходить на кладбище. Но есть два исключения: похороны родственника и «мет мицва» (буквально «мертвый заповеди») ― умерший, который лежит не похороненным. Похоронить его обязан даже коэн гадоль (Первосвященник), идущий на службу Йом Кипура. То есть, заповедь похоронить человека настолько важна, что отодвигает требования, предъявляемые к ритуальной чистоте коэна. Отсюда мы видим, как велика, с точки зрения Торы, важность похорон.
В Торе сказано: «Прах ты, и в прах вернешься». Отсюда мудрецы выводят важный принцип, что тело должно быть похоронено в земле, чтобы вернуться в свое изначальное состояние. Поэтому перед тем как опустить тело в землю, снимают нижнюю доску гроба. Тело должно соприкоснуться с землей. И похоронить умершего следует как можно скорее. Ведь, во-первых, разложение тела ― это «нивуль мет», осквернение умершего, что недопустимо. Во-вторых, пока тело не похоронено, душа не поднимется на Небеса. В каббале объясняется, что промедление с похоронами может затормозить следующий «гилгуль», воплощение души.
«Те, чьи кости стали пеплом». Сожжение как унижение
Согласно еврейской традиции, к телу умершего следует относиться с максимальным почетом. Евреи даже отслуживший мешочек для тфилин не выбрасывают ― захоранивают в генизу, ведь в нем хранился святой предмет. Что же говорить о теле ― вместилище святой души!
Так вот: с точки зрения еврейского мировоззрения, сжечь умершего человека значит проявить к нему неуважение, растоптать память о нем.
В Танахе есть немало примеров, показывающих, что сожжение подразумевает унижение. Когда царь Ошиягу воевал за очищение Иудеи от идолопоклонства, он сжег кости жрецов Баала ― в наказание за то, что они сжигали людей на жертвенниках.
Крайне негативно к сжиганию умерших относятся и мудрецы Талмуда. В трактате Сангедрин объясняется, что царь Йегояким был наказан за грехи тем, что после его смерти его череп был сожжен. У мудрецов Талмуда есть страшное проклятие (Мидраш Берешит Раба, Ваикра Раба): самых лютых врагов еврейского народа они называют «Шатик Тамья» («Те, чьи кости стали пеплом»).
Представление о том, что сожжение ― унижение для покойного, глубоко проникло в Галаху (еврейский закон). В случае, если, не дай Б-г, в шабат в доме покойного пожар, мудрецы постановили, что можно вытащить его тело наружу, несмотря на то, что мертвое тело ― «мукце» (то, что в шабат запрещено перемещать). Они дали такое разрешение, понимая, что иначе люди начнут тушить пожар (что в шабат запрещено), потому что не смогут допустить такого осквернения тела покойного.
Есть и другие примеры того, что сжигание равносильно наказанию, намеренному унижению. Психологически это в высшей степени понятно: тело человека сжигается, как мусор. У него не остается физического места, пространства, которое оно занимает.
Вспомним, каким именно способом нацисты уничтожали свои жертвы в концлагерях...
И ― «мера за меру» ― после казни Эйхмана его тело сожгли на тюремном дворе, а пепел развеяли. В этом символическом действии есть глубокая талмудическая подоплека, представление о том, что сжечь мертвого ― значит подвергнуть его предельному унижению.
«Я верю полной верой в воскрешение мертвых...»
Один из 13 основополагающих принципов еврейской веры, сформулированных Рамбамом, ― вера в то, что в конце времен мертвые встанут из могил: кости обтянутся кожей, люди встанут и вернутся к жизни. Сжигая тело умершего, мы демонстрируем неверие в этот принцип.
Сказанное не значит, что кремированные не будут воскрешены. Просто Вс-вышнему придется совершать специальные чудеса, чтобы воскресить их не из праха, а из пепла. Но нарушителю придется держать ответ перед Небесным Судом ― будь то человек, завещавший себя кремировать, либо его родственник, принявший такое решение.
Резюмируем сказанное выше о запрете кремации
- Сожжение мертвого ― нарушение запрета оставить человека без похорон.
- Это нарушение принципа Торы: «Прах ты, и в прах вернешься».
- Это «нивуль мет»: осквернение тела, проявление неуважения к покойному.
- Сжигая мертвого, мы уподобляемся идолопоклонникам, нарушая запрет Торы «Не ходите их путями».
- Мы демонстрируем неверие в один из 13 принципов веры Рамбама ― воскрешение из мертвых.
Что сказать еврею, настаивающему на кремации близкого?
Евреи в постсоветском пространстве были лишены связи со своими корнями. Как результат, светский «облегченный» вариант похорон ― кремация ― получил серьезное распространение. Как правило, люди используют одни и те же стандартные аргументы. Попробуем ответить на них с точки зрения еврейской традиции.
«Такова воля покойного»
Человек перед смертью завещал себя кремировать? Он заблуждался. Но сейчас он находится в мире абсолютной истины. Представьте себе, что сейчас он очень, очень не хочет, чтобы его сожгли, но уже никак не может дать об этом знать.
«Он не был религиозным человеком, и для него все это неважно»
У человека должно быть много заслуг, чтобы он мог достойно предстать перед Небесным Судом. Покойный и так не соблюдал Тору при жизни, а вы хотите сейчас сделать ему еще хуже?
«Мы хотим, чтобы близкие покоились вместе, и единственный вариант ― подхоронить урну»
Вы думаете, что сам человек находится внутри могилы? Вот эти кости ― и есть человек? Истинная сущность человека ― это душа. Души близких людей встретятся на Небесах, ведь у каждого еврея есть доля в Будущем мире.
О еврейских похоронах ― ответы на часто задаваемые вопросы
Читают ли надгробные речи?
Принято перед похоронами сказать слова о мертвом, о его заслугах. Очень важно при этом не принизить его достоинство и не преувеличить его заслуги. Если принизишь, то на Небесном Суде накажут тебя. Если преувеличишь, то накажут обоих.
Почему не открывают гроб?
Рабан Гамлиэль постановил, что не следует открывать гроб и выставлять покойного на обозрение перед похоронами. Причина этого постановления ― не подчеркивать разницу между богатыми и бедными.
Почему на могилу не кладут цветы?
Цветы ― символ жизни, а не смерти. Да и попросту это не наш обычай. К телу надо относиться уважительно, но не окружать его материальными символами. Ведь страдаем мы не по телу, лежащему в могиле: главное в человеке ― душа, и она уже ушла на Небеса.
Почему на традиционные еврейские надгробия не вешают медальоны с фотографиями?
Устанавливать изображение лица покойного ― языческий обычай. Он почему-то сильно распространился в советские времена. Ни на одном кладбище традиционной конфессии вы не найдете портретов. Возьмите арабское, католическое кладбище в Иерусалиме ― никаких фотографий там нет.
Каким должно быть надгробие
Ученый Торы Рашар (рабби Шимшон Рафаэль Гирш), комментируя книгу Ваикра, пишет следующее. Почему коэну запрещено оскверняться мертвым телом? Потому, что у идолопоклонников все строится вокруг смерти. Чем помпезнее воздаваемые мертвому почести, тем лучше.
В иудаизме, напротив, подчеркивается жизнь, ее важность и святость. Внешняя сторона похорон сведена к минимуму. Рамбам даже пишет, что великим мудрецам Торы не нужно делать надгробий, ведь память о мудрецах и праведниках ― их дела и слова.
Традиционное еврейское надгробие всегда скромное. На памятнике пишут «Здесь похоронен такой-то (имя отца и матери)», дата смерти (дату рождения указывать не принято). Добавляют аббревиатуру слов «Да будет душа его завязана в узел жизни с душами праведников еврейского народа».
В Петербурге есть еврейская похоронная служба «Хевра кадиша» (руководитель — р. Авроом Аршинов). По вопросам, связанным с еврейскими похоронами, можно обращаться по телефону 713-8186
На эту тему читайте также:
Анат Брусиловски. О «правильной» смерти и еврейских похоронах
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2