Все проекты
Общину поддержали 29705 раз

Хасиды и кошмарный сон искусствоведа

Птички с пейсами, хасид в шляпе, видения жука-антисемита... А началось все с Ночи музеев в Синагоге. Рассказывает автор выставки в галерее «Борей» – петербургская художница Елизавета Бенк.

Мы встретились с Елизаветой Ильиной (псевдоним – Елизавета Бенк) в галерее «Борей», где проходит первая в ее жизни персональная выставка под названием «Кошмарный сон искусствоведа».

Елизавета Бенк выставка еврейские сюжеты Елизавета Бенк на своем вернисаже

– Елизавета, почему вы выбрали такое эпатирующее название?

– С точки зрения искусствоведа, которым я и являюсь по своему основному образованию, то, что представлено на этой выставке – микс из разных направлений живописи: примитивное искусство, экспрессионизм, поп-арт. И все это сдобрено изрядной долей иронии и самоиронии. А ведь искусствоведу надо, чтоб все было разложено по своим полочкам и не перемешивалось.

– Где вы учились и когда начали рисовать?

– Родилась я в Ленинграде в 1990 году. Рисую всю свою сознательную и несознательную жизнь. Получила начальное художественное образование в художественной школе №2. Закончила СПБГУКИ (институт культуры), сейчас я аспирантка второго года. Занимаюсь современным искусством и как теоретик, и как практик.

– Откуда такой звучный псевдоним – Бенк?

– Это не совсем псевдоним. По одной из линий я принадлежу к знаменитому семейству Бенкендорф. Это фамилия известного графа, любимца царя Николая, главы Третьего отделения. В советское время эта фамилия звучала одиозно. И мои родственники укоротили ее до неузнаваемости. Так появились в нашем роду Бенки, а я взяла эту фамилию в качестве псевдонима.

– Как появилась в вашем творчестве еврейская тема?

– Несколько лет назад я впервые попала в на Ночь музеев в Синагогу. Тогда я еще ничего не знала о своих еврейских корнях, но почувствовала там одновременно и умиротворение, и вдохновение. С тех пор я время от времени бываю там.

– Как задумывалась концепция этой выставки?

– На выставке представлены автопортреты, портреты друзей, знакомых, а также герои сказок, фильмов и вымышленные персонажи. Все картины выполнены в гротескной манере. Основная идея – поместить персонажей в смешные, нелепые, абсурдные ситуации. Не стоит к жизни относиться чересчур серьезно, да и к искусству тоже. Если вспомнить, например, классика еврейской литературы Шолом-Алейхема, то первое, что приходит в голову в связи с его именем – это умение посмеяться над собой. Поэтому на выставке невозможно было обойтись без хасидов.

– А как возникла идея картины «Раб-бин»?

– Несмотря на всю ученость и мудрость, почему бы хасиду не обладать элегантным, стильным аксессуаром? Вот, например, очки. Приглядитесь: в наше время это некий символ стиля, вкуса, многие видные деятели культуры и искусства носят очки марки Рэй Бен. А у моего персонажа они называются Раб-Бин. Это такой типичный для авангарда прием – обыгрывание слов в ироничном ключе и придание им нового смысла. А, может, это хорошая идея новой марки – предпринимателям из еврейской общины на заметку!

Елизавета Бенк выставка еврейские сюжеты

– Что такое «Grand Talmud Association»?

– Авангард – это синтез искусств, и часто происходит так, что создание картины не возможно без существования некой предварительной «истории», «случая», шутливого текста, который рождается спонтанно. Название этой некогда безумно популярной компьютерной игры расшифровывается мной совершенно по-новому: ГРАНД ТАЛМУД АССОСИЭЙШН. Эта картинка родилась в моей голове после поездки на gett taxi с таксистом, который безоговорочно убежден, что существует некий страшный мировой «еврейский заговор» и щедро делится этим знанием с пассажирами, предостерегая их от «сил зла». И я подумала, что если бы фантазии таксистов были реальны, и такая «еврейская мафия» существовала, то выглядело бы это именно так.

Елизавета Бенк выставка еврейские сюжеты

– А птички с пейсами?

– Это иллюстрации к поэме Николая Олейникова «Жук-антисемит». Поэма обэриута Олейникова аллегорична. Главный герой – отвратительный жук-юдофоб. Он одержим «еврейским заговором», как тот таксист. Только вот встречаются ему на пути не пассажиры, а разные обитатели леса, и в каждом из них, по версии жука, есть ярко выраженные семитские черты. Доведенный до крайнего абсурда антисемитизм выглядит нелепо, да и здоровью вредит – в конце поэмы жук погибает.

Елизавета Бенк выставка еврейские сюжеты Иллюстрации к поэме «Жук-антисемит»

– Одно время Вы сотрудничали с газетой «Ами». Расскажите, пожалуйста, об этом.

– На одной из выставок именно здесь, в галерее «Борей», я увидела на подоконнике стопку газет. Это было моим первым знакомством с еврейским изданием. Газета заинтересовала меня, я написала Якову Николаевичу Цукерману о том, что у меня есть небольшой опыт графических работ и мне бы хотелось в качестве волонтера поучаствовать в выпуске очередного тиража. Яков Николаевич пригласил меня на встречу, и с этого момента началось мое знакомство с замечательным человеком. К сожалению, наше сотрудничество продолжалось всего полгода, вплоть до смерти Цукермана. Я успела сделать иллюстрации всего к трем выпускам «Ами».

Елизавета Бенк выставка еврейские сюжеты Издание газеты «Ами» с рисунками Е. Бенк

Елизавета Бенк выставка еврейские сюжеты Издание газеты «Ами» с рисунками Е. Бенк

Елизавета Бенк выставка еврейские сюжеты Издание газеты «Ами» с рисунками Е. Бенк

Елизавета Бенк выставка еврейские сюжеты

Беседовала Елена Севенард

Выражаем благодарность Петру Новику и паблику АфишаСПб за помощь в организации интервью

О «золотом веке» еврейской прессы и газете «Ами» читайте тут


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину