Все проекты
Общину поддержали 29708 раз

Эпоха газет, газета эпохи

Историк и писатель Валерий Шубинский о «золотом веке» еврейской прессы

Золотой век еврейской прессы... Когда он был? Да совсем недавно. На наших глазах.

По подсчету исследователей А. Френкеля и А. Зельцера, в первые двадцать постсоветских лет в бывшем СССР выходило больше тысячи еврейских газет, журналов, бюллетеней. Каждая еврейская организация считала своим долгом выпускать свой «боевой листок». Конечно, эти издания были в разной степени солидны и долговечный. Одни существовали долгие годы, другие едва доводились до второго-третьего номера. Самым «урожайным» был 2002 год. Тогда в бывших советских республиках выходило 307 еврейских журналов и газет, в том числе в России 133. Уже в следующем году меньше: 296 и 116. А там – все меньше и меньше.

Почему это происходило именно так? Евреев стало меньше? Численность общин не увеличивается, это правда, но самая большая убыль пришлась еще на 1990-е годы. Однако в последние пятнадцать лет наложился новый фактор: бумажная пресса не выдерживает соперничества с интернетом.

В нашем городе, например, сейчас осталось четыре еврейских издания: «Форшмак» («Еврейские новости Петербурга»), библиографический ежемесячник «Народ книги в мире книг», «Хэсед шалом» (орган «Хэседа» – еврейской благотворительной организации) и «Эден» – женский глянцевый журнал для соблюдающих заповеди евреек. А было около пятнадцати. Самых разных.

История этих газет и журналов начинается с еврейского самиздата советской поры. Потом был переходный период, когда уже было «все можно», а доступ к типографиям еще не открылся. В то время выходили полусамодеятельные отксеренные бюллетени, такие как «Евреи и перестройка».

А потом появились самые разные издания. Например, солидный журнал «Новая еврейская школа», издававшийся при участии Петербургского Еврейского университета. Редакторами его были поэт и драматург Арье Ротман и его жена Хана Ротман. Там было место и серьезной научной статье, и хорошим стихам, и публицистике. Была газета со странным названием «Питон» – орган Сохнута («П» – Петербург, «итон» на иврите – газета). Была газета на идише – «Дер Найе Фрайнд», и на грузинском – «Дерех Хаим» (грузинско-еврейская община в нашем городе традиционно влиятельна).

Но самыми читаемыми в начале 1990-х были две газеты. «Народ мой – Ами» и «Восходъ – Зриха». Вторая газета была учреждена Ленинградской Ассоциацией Еврейской культуры. Название восходило еще к дореволюционной еврейской газете. Газета выходила несколько лет. Но она не могла сравниться с «Ами» – самой долговечной и влиятельной еврейской газетой нашего города.

Евреи и перестройка еврейская пресса в СНГ

Четверть века «Ами»

Евреи и перестройка еврейская пресса в СНГ Редактор «Ами» Яков Николаевич Цукерман (1945-2016) не был профессиональным, «кадровым» журналистом. В советское время он ухитрялся сочетать участие в еврейском движении с карьерой физика. Успел защитить диссертацию. А потом настало время, когда люди массово меняли профессии и уклад жизни. Цукерман вместе с Борисом Неплохом и Григорием Левиным учредил собственную газету. Время было еще не рыночное – лимиты на бумагу пришлось выбивать у только что возглавившего Ленсовет Анатолия Собчака...

Вскоре товарищи Цукермана уехали. А он остался. Остался, хотя был убежденным, старой закалки, сионистом. Но сам он нашел свое жизненное дело здесь – и поддерживал «огонь в очаге» до конца. Пока был жив Цукерман – была газета. Увы, вместе с ним она умерла.

Тогда, в начале девяностых, иногда случались чудеса. Чудо случилось и с Цукерманом. На ходу, «с колес», он сумел создать издание очень высокого уровня.
Что же печаталось в те годы в газете «Ами»?

Большая, из номера в номер статья о гибели Михоэлса. Большая статья про Рауля Валленберга. Про Холокост в Ленинградской области, про «Формулу скорби» Сидура (именно газета «Ами» собирала пожертвования на этот знаменитый памятник!). Про еврейские мотивы в творчестве Шостаковича. Про дело Бейлиса. Воспоминания Михаила Казачкова – последнего по времени «узника Сиона». Содержательные статьи Ольги Рыженковой (псевдоним) по социологии еврейского вопроса. Большое место занимала тема антисемитизма и борьбы с ним – общество «Память» тогда казалось действительно страшной силой.

Потом годы «бури и натиска» кончились. Постепенно газета становилась – что греха таить – победнее, попроще. Под конец в ней все больше места стали занимать перепечатки из интернета. И все-таки еще в начале XXI века Цукерман «держал марку». Пытался расширить круг авторов, иногда привлекал и всероссийских «грандов» (Льва Рубинштейна, Александра Архангельского).

Помню такой случай. Была в Петербурге писательница (нееврейка и от еврейских дел далекая), занимавшаяся поэзией Первой Эмиграции. Цукерман разыскал ее и попросил дать материал о принадлежавших к этому кругу поэтах-евреях. Материал писательница сделала, но про одного из поэтов, Юрия Мандельштама, написала, что он ради женитьбы на любимой женщине крестился. Это была правда – как правда и то, что крещение не спасло поэта от гибели в Освенциме. Но Цукерман возмутился и сказал, что такой материал он напечатать не может. Мне кажется, эта история характерна. Здесь все сошлось – и широта интересов, и несгибаемая верность национально-религиозным идеалам, может быть, в несколько наивном их понимании.

Цукерман как-то сказал, что рад, что живет в эпоху, когда газеты еще издаются и читаются. Может быть, сейчас на смену постепенно приходят другие способы распространения информации. Тем ценнее память о золотом веке постсоветской русско-еврейской прессы и его последних могиканах.

О создании и истории журнала «Лехаим» читайте тут


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину