13.07.2021
Святые города Израиля. Иерусалим
Четыре города Израиля названы «ир а-кодеш», «святой город»: Иерусалим, Цфат, Тверия, Хеврон. Об особом статусе каждого расскажет наша колумнист Анат Брусиловски-Синельникова.
Сегодня очередь Иерусалима. Предупреждаем: в статье содержатся фотографии, от красоты которых щемит сердце и захватывает дух!
В Израиле 75 городов. Больших и маленьких, пустынных и прибрежных, гористых и утопающих в зелени. Но среди них особо выделяются четыре. Выделяются не своим особым расположением или колоритным населением (впрочем, и ими тоже) – но, прежде всего, своей древней историей и особенной святостью.
Это Иерусалим, Хеврон, Цфат и Тверия.
В разговоре принято добавлять к названию этих городов слова «ир а-кодеш» («святой город»).
Каждый из них свят по своим особенным причинам. А само понятие «четыре святых города» возникло в 16 веке. Выдающиеся раввины того времени - раби Йосеф Каро, раби Ицхак Лурия (Аризаль), раби Давид ибн Зимра (Радбаз) и раби Моше Альших решили, что представители именно этих городов будут собирать среди евреев диаспоры пожертвования на поддержку бедняков Святой Земли.
Издавна благочестивые евреи, приезжающие жить на Святую Землю, селились в одном из этих городов. В них возникали общины, возглавляемые известными раввинами и праведниками – и все жители Земли Израиля знали, что если путник приезжает в их город из Хеврона или из Тверии, то его нужно принять с особыми почестями и уважением.
Давайте познакомимся с этими городами поближе. И начнем мы, естественно, с Иерусалима. С города, в направлении которого ориентированы все синагоги, и к которому поворачиваются лицом евреи всего мира во время молитвы.
«А помнишь, как все начиналось?»
Йерушалаим - древняя столица еврейского народа. Но начиналось все еще раньше.
Мидраш рассказывает, что Адам – первый человек – был сотворен из земли того места, которое было отведено для Иерусалима. И весь наш мир Всевышний начал творить с «камня основания», который также находится в Иерусалиме.
А когда Аврааму было велено принести в жертву своего сына Ицхака – какое место выбрал для этого Творец? Верно, гору Мориа – Храмовую гору, находящуюся в самом сердце Иерусалима.
Семьдесят имен
Особая любовь евреев к самому святому городу выражается в количестве его названий. В Мидраше сказано, что у Йерушалаима семьдесят имен, но на самом деле в наших источниках приводится еще больше разнообразных названий.
Каждое отражает ту или иную грань и особенность Иерусалима. Так, Ариэль («Б-г – мой лев») – намек на Первый Иерусалимский Храм, в котором Всевышний спускался на жертвенник в виде огненного льва. «Эден» («Рай») – намек на райские врата, которые, согласно преданию, находятся именно в Иерусалиме.
А еще Цион («Сион»), Менуха («Покой»), Кисе Ашем («Трон Всевышнего»), Ар а-Кодеш («Святая гора»), Рама («Возвышенность»), Нахала («наследие»), Яфе ноф («Прекрасный видом»), Леванон («Белый», а также намек на Храм, построенный из ливанских кедров), Мецуда («Башня»), Длатот а-амим («Врата народов»), Мсос коль а-арец («Радость всей земли»), Ир а-цедек («город справедливости»)и многие другие.
Древняя история на каждом углу
Проходя по гладким камням узких улочек Старого города, ты словно листаешь страницы еврейской истории.
Вот Стена Плача – место, к которому испокон веков стремились евреи со всего света, чтобы обратиться к Нему «по местному телефону, а не по междугороднему», чтобы вложить в древнюю стену свою записку и ждать исполнения просьбы.
Вот Храмовая гора. Место, на котором когда-то стоял величественный Храм. Сначала первый, а затем Второй. Место, на котором совсем скоро (с Б-жьей помощью!) будет стоять новый отстроенный Третий Храм.
А вот – рядом со стеной Плача и с Храмовой горой расположился археологический парк «город Давида» – музей-заповедник, в котором до сих пор ведутся раскопки. Гуляя по нему, понимаешь, в чем секрет этого особенного Города: его древняя история – не достояние прошлого, она продолжается и сейчас, и мы тоже являемся ее частью.
«Город, слитый воедино»
Царь Давид в Теилим пишет, что «Йерушалаим – город, слитый воедино». Мудрецы объясняют, что корень основного названия города – шалем («цельный»). А еще оно созвучно слову шалом – «мир».
Во время раздела Святой земли между коленами еврейского народа Иерусалим не достался ни одному колену (Талмуд, трактат Йома 12). Именно поэтому царь Давид выбрал его в качестве столицы своего царства.
Это город, который объединяет людей, как сказано в Иерусалимском Талмуде (Хагига 2:6): «Иерусалим делает всех евреев друзьями».
А еще иерусалимский прозрачный воздух дарит цельность человеческой душе, наполняет каждого человека, попадающего в его пределы, спокойствием и гармонией, помогает ему обрести мир с самим собой.
«Если забуду тебя Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука...»
Как этот город можно забыть?
Каждый день сотни тысяч евреев поворачиваются лицом к Иерусалиму и устремляют у нему свое сердце и свои молитвы – и все же еврейским мудрецам этого показалось недостаточно. Они установили дополнительные поводы, позволяющий нам вспомнить о Иерусалиме в суете повседневной жизни.
Вспомнить о разрушении Храма и попросить его скорейшее восстановление.
Вспоминать об этом особенно важно и в моменты нашей радости!
Именно поэтому, когда человек делает ремонт и красит стены, он должен оставить небольшой участок стены (50 на 50 см) непокрашенным, чтобы каждый раз, когда он увидит его, вспомнил, что и Святой город все еще не отстроен.
Когда жених и невеста в самый счастливый день своей жизни стоят под хупой, жених разбивает стеклянный стакан – чтобы и в момент радости помнить и молиться об Иерусалиме и Храме.
Когда женщина надевает набор своих дорогих украшений, одно украшение она должна оставить в шкатулке, чтобы вспомнить, что сейчас все еще не время для полной радости.
«Верхний» и «Нижний» Иерусалим
Не меньше нас скорбит о разрушенном Храме сам Вс-вышний.
Сказано в Вавилонском Талмуде (трактат Таанит 5а):
Сказал рабби Нахман рабби Ицхаку: «В книге Ошеа Всевышний говорит: Я, Святой, не приду в Город. Неужели Всевышний не в Иерусалиме?»
Ответил ему рабби Йоханан: «Знай, что Иерусалим – единственный город, что существует и на земле, и на Небесах. Верхний Иерусалим – любим Вс-вышним. Но все то время, что не отстроен Нижний Иерусалим, и мы не можем лицезреть его красоты и скорбим, – Всевышний скорбит вместе с нами и не входит в Верхний Иерусалим».
Умный или красивый?
Мы часто сами не знаем, какими быть лучше – умными или красивыми. Но в случае с Иерусалимом все иначе.
Сказано в Вавилонском Талмуде (трактат Кидушин 49б):
«Десять мер мудрости спустилось в мир, девять мер получил Йерушалаим, а одну – весь остальной мир.
Десять мер храбрости спустилось в мир, девять мер получил Йерушалаим, а одну – весь остальной мир.
Десять мер красоты спустилось в мир, девять мер получил Йерушалаим, а одну – весь остальной мир.»
Пусть мы порою находимся физически очень далеко от святого города Иерусалима, но духовно он всегда рядом. И если вы внезапно почувствуете грусть, если вас одолеют заботы и проблемы, если захочется мира и покоя – просто закройте глаза, представьте себе Иерусалим и позвольте ему наполнить вас теплом и гармонией!
От редакции:
Для иллюстрации этой статьи мы взяли снимки Иерусалима, которые были подобраны в ходе работы над еврейским календарем-5778, но в него не вошли. Помните этот календарь, посвященный Израилю? Мы тогда огорчались, что разворотов всего 13, а прекрасных изображений гораздо больше. И теперь, пользуясь случаем, с удовольствием показываем вам то, что осталось за рамками календаря.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2