Все проекты
Общину поддержали 34040 раз

Святые города Израиля. Цфат

Об удивительных чертах города Цфат, спрятанных в четырех значениях его названия, рассказывает наша колумнист Анат Брусиловски.

Спросите любого израильтянина, какой город Израиля самый таинственный – и в ответ наверняка услышите: «Цфат». Сегодня мы познакомимся с ним поближе. Но так как Цфат – город-тайна, то и знакомство будет необычным.

Цфат

В еврейском мистицизме имени на святом языке придается особое значение. Ведь в нем скрывается внутренняя суть каждого творения – будь то человек или город. На что же намекает само слово «Цфат»? Оно образовано от корня ЦФТ (צ.פ.ה), у которого несколько значений.

Значение первое: «наблюдать с высоты»

Цфат

Цфат располагается на вершине горы Кнаан на высоте 900 метров над уровнем моря, это самый высокий город Израиля. И потому издавна был наблюдательным пунктом Галилеи.

Так, о Цфате упоминает Йосиф Флавий в связи с событиями Иудейской войны 66 года н. э. Тогда город был важным укрепленным пунктом и крепостью повстанцев-зелотов. А во времена Второго Храма в Цфате зажигали сигнальные костры, возвещая о наступлении нового месяца. Позднее, в 12 веке, Цфат привлек внимание крестоносцев, которые построили в городе внушительного вида крепость. Ее остатки сохранились и до наших дней.

Но не только физическая высота делает Цфат особенным. Цфат почти на километр ближе к небу, чем все остальные города – и это наполняет его (и сердца его жителей) особой духовностью. Не зря древняя сгула на богобоязненность как раз и заключается в созерцании неба. А с узких улочек Цфата не только небо отчетливо видно, но и бесконечная синяя водная гладь Кинерета. Все вместе это располагает к мыслям о неземном. Еще больше этот эффект усиливается обилием особого сине-голубого цвета, в который выкрашены большинство домов Цфата. Этот цвет – «тхелет» – имеет особое значение в еврейской традиции. В Гмаре, в трактате «Сота», написано: «Сказал раби Меир: чем тхелет отличается от всех остальных цветов? Тем, что он подобен морю, а море подобно Небесам, а Небеса – Престолу Славы Всевышнего».

Неслучайно в этот цвет красили кисти цицит, а также одеяния коэнов и покрывало Мишкана. Старожилы Цфата говорят, что небесно-голубой цвет домов помогает им думать о святом даже в самый пасмурный день года.

Цфат

Значение второе: «ожидать»

Кого же ждет Цфат? Чтобы ответить на этот вопрос, перенесемся в 16 век.

Обычная пятница после полудня. Во многих домах хозяйки еще заняты последними приготовлениями к шаббату. Но члены кружка каббалистов медленно шествуют в белых одеяниях по направлению к горам. Среди них Йосеф Каро, Шломо Алькабец, Хаим Виталь, Моше Альшейх… Их ведет за собой великий рабби Ицхак Лурия, Аризаль. Они идут встречать царицу субботу как невесту, отмечая наступление святого дня особыми молитвами и напевами. «Леха доди ликрат кала» – «Выйдем, друг мой, навстречу невесте»… Позже рабби Шломо Алькабец, напишет субботний гимн, начинающийся с этих слов, увековечив память о древнем обычае. Вдруг Аризаль остановился и произнес: «Согласны ли вы прямо сейчас перенестись со мной в Иерусалим и встретить приход Машиаха?». Ученики замешкались лишь на мгновенье, им хотелось вернуться домой, чтобы предупредить жен. Но нужный миг был упущен. Машиах не пришел.

А Цфат так и ждет прихода Машиаха, ведь, как гласит Мидраш Раба, он придет с севера и лишь потом отправится в Иерусалим. В Цфате даже есть улица Машиаха – и это самая узкая улочка города (а, может, и всего Израиля). Ее ширина всего 60 сантиметров, и пройти по ней можно только в одиночку. Состоит эта улочка из множества ступенек и, согласно преданию, по ним поднимется Машиах на своем пути в Иерусалим.

Цфат

Еще совсем недавно на самом верху улочки можно было увидеть столик, а на нем две чашки – с кофе и чаем. Одна местная жительница была уверена, что, когда Машиах поднимется по улице, то захочет выпить чего-то горячего – только она не знала, предпочитает он кофе или чай.

Значение третье: «север»

Кстати, о севере: по одному из мнений, название Цфат образовано от слова «цафон», «север». 

Цфат – столица Галилеи, северной части Израиля. И по отношению к Иерусалиму он расположен севернее, а это значит, что молятся в Цфате по направлению на юг, и во всех синагогах Арон Акодеш располагается у южной стены.

И тут нельзя не вспомнить о древних синагогах Цфата. У каждой – своя история и свои секреты.

Одна из самых знаменитых – синагога Абуава. Она названа в честь великого рабби Ицхака Абуава, возглавлявшего общину Толедо в 15 веке. Однажды он решил написать самый священный, самый ритуально чистый свиток Торы и писал его три года. Когда рабби Абуав скончался, свиток стал достоянием общины. После изгнания из Испании ученики рабби Абуава долго странствовали и в конце концов осели в Цфате. Свиток они взяли с собой. Предание рассказывает, что они очень скучали по своей синагоге – и однажды один из них увидел во сне своего святого учителя. Раби Абуав пожаловался, что его синагоге неуютно пустовать в Толедо – и посоветовал, чтобы ученики все вместе попросили Всевышнего о чуде. Что они и сделали. Той же ночью поднялся сильный ветер, который оторвал синагогу от земли и перенес ее в Цфат.

Проснувшись утром, ученики рабби увидели любимую синагогу. Они с волнением и трепетом перенесли свиток в Арон Акодеш, укрепленный на южной стене.

Синагога простояла несколько веков, вплоть до землетрясения 1837 года. Большинство синагог Цфата были тогда разрушены. Но южная стена этой синагоги чудесным образом уцелела. Уцелел и Арон Акодеш со свитком Торы рабби Абуава. Тору по этому свитку читают и в наши дни, но лишь три раза в год – в Рош Ашана, Йом Кипур и в Шавуот. А синагогу Абуава отстроили заново. Если вы попадете в Цфат, обязательно посетите ее, ведь, кроме своей древней истории, она поражает красотой (и входит в десятку самых красивых синагог Израиля). 

Цфат

Значение четвертое: «тайное, сокрытое» 

Ну и последнее значение названия Цфат, с которым мы сегодня познакомимся – это слово «цафун» («тайное», «сокрытое»). Этот древний город, несомненно, скрывает множество тайн. Например, на территории старого кладбища есть пещера Шема и Эвера, в которой, согласно преданию, они передали тайны Торы нашему праотцу Яакову, а он – своему сыну Йосефу.

И все же, я хочу сейчас рассказать вам о другой тайне. О чем-то главном, что притягивает в Цфат множество туристов и израильтян. О том, что сильнее мистики. О том, что и есть мистика. Мне кажется, главная тайна Цфата – это радость. В иудаизме (а особенно в хасидизме) радость – синоним святости, а быть в радости – величайшая заповедь. А самый большой источник еврейской радости находится как раз здесь, в Цфате. 

Цфат

На горе Мерон совсем рядом с Цфатом похоронен рабби Шимон бар Йохай. В день своего ухода из этого мира он поведал ученикам величайшие тайны Торы и с тех пор каждый год в этот день, в праздник Лаг Баомер, Цфат наполняется кострами и радостью. Не зря великий Аризаль велел построить свою синагогу таким образом, чтобы ее окна выходили на Мерон.

Радость была основой его служения Всевышнему. Радость стала основой служения и Бааль Шем Това – последователя Аризаля и основателя хасидизма. Поэтому не случайно именно в Цфат в конце 18 века переехала жить община хасидов – его учеников. Сейчас хасиды составляют половину населения города.

К слову о радости. Летом в Цфате проводится один из самых крупных и известных фестивалей еврейской музыки – фестиваль клезмеров. Художники и люди искусства тоже заметили, что узкие улочки Цфата и его близость к небесам пробуждают вдохновение. Переплетение земного и небесного, святого и будничного, нового и древнего отразилось в создании целого квартала художников с галереями, мастерскими, магазинчиками. 

Цфат

В Цфате ничто не кажется чужеродным. Каждой вещи и каждому человеку в этом городе найдется свое место.

Анат Брусиловски 

Читайте также:

Анат Брусиловски. Святые города Израиля. Иерусалим

Хотите получать новости быстро?
Подпишитесь на наш телеграм-канал


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину