Все проекты
Общину поддержали 30137 раз

«По справедливости и от чистого сердца»

26 ноября в Государственном музее истории религии открывается выставка «По справедливости и от чистого сердца», посвященная еврейским традициям благотворительности. Выставку подготовил Государственный музей истории религии совместно с Центром «Петербургская иудаика» при поддержке Российского еврейского конгресса. Большая часть экспонатов - предметы, бывшие в обрядовом обиходе ашкеназских общин Германии и Российской империи в XVII – XX вв.

Рассказывает автор выставки, хранитель фонда «Иудаизм» ГМИРа Алла Соколова

Выставка о благотворительности в ГМИР

Благотворительность и добрые дела

Несколько лет назад у нас прошла выставка, посвященная благотворительности в разных религиях. Было там и несколько предметов иудаики. Подбирая экспонаты, я поняла, что значительное количество интереснейших предметов на эту тему никогда не выставлялись. С тех пор идея подготовить отдельную экспозицию на тему еврейской благотворительности меня не покидала. Вначале мне казалось, что нужно выбрать только предметы, относящиеся непосредственно к денежным пожертвованием - цдаке.

Предписание для соблюдающего иудея достаточно строгое: хочешь - не хочешь, а десятую часть своего дохода необходимо пожертвовать. Но постепенно я убедилась, что с точки зрения разнообразия экспонатов еще интереснее так называемые «добрые дела» - гмилут хасадим.

На нашей экспозиции мы постарались представить предметы, как относящиеся непосредственно к цдаке, сбору денег по справедливости, так и иллюстрирующие добрые дела от чистого сердца. Эта идея и дала название выставке. Мне хотелось эти два понятия столкнуть, показать тонкие различия между ними. А в результате оказалось, что они плавно перетекают друг в друга.

Парохет Лазаря Полякова

Многие предметы, которые хотелось показать, требовали сложной реставрации. Это удалось сделать благодаря поддержке Российского еврейского конгресса. Одним из таких отреставрированных экспонатов стал парохет из московской синагоги на Большой Бронной - бывшей семейной синагоги уважаемого основателя банкирского дома, известного мецената Лазаря Полякова.

В 1883 году Поляков получил разрешение московских властей на размещение синагоги в своем особняке и для этого перестроил его в мавританском стиле. Судя по надписи на парохете, синагога была освящена не позднее середины 1886 года. Хотя она строилась как семейная синагога Поляковых, одновременно она долго была главной общинной синагогой Москвы. Вероятно, Лазарь Поляков заказал этот парохет к ее открытию. После закрытия синагоги в 1937 году предметы из нее сначала попали в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а в 1947 году попали к нам.

Выставка о благотворительности в ГМИР
Парохет из синагоги Полякова (центральная часть)

Кетер-тора, или Кувшин над тазом

А вот Кетер-тора из Бреслау, датированная около 1700 года. Ее отреставрировали на пожертвования, собранные в ходе акции «Маца», которая была организована благотворительным фондом «Региональный еврейский конгресс в Санкт-Петербурге».

Текст, выгравированный на ней, гласит, что это «чистосердечный дар знатного главы общины, ее влиятельного полномочного представителя и наставника, господина Йехиэля-Михаэля Сегала вместе с его скромной женой, госпожой Эстер, да здравствует она, за их сыновей. Пусть Господь взрастит их для Торы, для свадьбы и для добрых дел». Фамилия дарителя Сегал представляет собой сокращение слов «отпрыск левитов» (ивр. СаГан Леви). Это объясняет, почему корона украшена изображением кувшина над тазом: подобные изображения с XVII века широко использовались как эмблема левитов, чьей обязанностью было возливать воду при омовении рук коэнов.

Выставка о благотворительности в ГМИР
Кетер-тора

Тора-вимпл, или Лента для Торы из детской пеленки

Выставку открывает предмет, называющийся Тора-вимпл. Мне показалось правильным начать выставку именно с него, потому что он объясняет, как происходило приобщение к благотворительности в среде ашкеназов центральной Европы.

По обычаю еврейских общин Германии, Тору-вимпл преподносит ребенок, когда его в 3-х летнем возрасте впервые в синагогу приводит отец. И это становится первым подарком мальчика своей общине, он как бы приобретает первый опыт пожертвования, исполняет заповедь гмилут хасадим раньше, чем способен в полной мере осознать ее смысл. А изготовляется Тора-вимпл матерью из пеленки, на которой лежал ребенок во время Брит-мила (обрезания).

Пеленка распускается на лоскуты, сшивается, и на этой почти трехметровой ленте вышивают благословение сыну, чтоб рос для Торы, свадьбы и добрых дел. Обряд знаменует его вступление в общину, к которой принадлежит семья. Преподнесенная синагоге мальчиком в 3-х летнем возрасте Тора-вимпл хранится до его бар-мицвы (еврейского совершеннолетия) в 13 лет. Когда мальчика впервые вызывают к Торе, то она перевязана той самой лентой.

Выставка о благотворительности в ГМИР
Тора-вимпл

Кружка для пожертвований, или Святое братство

Основной стержень выставки все-таки формируют предметы, непосредственно связанные со сбором пожертвований: кружки, сосуды, куда опускали монеты для цдаки. Пожертвования собирали представители общины. С середины XVI века в ашкеназских общинах Европы начали образовываться благотворительные общества, занимавшиеся уходом за умирающими и организацией похорон. Такое братство называлось «хевра кадиша» (арам.: святое братство). Благодеяния по отношению к умершему считались актом полного бескорыстия, ведь мертвый не может ответить добром на добро.

Братства распоряжались средствами, которые складывались из членских взносов и пожертвований. Погребальные братства взимали, кроме того, плату за похороны с состоятельных семей и потому могли хоронить бедняков бесплатно.

В экспозиции есть кружка с говорящей надписью, из которой мы узнаем, что это дар трех габаев. Так называли казначеев общины, которые собирали пожертвования и распоряжались ими потом коллегиально. На крышке этой кружки мы видим девиз: «...справедливость перед ним пойдет». Это часть стиха из Псалма, в котором говорится, что если добиваться правды на земле, то справедливость спустится с Небес и пойдет впереди. Речь идет о пожертвовании как о справедливом деянии.

Выставка о благотворительности в ГМИР
Кружка для пожертвований

Кубок для кидуша, или Сын за отцом

В собрании музея находятся уникальные предметы - кубки для кидуша. Они принадлежали благотворительным погребальным братствам из Франфурта-на-Майне, самый ранний из них датирован концом 17 века. Это братства занимались помощью и поддержкой умирающего и его семьи: посещали тяжелобольных, готовили их морально к переходу в иной мир, оказывали помощь в погребении, в соблюдении обрядов, связанных с похоронами. Это были своего рода элитные клубы, куда входили только благочестивые женатые мужчины - самые образованные и состоятельные. Надпись на кубках представляет из себя акростих, составленный из имен членов братства. Когда места на очередном кубке больше не оставалось, приобретали следующий. Раз в году все члены братства собирались на трапезу после окончания поста, посвященного годовщине смерти Моше рабейну (Моисея). Тогда на стол выставлялась самая красивая посуда. По уставу братства, вступающий в него новый член должен был оплатить гравировку своего имени на кубке. В братстве мог состоять только один мужчина семьи. Сын не мог вступить при жизни отца.

Кубки попали к нам из московского Государственного исторического музея в 1954 году в составе большой коллекции. Очевидно, эти предметы были изъяты у владельцев нацистами.

Выставка о благотворительности в ГМИР
Кубок. XVIII в. Аугсбург(?)

Кубки Нафтали Коэна, или Печальная участь каббалиста

Особого внимания заслуживают парные кубки с памятной надписью, составленной знаменитым каббалистом Нафтали Коэном, который был раввином общины Франкфурта-на-Майне с 1704 по 1711 годы. Кубки были изготовлены и приобретены на пожертвования, собранные членами братства. На кубках выгравирована надпись, сообщающая кем и когда они были приобретены, а также имена членов братства, которые в нем на тот момент состояли. Вскоре после преподнесения кубков с Нафтали Коэном произошла трагическая история. В 1711 году в его доме вспыхнул пожар. Раввин пытался справиться с огнем с помощью молитв и каббалистических текстов. В результате сгорел не только его дом, но и соседние. Плотно застроенное гетто значительно пострадало. В результате этой печальной истории ему пришлось уехать в родную Прагу. Через несколько лет Нафтали Коэн отправился в Святую землю, но по дороге умер и был похоронен в Константинополе в 1718 году.

Выставка о благотворительности в ГМИР
Парные кубки Нафтали Коэна

Тора-мантл из петербургской Синагоги

На выставке представлена Тора-мантл от свитка, преподнесенного в 2014 году Большой Хоральной Синагоге Петербурга благотворителем Марком-Менделом Хиллером в память о покойных родителях и брате. Мне хотелось показать, что традиция, связанная с понятиями «гмилут хасадим» и «идур мицва», продолжается. Согласно этой традиции, члены общины преподносят синагоге в дар красивый предмет, который будет использоваться во время молитвы: чехол для свитка Торы, парохет, светильник и т.п. Мы решили, что у нас будут представлены не только музейные экспонаты, но и самый что ни на есть «живой» предмет, который после окончания работы выставки будет возвращен на свое место в Синагогу. Это единственный экспонат, надпись на котором не надо было переводить, потому что на нем с одной стороны текст вышит на иврите, а с другой - на русском.

Выставка о благотворительности в ГМИР
Тора-мантл. Из дара Марка-Менделя Хиллера

Римон и Тора-шилд, или Дары разведчиков

Еще пара интереснейших экспонатов: римон и Тора-шилд, датированные началом 19 века. Оба экспоната - предметы традиционного украшения свитка Торы.

Этот щедрый дар преподнесли в 1817 году берлинской синагоге на Хайдеройтергассе супруги Ицхак и Тойба Адельсон, хотя и не являлись прихожанами.

Синагога была построена в 1714 году и считалась главной вплоть до открытия Новой синагоги на Ораниенбургергштрассе в 1866 году. Супруги Адельсон приезжали в Берлин из Юрбурга, городка на западе Литвы, по своим коммерческим делам и, вероятно, стремясь завоевать уважение местной общины, сделали такой подарок. Надпись на предметах гласит: «Это пожертвовали наш наставник высокоученый господин Ицхак и его жена Тойбе Адельсон. В год 578 по малому счету». Кроме коммерческих интересов, супруги во время своих разъездов в период войны с Наполеоном, по-видимому, преследовали и какие-то разведывательные цели в пользу Российской империи. В 1812 году Ицхак Адельсон был награжден главнокомандующим Барклаем-де-Толли золотой медалью. Об этой паре подробно можно прочитать в статье В. Лукина «Полезные евреи: к истории участия российских евреев в войне 1812 года»

Выставка о благотворительности в ГМИР
Тора-шилд, дар супругов Адельсон.

Выставка продлится до 17 февраля 2022 года. Адрес музея: Почтамтская ул., 14
Елена Севенард

Хотите получать новости быстро?
Подпишитесь на наш телеграм-канал


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину