Все проекты
Общину поддержали 30161 раз

Разрушенную синагогу Витебска продают за девять евро

Синагога на продажу?

В новостях появилось сообщение о продаже за «одну базовую величину» (около 9 евро) здания Витебской синагоги на Революционной (в прошлом Большой Ильинской) улице. Ничего необычного здесь нет. В Белоруссии за последние годы целый ряд старых полуразрушенных синагогальных зданий был продан. Еврейские религиозные общины исчезают. Где-то они воссоздаются силами движения Хабад Любавич, но в этих случаях оказывается проще построить новое здание, чем реставрировать старое. Как все страны мира, Белоруссия столкнулась сейчас с экономической депрессией, которая в этой стране усугубляется политическим кризисом. Между тем земельные участки в центре города – ценность. Часто здания синагог продаются под снос.

Витебскую синагогу продают за девять евроЗаручьевская Синагога, 2017 г.

Между тем именно эта синагога уникальна.

От здания остались только полуразрушенные стены, но из ста с лишним синагог Витебска начала XX века лишь эта, Большая Любавичская (Заручьевская), частично сохранилась (после закрытия синагоги в 1923 году здесь размещался дом культуры одного из предприятий города). Но уникальность здания не только в том, что оно единственное. При слове «Витебск» в первую очередь вспоминается имя Марка Шагала. Шагал жил рядом с Любавической синагогой, его отец посещал ее, и она присутствует на некоторых картинах великого художника...

Витебскую синагогу продают за девять евроВитебск. Дом Марка Шагала на Покровской ул.

Тот самый Медалье

С синагогой в Витебске связана история раввинской династии Медалье, оставившей важный след в истории российского еврейства. С 1905 по 1933 год Шмарьягу-Лейб Янкель Медалье (1872-1938) был главным витебским раввином и служил в этой синагоге.

Витебскую синагогу продают за девять евроРаввин Шмарьягу-Лейб Янкель Медалье

Как предполагают, именно он запечатлен на картине Шагала «Витебский раввин».

Витебскую синагогу продают за девять евро

В еврейском Музее Памяти московской синагоге на Большой Бронной хранится портрет раввина Медалье, написанный предположительно Юделем Пэном, учителем Шагала.

Затем Ш.Л.-Я. Медалье стал главным раввином Москвы и СССР. Он был расстрелян в дни Большого Террора, как и его сын Моше, раввин Тулы и Ростова-на Дону.

Витебскую синагогу продают за девять евроМоше Медалье

Витебскую синагогу продают за девять евроСправка о расстреле раввина Медалье

Витебскую синагогу продают за девять евроПамятный знак проекта «Последний адрес» на доме, на месте которого жил прадед в Лосиноостровском (ул.Бабушкина, 11)

Витебскую синагогу продают за девять евроБорис, Анна, Максим Медалье с портретом прадеда

Один из сыновей его, Авром, не будучи формально раввином, много лет был столпом ленинградской еврейской общины.

Витебскую синагогу продают за девять евроАвром Медалье

Анна Медалье рассказывает о предках

В Москве живет Анна Борисовна Медалье, правнучка легендарного раввина. Известие о возможных продаже и сносе синагоги она приняла близко к сердцу... Мы решили расспросить Анну о том, как сложилась судьба ее ветви знаменитого рода Медалье.

- Мой дел, Григорий Львович, а по-еврейски – Гирш Медалье, был сыном раввина Шмера-Лейба Янкеля Медалье. Но его жизнь сложилась совсем иначе. Он стал врачом, причем военным. Еще до войны получил диплом стоматолога.

Витебскую синагогу продают за девять евроГирш, Берл и их родственница Лина в детстве

Витебскую синагогу продают за девять евроГирш Медалье в юности

Витебскую синагогу продают за девять евро

Витебскую синагогу продают за девять евроГирш Медалье (во 2 ряду слева) среди студентов Московского стоматологического Института

Но, уйдя в 1941 году на фронт, он служил врачом общей практики в полевых госпиталях. Воевал в составе 6-й ударной армии под командованием Жукова, участвовал во взятии Берлина.

Витебскую синагогу продают за девять евроГирш Медалье в Армии

Там и познакомился со своей будущей женой Мириам Каждан, переводчицей с немецкого языка. В 1952 году, когда евреев увольняли из армии, он демобилизовался, и после этого опять работал стоматологом в простой районной поликлинике в Выхино в Москве.

Витебскую синагогу продают за девять евроДед Гирш за работой

Умер в 1992 году.

Про своего отца, легендарного раввина Медалье, дед ничего не говорил – очевидно, опасался. А я по молодости не спрашивала. Но что я точно могу сказать - дед был религиозным человеком. Он соблюдал шабат, молился, выполнял заповеди, насколько это было возможно. Его талес, тфилин – часть моего детства. На выставке в Еврейском музее и Центре толерантности несколько лет назад демонстрировалась ктуба Гирша, вступающего в брак с Мирьям, дочерью реба Шломо.

Витебскую синагогу продают за девять евроМирьям Каждан, жена Гирша Медалье

Витебскую синагогу продают за девять евроГирш Медалье, его жена Мириам, их сын Борис. Смоленск, 1950 г.

Витебскую синагогу продают за девять евроСмоленск

Это мои дедушка и бабушка. Надо ли объяснять, насколько это необычно: советский офицер, вступающий в религиозный брак в 1946 году? Но единственное, что он рассказывал мне, была книга Исхода. Он пересказывал ее столько раз, что я запомнила его рассказ наизусть, как запоминают детские книжки.

Витебскую синагогу продают за девять евроГирш Медалье на фоне дома на Нагорной улице, где жила семья его жены Мириам

Витебскую синагогу продают за девять евроДед Гирш в орденах. Ему здесь 70 лет

Наградной лист Гирша МедальеНаградной лист Гирша Медалье

Мой отец, Борис Григорьевич Медалье, окончил Институт связи, и потом проходил службу в рядах Советской армии, по своей инженерной части.

Витебскую синагогу продают за девять евроБорис Медалье во время службы в армии

Служил в Архангельске. После демобилизации работал по специальности в одном из КБ Москвы. Кстати, предки моей мамы по одной из линий тоже родом из Витебска, Ее прабабушка Эда Липец, в девичестве Писаревская, родилась в богатой семье, жившей, вероятно, в центре Витебска. Писаревские могли посещать Заручьевскую Синагогу, как и семья Шагала

Но познакомились мои родители уже в Москве.

Витебскую синагогу продают за девять евроБорис и Ирина в ЗАГСе

Мой дед по материнской линии, Яков Исаакович Антоколь, в Гражданскую войну воевал в полку «латышских стрелков». Позднее (будучи беспартийным!) дослужился до замнаркома торговли. Ведал во время Великой Отечественной войны распределением хлеба в армии и в тылу. Умер он скоропостижно, от сердечного приступа в 1953 году. Было это результатом переутомления или переживаний в дни антисемитской компании весной того года – не знаю. А бабушка по маме Фрида Михайловна Антоколь (в девичестве Липец) была по образованию экономист, долгое время работала во Внешторге, затем в столе заказов, где «отоваривались» видные деятели советской культуры. Мама Ирина Яковлевна Антоколь (по мужу Медалье) была инженером, всю жизнь проработала в НИИ, занимающимся цветными металлами, делала расчеты для мартеновских печей.

Сама я по образованию музыкант, звукорежиссер. Одиннадцать лет проработала на радио звукорежиссером, потом журналистом. Затем окончила ВГИК - сценарно-киноведческий факультет. Пишу прозу, стихи, пьесы, сценарии...

Витебскую синагогу продают за девять евроГлавный Раввин Витебска Малкиэль Горгодзе и Анна Медалье

Чем закончится история о продаже Витебской синагоги? Как решится судьба уникального здания? Мы будем следить за развитием событий.

Валерий Шубинский


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину