Все проекты
Общину поддержали 30993 раз

Старинная синагога Витебска возвращена еврейской общине

Не так давно еврейская общественность Петербурга была взбудоражена известием о продаже старинной (Большой Любавической) Синагоги в Витебске за 9 евро. Сегодня в Беларуси хватает памятников истории и культуры, переживающих не лучшие времена. Многие из них и вовсе готовы вот-вот обрушиться. Такие здания государство выставляет на аукционы по той самой символической цене – одной базовой величины, что как раз и составляет 9 евро. Более того, иные памятники власти готовы отдавать бесплатно... Но, к сожалению, они продолжают ветшать, а вот покупать и тем более восстанавливать их никто не спешит.

Возможно, синагоги Беларуси смогут стать исключением. Так, в январе текущего года писательница из Минска Илона Караваева продала свою квартиру в столице с тем, чтобы приобрести Синагогу в Слониме. Этим ценнейшим памятником уже заинтересовался Британский фонд еврейского наследия.

А как обстоит дело с витебской Синагогой?

Из истории Большой Любавичской Синагоги. Создание, пожар, реконструкция

Синагога располагается на улице Революционной. Нечего сказать, «подходящий» топоним! Помнится, один из современных религиозных писателей уже сетовал на то, что советская власть вообще старалась «награждать» улицы, где стояли культовые сооружения, такими имечками, как Второй коммунистический тупик. Когда-то, впрочем, улица называлась Большой Ильинской. Рядом ведь была еще Малая. А полвека назад Верхненабережную улицу, находящуюся неподалеку, переименовали в честь народного артиста СССР Александра Константиновича Ильинского. Поистине, бывают странные сближенья. Что же касается бывшей Большой Ильинской, то ее советская власть еще в честь своего десятилетия превратила в Революционную.

Вот на ней-то в 1882 г. и возвели одну из 74-х синагог и молитвенных домов старого Витебска. Она отнюдь не была рядовой и гордо носила имя Большой Любавичской. Именно в этой синагоге с 1905 по 1933 год служил легендарный раввин Шмарьягу-Лейб Янкель Медалье.

Старинная синагога Витебска возвращена еврейской общине
Большая Хоральная (Заручевская) Синагога. Гравюра Юдовина

 В Витебске имелась и еще одна Большая Синагога – хоральная, она же Заручевская. В годы войны ее уникальное здание пострадало и в ходе послевоенного восстановления города было снесено.

Старинная синагога Витебска возвращена еврейской общине

Любавичским хасидам в Витебске принадлежало 6 различных молитвенных домов, среди которых Большая Любавичская была не только крупнейшей, но и самой старой. Вообще-то, изящную Синагогу на ул. Суворова (Узгорской) воздвигли еще раньше, в начале XIX в., но эта постройка также утрачена после войны, да и хасидам она никогда не принадлежала.

Старинная синагога Витебска возвращена еврейской общине
Узгорская, или Суворовская Синагога. Старинный снимок

Старинная синагога Витебска возвращена еврейской общине
Узгорская, или Суворовская Синагога. Коллаж В. Борисенкова

«Героиню» нашего рассказа первоначально соорудили из дерева. После разрушительного пожара на том же месте в 1904 г. отстроили нарядное здание из красного кирпича. Возможно, благодаря своим относительно небольшим габаритам оно и уцелело в годы военного лихолетья, хотя и стояло совсем неподалеку от Витебского гетто.

«Бывший любавичский бейс-мидреш, ныне клуб рабочих по дереву». Судьба синагоги в советские времена

Рассказывая о прошлом и настоящем Витебска, я опираюсь на мнения авторитетных ученых – историков, краеведов, искусствоведов, – а те, в свою очередь, на документы, обнаруженные ими в архивах и библиотеках. Так, наиболее полно историю Большой Любавической Синагоги проследил главный хранитель фондов Государственного архива Витебской области Константин Карпекин.

Старинная синагога Витебска возвращена еврейской общине
Константин Карпекин на презентации книги, посвященной иудейским общинам Беларуси.

Материалы, подготовленные этим историком, не раз помещал на своих страницах замечательный витебский журнал «Мишпоха». Перечислим кратко вехи истории «героини» нашего рассказа.

Первым масштабным бедствием, постигшим ее при советской власти, была конфискация серебра: в 1922 г. под предлогом помощи голодающим Поволжья отсюда вывезли два Кейтер-Тойре (Венца Торы – украшения свитков) и таблички с дарственными надписями.

Два года спустя в здании поселили еврейских беженцев из Литвы, которые скитались еще со времен Первой мировой войны. Было бы интересно разузнать, как жилось людям в здании действующей Синагоги. Но, должно быть, потомков этих беженцев уже не осталось на свете...

А Синагога продолжала действовать. Более того, в 1920-х ее время от времени посещали маггиды – странствующие проповедники, которые могли еще свободно передвигаться по стране.

В 1929 г., когда началось масштабное наступление на любые формы национальных культур в Советском Союзе, Витебский окружной комитет КП(б) постановил закрыть в городе четыре синагоги, в том числе и Большую Любавичскую. Ее решили передать клубу деревообделочников. Правда, представители соответствующего профсоюза признали здание не самым подходящим, а проще говоря, маленьким и неудобным. Но раз партия сказала – пришлось ответить «есть!» Синагогу перестроили. Вместо молельного зала появился зрительный – со сценой и кинобудкой, а также библиотека. Ремонт длился более года. Но уже в 1931 г. в газетах появилась фотография знакомого здания с хвастливой подписью на идише «Бывший любавичский бейс-мидреш, ныне клуб рабочих по дереву».

Старинная синагога Витебска возвращена еврейской общине

После войны здание сравнительно неплохо сохранилось, поэтому использовалось в качестве склада, но постепенно обветшало.

Старинная синагога Витебска возвращена еврейской общине

Проект Левина. Неудавшаяся попытка восстановления

И здесь необходимо упомянуть еще одно имя. Леонид Менделевич Левин. Талантливый архитектор, автор памятника «Яма» и мемориала в Хатыни, лауреат всевозможных премий, носитель почетных званий... и кроме того, с 1991 г. – председатель Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин.

Старинная синагога Витебска возвращена еврейской общине
Фрагмент памятника «Яма»

Такие люди, как правило, особенно остро чувствуют то нематериальное, эфемерное, что именуется «связью времен» и делают все от них зависящее, чтобы она не распалась.

Вот что рассказывает известный историк, знаток творчества Марка Шагала Людмила Хмельницкая.

В 2009 г. под руководством Леонида Менделевича Левина группой архитекторов ООО «Сити-Арх» из Витебска был разработан грандиозный проект реконструкции района Задвинье – того самого, где находится мемориальный Дом-музей Шагала, чудом уцелевший в войну и бережно сохраняемый в наши дни.

Старинная синагога Витебска возвращена еврейской общинеПроектное предложение международного Шагаловского центра в Витебске

Но архитектурная мастерская предложила реконструировать не один, а целых пять кварталов Задвинья. Проект получил наименование «Проектное предложение Международного Шагаловского центра в Витебске». Он предусматривал не только возрождение здания Синагоги, но и регенерацию исторической застройки всего района, прилегающего к Дому-музею Шагала (с созданием инфраструктуры, работающей на прием и обслуживание туристов). Казалось бы, проект был просто обречен на успех как благодаря именитому разработчику, так и тому, что губернатор взял его под своей патронат.

Старинная синагога Витебска возвращена еврейской общинеАрхитекторы Леонид Левин и Александр Вашкевич на обсуждении проектного предложения в Арт-центре Марка Шагала. Витебск, 14 июня 2009 г.

Однако начались волокита и проволочки. В 2014 г., не дождавшись реализации проекта, ушел из жизни Л. М. Левин. По совершенно необъяснимым причинам проект так и не был осуществлен.

Старинная синагога Витебска возвращена еврейской общине
Леонид Менделевич Левин (1936 – 2014)

Ситуация сегодня, или При чем тут Марк Шагал

Можно ли в наше время рассчитывать на успех дела, не пуская в ход маркетинговые приемы? Риторический вопрос. А самым эффективным из таких приемов является использование какого-либо общеизвестного бренда. У Витебска давно уже есть такой.

Пусть читатели поймут меня правильно – я никоим образом не ставлю под сомнение ни гениальность Шагала, ни трагичность его судьбы, пронизанной ностальгией по родному городу. Однако позволительно ли сводить все многообразие истории и культуры Витебска к одному-единственному имени? Это отдает упрощением и опрощением, с чем не может смириться ни один еврейский ум.

Конечно, отрадно, что у здания Большой Любавичской Синагоги в апреле состоялся воскресник. А буквально сейчас, в конце мая, аналогичное мероприятие провели в течение трех дней подряд.

Старинная синагога Витебска возвращена еврейской общине

Уже заметны первые результаты: рядом с руинами Синагоги установлен некий арт-объект. Он включает в себя часы, увеличенный снимок хедера и пословицу на идише с переводом на белорусский язык. Все бы ничего, да только компьютер, которым пользовались авторы инсталляции, набрал еврейский текст в зеркальном отражении.

Старинная синагога Витебска возвращена еврейской общине

Кроме того, больше года назад у Синагоги появилась информационная доска. Кстати, само здание до сих пор не имеет статуса памятника истории и архитектуры – вроде как, это компенсируется тем, что оно входит в охранную зону исторической части Витебска.

«Косвенно все указывает на то, что именно в Любавичскую синагогу ходили Шагалы, – говорит директор Музея Шагала Ирина Воронова. – В книге "Моя жизнь" Марк Захарович писал, что отец вставал и первым делом шел в синагогу, а потом возвращался домой, пил чай и уходил на работу. Понятно, что он не за реку ходил, а в ту синагогу, что на соседней улице. Наш интерес состоит в том, что после восстановления, будет ли это музейно-культурный либо религиозный центр, появится объект, который усилит туристический потенциал шагаловских мест».

Но многие специалисты сдержанно относятся к утверждениям, будто именно Большая Любавичская Синагога была излюбленным местом отца художника. Документов об этом не сохранилось. Людмила Хмельницкая, эксперт по его творчеству, опровергает этот тезис со всей ответственностью. Стоит ли «усиливать туристический потенциал» Синагоги тем, что она будто бы присутствует на картинах Шагала?

Как бы то ни было, по словам зампредседателя Витебского горисполкома Виктора Глушина, «город сейчас в приоритете рассматривает восстановление Синагоги в близком к ее исходному назначению».

И это самое главное.

Не бывшая – будущая!

Многое сейчас затрудняет возврат к «исходному назначению» Большой Любавичской Синагоги. Здесь и сложности, вызванные пандемией, и финансовые проблемы, и общественно-политическая ситуация в Беларуси. Порою кажется, будто проект топчется на месте: заявки на придание многострадальному зданию статуса памятника, на отведение земли, на утверждение проекта реконструкции, давным-давно составлены и отправлены в соответствующие инстанции. Но здание до сих пор даже не законсервировано, хотя о необходимости этого уже много лет твердит известный витебский градозащитник архитектор Глеб Орловский. «Насколько я помню, у директора Витебского центра современного искусства Андрея Духовникова была неплохая идея: восстановить полностью коробку здания, стены и перегородки, накрыть его куполом или стеклянной крышей и сделать, например, выставочную галерею, – говорит он. – Это бы и здание спасло от дальнейшего разрушения, и привлекло бы туристов».

Старинная синагога Витебска возвращена еврейской общине
Любавичская Синагога сегодня. Фото С. Плыткевича

И все же кое-что внушает надежду. «Информация о том, что здание синагоги продается, поспособствовала появлению спонсоров, – резюмирует Ирина Воронова. – Все стали говорить: "А что? А как его будут продавать?" Получился более широкий резонанс. Интерес к этому объекту вскоре выразила хасидская община из России: уже есть спонсоры, есть предпроектная документация. И на этот объект, как на свое наследие, заявила права наша Витебская еврейская община».
Интервью Ирины Вороновой было дано несколько дней назад. Но за это время в Витебске произошли значительные перемены. Горисполком снял с торгов Большую Любавичскую Синагогу! Она была безвозмездно передана витебской еврейской общине. Право таковой на наследие предков было признано приоритетным... Конечно, в общине не пожалели бы девяти евро на покупку памятника, столь дорогого сердцам витебских евреев. Но дело же тут не в деньгах, а в принципе. Сейчас ожидается окончание процедуры землеотведения, а пока подготавливается предпроектная документация. Еврейские Москва (в лице раввина Ицхака Когана) и Витебск работают в тесном контакте.

Главный редактор журнала «Мишпоха» Аркадий Шульман пояснил, что восстановлением Синагоги собирается заняться Москва, но для простоты решения процессуальных вопросов все документы на это оформляются через Витебскую общину.
Таким образом, сегодня в Беларуси восстанавливают сразу две синагоги – в Слониме и в Витебске.

Какой же будет она, будущая Большая Любавичская Синагога?

Понять это нам поможет фотохудожник Виктор Борисенков.

Старинная синагога Витебска возвращена еврейской общине
Один из фотоколлажей Виктора Борисенкова на темы Шагала

Его удивительные коллажи стали визитной карточкой Витебска, а выставки работ состоялись едва ли не во всех городских художественных музеях. Вот его фотопроекция, представляющая собой вариант первоначального вида Синагоги.

Нам есть о чем мечтать!

Старинная синагога Витебска возвращена еврейской общине
Будущая Синагога. Фотопроекция В. Борисенкова

Вера Кнорринг


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину