Все проекты
Общину поддержали 31054 раз

Реформа кашрута в Израиле. Что происходит?

Почему вокруг законопроекта об оптимизации контроля кашрута, принятого Кнессетом для голосования во 2-м и 3-м чтении, кипит столько страстей, кто за, кто против и почему? Непростую тему раскладывают по полочкам Марина Карпова и Евгений Левин. 

Реформа Кашрута
Фото: Stmegi.com

Некоторое время назад иерусалимцы могли наблюдать удивительное зрелище: несколько религиозных евреев на глазах всего народа жарили на мангале креветки – продукт столь же некошерный, как свинина.

Нет, это не было демонстрацией бывших ортодоксов, внезапно утративших веру. Столь необычным образом собравшиеся выражали протест против реформы сертификации кошерных продуктов, предложенной министром по делам культов Матаном Кахане.

Реформа Кашрута
Протест у дома Матана Каханы. Фото: 7kanal.co.il

В чем суть реформы?

Согласно существующему израильскому законодательству, монопольным правом признавать тот или иной продукт кошерным обладает в Израиле государственный раввинат. Чтобы получить удостоверение о кошерности, бизнесмен должен заплатить раввинату. Контроль за соответствием продукции требованиям религиозного закона осуществляют специальные инспекторы раввината.

А если речь идет об импортном продукте, кошерность которого удостоверила заграничная организация (например, Orthodox Union, OU)? В этом случае его кошерность должен также подтвердить главный раввинат Израиля.

Многие харедим исторически доверяют в вопросах кашрута только своим институтам контроля, так называемым БаДаЦам («Бейт-дин цедек», «праведный суд»). Однако получить кашрут БаДаЦа, согласно израильскому законодательству, можно только вместе с кашрутом главного раввината, а не вместо! Поэтому в магазинах можно увидеть бутылку вина или консервную банку, чью кошерность подтверждает сразу несколько структур: израильский раввинат, раввины страны-экспортера и один или несколько БаДаЦев.

Реформа Кашрута
Don Julio – чилийское вино. На ней экшер OU, подтвержденный израильским главным раввинатом. Из домашних запасов авторов статьи

Реформа Кашрута
Recanati – израильское вино с целым букетом местных БаДаЦев. Из домашних запасов авторов статьи

Реформа Кашрута
Упаковка муки. Надписи гласят: «Кашер парве, под наблюдением местного раввината», ниже: «Раввинат Ашдода», выше значок Иерусалимского БаДаЦа.

В последние годы предпринимались попытки ликвидировать монополию раввината. На этом поприще весьма активна организация «Цоар» – объединение сионистских раввинов. Они добились судебного решения, разрешающего бизнесмену оповещать публику, что его продукция кошерна (например, повесив табличку: «Вся еда приготовлена в соответствии с еврейским религиозным законом») – однако не употребляя при этом слово «кошерный»! Подобные удостоверения выдает сам «Цоар», создавший для этого специальный отдел кашрута; только в Иерусалиме действует несколько точек общепита, находящиеся под его контролем. Однако большинство предпринимателей предпочитает не связываться с «Цоаром», в том числе опасаясь конфликта с могущественным государственным раввинатом.

Именно «Цоар» называют одним из главных лоббистов предлагаемой реформы. Согласно предложению министра Кахане, контроль за кашрутом с правом выдачи удостоверяющих документов перейдет от раввината к независимым структурам, которые будут договариваться с клиентом, конкурируя друг с другом. За раввинатом предполагается оставить функции регулятора, который будет выдавать контролирующим организациям лицензии, устанавливать общие правила и требования к их работе, контролировать соблюдение этих правил, и т.д.

Каких плюсов надеются достичь сторонники?

Как утверждают сторонники реформы, появление конкуренции должно, во-первых, снизить стоимость кашрута – как это произошло, к примеру, после демонополизации рынка связи. А во-вторых, если в числе имеющих право выдавать свидетельство о кошерности будут раввины более либеральных взглядов, это приведет к увеличению ассортимента кошерных продуктов. В качестве подтверждения при этом ссылаются на недавнюю историю с малиновым вареньем.

Малина, как все ягоды, кошерна; малиновое варенье религиозные евреи варили и ели испокон веков, о чем свидетельствуют, в частности, Шолом-Алейхем, Ицхак Башевис-Зингер и его брат Йехошуа, Хаим Граде, Белла Шагал и многие другие. Тем не менее, недавно израильский раввинат постановил, что в малине слишком много насекомых, и в условиях промышленного производства невозможно эффективно проследить, чтобы они не попадали в конечный продукт. В результате малиновое варенье, джемы, конфитюры и сиропы исчезли из всех кошерных магазинов. Однако в кафе, где за кашрутом следит «Цоар», по-прежнему подают пирожные и блинчики с малиной – поскольку эта организация с решением раввината не согласилась.

Какие минусы видят противники?

У предлагаемой реформы много противников, прежде всего, из числа харедим и более консервативной части религиозных сионистов. (Хотя полного единства здесь нет, к примеру, в поддержку реформы высказался рабби Менахем Элиэзер-Зеев Розенбаум, глава небольшого, но уважаемого хасидского двора.) По их мнению, новый порядок приведет к снижению стандартов кашрута, из-за чего на рынке появятся товары сомнительной кошерности и даже вовсе некошерные. В том числе – поскольку частные организации в погоне за клиентами будут готовы на многое закрывать глаза.

Чем закончится это противостояние?

В первую очередь, это зависит от судьбы нынешнего правительства. Религиозные партии, выражающие интересы противников реформы, сейчас находятся в оппозиции. Если власть поменяется, про реформу можно будет забыть. Кроме того, в последнее время видные политики-харедим подают сигналы, что хотят поторговаться, на каких условиях они согласятся разорвать союз с лидером оппозиции Нетаниягу. Если до этого дойдет, замораживание реформы может стать частью цены за перемену флага.

Кроме того, нужно помнить, что такое израильский рынок кашрута. На сегодняшний день кошерными являются почти все крупные торговые сети, а также тысячи небольших магазинов и лавочек; подавляющее большинство гостиниц, десятки тысяч ресторанов, кафе и других точек общепита. Кашрут соблюдают в государственных учреждениях и армии с ее десятками тысяч едоков. Иными словами, речь идет об огромном рынке, где крутятся колоссальные деньги. Реформа и передел такого рынка не могут быть легкими и быстрыми по определению.

Евгений Левин, Марина Карпова
Иерусалим

Читайте еще одну статью Марины Карповой и Евгения Левина:
«Это кошерно, или что тут за значок со смайликом?» Об истории появления значка кашрута

Хотите получать новости быстро?
Подпишитесь на наш телеграм-канал


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину