09.02.2021
Разрушенную синагогу Витебска продают за девять евро
Синагога на продажу?
В новостях появилось сообщение о продаже за «одну базовую величину» (около 9 евро) здания Витебской синагоги на Революционной (в прошлом Большой Ильинской) улице. Ничего необычного здесь нет. В Белоруссии за последние годы целый ряд старых полуразрушенных синагогальных зданий был продан. Еврейские религиозные общины исчезают. Где-то они воссоздаются силами движения Хабад Любавич, но в этих случаях оказывается проще построить новое здание, чем реставрировать старое. Как все страны мира, Белоруссия столкнулась сейчас с экономической депрессией, которая в этой стране усугубляется политическим кризисом. Между тем земельные участки в центре города – ценность. Часто здания синагог продаются под снос.
Заручьевская Синагога, 2017 г.
Между тем именно эта синагога уникальна.
От здания остались только полуразрушенные стены, но из ста с лишним синагог Витебска начала XX века лишь эта, Большая Любавичская (Заручьевская), частично сохранилась (после закрытия синагоги в 1923 году здесь размещался дом культуры одного из предприятий города). Но уникальность здания не только в том, что оно единственное. При слове «Витебск» в первую очередь вспоминается имя Марка Шагала. Шагал жил рядом с Любавической синагогой, его отец посещал ее, и она присутствует на некоторых картинах великого художника...
Витебск. Дом Марка Шагала на Покровской ул.
Тот самый Медалье
С синагогой в Витебске связана история раввинской династии Медалье, оставившей важный след в истории российского еврейства. С 1905 по 1933 год Шмарьягу-Лейб Янкель Медалье (1872-1938) был главным витебским раввином и служил в этой синагоге.
Раввин Шмарьягу-Лейб Янкель Медалье
Как предполагают, именно он запечатлен на картине Шагала «Витебский раввин».
В еврейском Музее Памяти московской синагоге на Большой Бронной хранится портрет раввина Медалье, написанный предположительно Юделем Пэном, учителем Шагала.
Затем Ш.Л.-Я. Медалье стал главным раввином Москвы и СССР. Он был расстрелян в дни Большого Террора, как и его сын Моше, раввин Тулы и Ростова-на Дону.
Моше Медалье
Справка о расстреле раввина Медалье
Памятный знак проекта «Последний адрес» на доме, на месте которого жил прадед в Лосиноостровском (ул.Бабушкина, 11)
Борис, Анна, Максим Медалье с портретом прадеда
Один из сыновей его, Авром, не будучи формально раввином, много лет был столпом ленинградской еврейской общины.
Авром Медалье
Анна Медалье рассказывает о предках
В Москве живет Анна Борисовна Медалье, правнучка легендарного раввина. Известие о возможных продаже и сносе синагоги она приняла близко к сердцу... Мы решили расспросить Анну о том, как сложилась судьба ее ветви знаменитого рода Медалье.
- Мой дел, Григорий Львович, а по-еврейски – Гирш Медалье, был сыном раввина Шмера-Лейба Янкеля Медалье. Но его жизнь сложилась совсем иначе. Он стал врачом, причем военным. Еще до войны получил диплом стоматолога.
Гирш, Берл и их родственница Лина в детстве
Гирш Медалье в юности
Гирш Медалье (во 2 ряду слева) среди студентов Московского стоматологического Института
Но, уйдя в 1941 году на фронт, он служил врачом общей практики в полевых госпиталях. Воевал в составе 6-й ударной армии под командованием Жукова, участвовал во взятии Берлина.
Гирш Медалье в Армии
Там и познакомился со своей будущей женой Мириам Каждан, переводчицей с немецкого языка. В 1952 году, когда евреев увольняли из армии, он демобилизовался, и после этого опять работал стоматологом в простой районной поликлинике в Выхино в Москве.
Дед Гирш за работой
Умер в 1992 году.
Про своего отца, легендарного раввина Медалье, дед ничего не говорил – очевидно, опасался. А я по молодости не спрашивала. Но что я точно могу сказать - дед был религиозным человеком. Он соблюдал шабат, молился, выполнял заповеди, насколько это было возможно. Его талес, тфилин – часть моего детства. На выставке в Еврейском музее и Центре толерантности несколько лет назад демонстрировалась ктуба Гирша, вступающего в брак с Мирьям, дочерью реба Шломо.
Мирьям Каждан, жена Гирша Медалье
Гирш Медалье, его жена Мириам, их сын Борис. Смоленск, 1950 г.
Смоленск
Это мои дедушка и бабушка. Надо ли объяснять, насколько это необычно: советский офицер, вступающий в религиозный брак в 1946 году? Но единственное, что он рассказывал мне, была книга Исхода. Он пересказывал ее столько раз, что я запомнила его рассказ наизусть, как запоминают детские книжки.
Гирш Медалье на фоне дома на Нагорной улице, где жила семья его жены Мириам
Дед Гирш в орденах. Ему здесь 70 лет
Мой отец, Борис Григорьевич Медалье, окончил Институт связи, и потом проходил службу в рядах Советской армии, по своей инженерной части.
Борис Медалье во время службы в армии
Служил в Архангельске. После демобилизации работал по специальности в одном из КБ Москвы. Кстати, предки моей мамы по одной из линий тоже родом из Витебска, Ее прабабушка Эда Липец, в девичестве Писаревская, родилась в богатой семье, жившей, вероятно, в центре Витебска. Писаревские могли посещать Заручьевскую Синагогу, как и семья Шагала
Но познакомились мои родители уже в Москве.
Борис и Ирина в ЗАГСе
Мой дед по материнской линии, Яков Исаакович Антоколь, в Гражданскую войну воевал в полку «латышских стрелков». Позднее (будучи беспартийным!) дослужился до замнаркома торговли. Ведал во время Великой Отечественной войны распределением хлеба в армии и в тылу. Умер он скоропостижно, от сердечного приступа в 1953 году. Было это результатом переутомления или переживаний в дни антисемитской компании весной того года – не знаю. А бабушка по маме Фрида Михайловна Антоколь (в девичестве Липец) была по образованию экономист, долгое время работала во Внешторге, затем в столе заказов, где «отоваривались» видные деятели советской культуры. Мама Ирина Яковлевна Антоколь (по мужу Медалье) была инженером, всю жизнь проработала в НИИ, занимающимся цветными металлами, делала расчеты для мартеновских печей.
Сама я по образованию музыкант, звукорежиссер. Одиннадцать лет проработала на радио звукорежиссером, потом журналистом. Затем окончила ВГИК - сценарно-киноведческий факультет. Пишу прозу, стихи, пьесы, сценарии...
Главный Раввин Витебска Малкиэль Горгодзе и Анна Медалье
Чем закончится история о продаже Витебской синагоги? Как решится судьба уникального здания? Мы будем следить за развитием событий.
Валерий Шубинский
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2