12.02.2018
Хасиды и кошмарный сон искусствоведа
Птички с пейсами, хасид в шляпе, видения жука-антисемита... А началось все с Ночи музеев в Синагоге. Рассказывает автор выставки в галерее «Борей» – петербургская художница Елизавета Бенк.
Мы встретились с Елизаветой Ильиной (псевдоним – Елизавета Бенк) в галерее «Борей», где проходит первая в ее жизни персональная выставка под названием «Кошмарный сон искусствоведа».
Елизавета Бенк на своем вернисаже
– Елизавета, почему вы выбрали такое эпатирующее название?
– С точки зрения искусствоведа, которым я и являюсь по своему основному образованию, то, что представлено на этой выставке – микс из разных направлений живописи: примитивное искусство, экспрессионизм, поп-арт. И все это сдобрено изрядной долей иронии и самоиронии. А ведь искусствоведу надо, чтоб все было разложено по своим полочкам и не перемешивалось.
– Где вы учились и когда начали рисовать?
– Родилась я в Ленинграде в 1990 году. Рисую всю свою сознательную и несознательную жизнь. Получила начальное художественное образование в художественной школе №2. Закончила СПБГУКИ (институт культуры), сейчас я аспирантка второго года. Занимаюсь современным искусством и как теоретик, и как практик.
– Откуда такой звучный псевдоним – Бенк?
– Это не совсем псевдоним. По одной из линий я принадлежу к знаменитому семейству Бенкендорф. Это фамилия известного графа, любимца царя Николая, главы Третьего отделения. В советское время эта фамилия звучала одиозно. И мои родственники укоротили ее до неузнаваемости. Так появились в нашем роду Бенки, а я взяла эту фамилию в качестве псевдонима.
– Как появилась в вашем творчестве еврейская тема?
– Несколько лет назад я впервые попала в на Ночь музеев в Синагогу. Тогда я еще ничего не знала о своих еврейских корнях, но почувствовала там одновременно и умиротворение, и вдохновение. С тех пор я время от времени бываю там.
– Как задумывалась концепция этой выставки?
– На выставке представлены автопортреты, портреты друзей, знакомых, а также герои сказок, фильмов и вымышленные персонажи. Все картины выполнены в гротескной манере. Основная идея – поместить персонажей в смешные, нелепые, абсурдные ситуации. Не стоит к жизни относиться чересчур серьезно, да и к искусству тоже. Если вспомнить, например, классика еврейской литературы Шолом-Алейхема, то первое, что приходит в голову в связи с его именем – это умение посмеяться над собой. Поэтому на выставке невозможно было обойтись без хасидов.
– А как возникла идея картины «Раб-бин»?
– Несмотря на всю ученость и мудрость, почему бы хасиду не обладать элегантным, стильным аксессуаром? Вот, например, очки. Приглядитесь: в наше время это некий символ стиля, вкуса, многие видные деятели культуры и искусства носят очки марки Рэй Бен. А у моего персонажа они называются Раб-Бин. Это такой типичный для авангарда прием – обыгрывание слов в ироничном ключе и придание им нового смысла. А, может, это хорошая идея новой марки – предпринимателям из еврейской общины на заметку!
– Что такое «Grand Talmud Association»?
– Авангард – это синтез искусств, и часто происходит так, что создание картины не возможно без существования некой предварительной «истории», «случая», шутливого текста, который рождается спонтанно. Название этой некогда безумно популярной компьютерной игры расшифровывается мной совершенно по-новому: ГРАНД ТАЛМУД АССОСИЭЙШН. Эта картинка родилась в моей голове после поездки на gett taxi с таксистом, который безоговорочно убежден, что существует некий страшный мировой «еврейский заговор» и щедро делится этим знанием с пассажирами, предостерегая их от «сил зла». И я подумала, что если бы фантазии таксистов были реальны, и такая «еврейская мафия» существовала, то выглядело бы это именно так.
– А птички с пейсами?
– Это иллюстрации к поэме Николая Олейникова «Жук-антисемит». Поэма обэриута Олейникова аллегорична. Главный герой – отвратительный жук-юдофоб. Он одержим «еврейским заговором», как тот таксист. Только вот встречаются ему на пути не пассажиры, а разные обитатели леса, и в каждом из них, по версии жука, есть ярко выраженные семитские черты. Доведенный до крайнего абсурда антисемитизм выглядит нелепо, да и здоровью вредит – в конце поэмы жук погибает.
Иллюстрации к поэме «Жук-антисемит»
– Одно время Вы сотрудничали с газетой «Ами». Расскажите, пожалуйста, об этом.
– На одной из выставок именно здесь, в галерее «Борей», я увидела на подоконнике стопку газет. Это было моим первым знакомством с еврейским изданием. Газета заинтересовала меня, я написала Якову Николаевичу Цукерману о том, что у меня есть небольшой опыт графических работ и мне бы хотелось в качестве волонтера поучаствовать в выпуске очередного тиража. Яков Николаевич пригласил меня на встречу, и с этого момента началось мое знакомство с замечательным человеком. К сожалению, наше сотрудничество продолжалось всего полгода, вплоть до смерти Цукермана. Я успела сделать иллюстрации всего к трем выпускам «Ами».
Издание газеты «Ами» с рисунками Е. Бенк
Издание газеты «Ами» с рисунками Е. Бенк
Издание газеты «Ами» с рисунками Е. Бенк
Беседовала Елена Севенард
Выражаем благодарность Петру Новику и паблику АфишаСПб за помощь в организации интервью
О «золотом веке» еврейской прессы и газете «Ами» читайте тут
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2