Все проекты
Общину поддержали 29702 раз

Это кошерно, или что тут за значок со смайликом?

Это кошерно, или что тут за значок со смайликом?

Об истории появления экшера – значка кашрута

экшерыТо, что религиозные евреи едят только кошерное, т.е. пищу, приготовленную согласно многочисленным требованиям еврейского закона, знают более-менее все. Однако как еврей знает, что купленный им продукт кошерен?

Как соблюдали кашрут в старину

Несколько веков назад все было просто. Системы общепита и крупной торговли не было. Еврей ел либо у себя дома, либо в гостях, а покупал продукты у знакомого лавочника. Соответственно, все было основано на доверии: если сапожник Мойша и лавочник Янкель ходил с тобой в хедер и молится в тобой в одной синагоге, то еврей по умолчанию предполагал, что в их доме его не накормят свининой или мясным борщом со сметаной. Если же у еврея возникал вопрос – например, в мясное блюдо окунали молочную ложку, или купленная курица казалась подозрительной – он шел к раввину, и тот решал проблему на месте.

Дремлю, слышу— пик-пик-пик. Петух с курами, провались они сквозь землю, стоят на столе, клюют ломоть хлеба, клюют вовсю. «Киш!» — кричу. Киш — раз, киш — два; что понимают куры? Клюют себе. Тут как раз, пропади она пропадом, подвернулась деревянная ложка, мясная... Я — хвать ложку и — к курам. Слышу — что-то выкипает на загнетке, вот я ложкой мясной не в кур — а в молочный горшок... И вот тебе незадача!
— А велик ли горшок? — спрашивает раввин.
— Больше моей головы,— отвечает Беня,— может, с ведро; я из него наедаюсь до отвала, потом работаю целый день без харча.
— Кошер! —решает раввин.

Менделе Мойхер-Сфорим, Маленький человек

Исключение составляли мясо и птица – поскольку законы кошерного убоя сложны и требуют специальных знаний. Поэтому за еврейскими бойнями тщательно следили городские раввины, которые периодически проверяли заточку ножей и экзаменовали желающих стать резниками на предмет знания законов. Не прошедших «аттестацию» к резке скота не допускали.

Представителями кагала определено резать птиц не иначе, как на синагогальном дворе. Резниками по этой части назначаются Мордухай и сын его Яков, с тем чтобы один из них занимался резкой, а другой надзирал бы за соблюдением при этом всех правил, предписанных законом, т.е. Талмудом.
Откупщик… обязан он поставить двух резников: одного — для совершения резки, а другого — для надзора за правильным исполнением сего процесса. Резники же должны иметь у себя аттестат от гаона главы бет-дина нашего города.

Из «Книги Кагала»

Порой в эти решения вмешивались экономические или идеологические соображения. Так, во многих местечках запрещали к продаже и употреблению мясо и птицу любого убоя, кроме местных резников (поскольку эту уменьшало доходы общины, получавшей отчисление с каждой туши). Однако по большей части подобные вопросы решались на местном уровне и без лишнего шума.

Новые реалии – новая система

Эта патриархальная идиллия исчезла вместе с породившим ее укладом. Жители больших городов уже не всегда знали ближайших соседей. Появились крупные производства и торговые сети. Прежняя система, основанная на доверии и личном знакомстве, перестала работать. Потребовалась система контроля, соответствующая новым реалиям. И такая система возникла. Появились крупные религиозные структуры, организовавшие систему лицензирования пищевой продукции.

В Земле Израиля эту функцию взял на себя Главный раввинат, созданный вскоре после того, как Палестина стала подмандатной британской территорией. В США возникло несколько крупных общенациональных структур, самой известной из которых, пожалуй, является Ортодоксальный союз (Orthothodox Union, OU), созданный еще в 1898 году раввином Генри Мендесом, и ОК, которую создал в 1935 раввин Бернард Леви, впоследствии сблизившийся сначала с шестым, а затем с седьмым любавическим Ребе.

Как это устроено и кто на ком зарабатывает?

Схема работы всех этих организаций примерно одинакова. Фабрика или бойня, желающая выйти на рынок кошерных продуктов, платит лицензирующей организации определенную сумму денег (обычно зависящую от объема и характера производства). Со своей стороны, организация сообщает свои требования и направляет своих инспекторов. Во многих случаях последние находятся на производстве постоянно – так было, к примеру, на фабрике по расфасовке суповых концентратов, где автор этих строк начинал свой трудовой стаж в Израиле. В других случаях инспекторы появляются время от времени – к примеру, коровники, где доят молоко для израильского молочного гиганта «Тнува», они посещают пять раз в месяц. В спорных ситуациях окончательное решение принимает раввин. Предприятие же, соответственно, получает право писать на своих товарах, что кошерность ее продукции заверена соответствующей организацией, и поставить на упаковке ее значок – например, OU для Orthrthodox Union.

Почему так много структур, выдающих сертификаты о кошерности?

С учетом современных средств коммуникации, вполне возможным было бы создание всемирной организации, лицензирующей кошерное производство. Однако можно с уверенностью утверждать, что в ближайшее время такого не случится. Более того, во многих странах, включая Израиль и США, есть несколько ортодоксальных структур, выдающих сертификаты о кошерности. Этому есть несколько объективных и субъективных причин.

Прежде всего, в еврейских диетарных законах нет единства. Это касается даже такой, казалось бы, очевидной вещи, как список разрешенных в пищу животных, особенно рыб. К примеру, р. Ланда (Нода бе-Йегуда), величайший европейский галахист XVIII столетия, полагал кошерным осетра. Большинство раввинов с ним не согласилось, однако еще в 30-е годы прошлого века осетр фигурировал в списке кошерных рыб, опубликованной почтенной американской организацией Agudas ha-Rabbonim.

Во-вторых, в галахе есть много случаев, относительно которых среди религиозных авторитетов есть расхождения (чаше всего это касается различных внутренних повреждений у скота): одни разрешают, другие запрещают. Соответственно, столкнувшись с подобной проблемой, раввин-инспектор может следовать более мягкой или более строгой линии. Первое соответствует интересам производителя (кому охота терпеть убытки, если тушу быка или партию консервов объявят некошерной), второе – свидетельствует о стремлении к большему благочестию и богобоязненности.

Некоторые споры носят «системный» характер. К примеру, религиозные сионисты полагаются на т.э этер мехира – фиктивную продажу еврейской земли нееврею, позволяющей, по их мнению, заниматься сельхозработами и продавать продукцию седьмого субботнего года. Ортодоксальное сообщество с этим решительно не согласно, и в седьмой год покупают только овощи и фрукты, выращенные неевреями.

В некоторых случаях галахические соображения тесно переплетаются с идеологическими. Так, к примеру, было в Палестине после создания Главного раввината. Поскольку раввинат был тесно связан с сионистской организацией, многие иерусалимские ультраортодосы, придерживавшиеся в те годы антисионистских убеждений, отказались иметь с ним дело, и создали собственные структуры, отвечающие за вопросы кашрута.

Наконец, деньги. Как мы уже писали, сертификация кошерной продукции – довольно выгодный бизнес, а заработать хотят все. Поэтому когда, к примеру, Бельцкому хасидскому двору потребовались новые источники доходов, Бельцкий ребе р. Иссахар-Дов создал в 1979 свою структуру сертификации кошерности различных продуктов.

Главные игроки на кошерном рынке

В результате на рынке кошерных продуктов действует множество религиозных структур, предоставляющих сертификаты о кошерности. Самой известной из них является иерусалимская Эды Харедит, тесно связанная с Сатмарскими хасидами. (Эта структура известна как Бадац Эдда Харедит, или просто Бадац – аббревиатура еврейского Бейт-Дин Цедек, религиозный суд). Каждая из этих организаций придерживается своих стандартов, причем, поскольку большинство из них относятся к ортодоксальному лагерю, в «борьбе за потребителя» они, чаще всего, стараются продемонстрировать максимально строгий подход к вопросам кашрута. В свою очередь, раввины общин и главы хасидских дворов неустанно напоминают своим последователям, какие бадацы отвечают их религиозным стандартам, а какие, напротив, недотягивают до нужных стандартов кошерности. Кашрут от главного раввината Израиля не уважает практически никто из ультра-ортодоксов: считается, что тамошние стандарты слишком либеральны, а инспекторы – слишком покладисты.

По израильским законам, все продукты, которые продаются как кошерные, должны получить сертификат государственного раввината; тем, кто хочет выйти на ортодоксальный рынок, нужно платить дополнительно. В результате кошерность какой-нибудь банки с вареньем может удостоверять сразу несколько печатей.

В Америке, где религия отделена от государства, каждый производитель волен определять, к кому обращаться. Главными игроками на кошерном рынке там являются упомянутые выше OK и OU, сертифицирующие, соответственно, 1500 и 2300 компаний.

В результате сложилась ситуация, когда многие религиозные евреи не могут есть не только у неевреев или нерелигиозных соплеменников, но и в домах своих правоверных единоверцев, покупающих продукты с другим значком. Дело доходит до анекдотов: несколько лет моего приятеля, пришедшего на кошерную свадьбу, спросили, какой кашрут он предпочитает, а когда он ответил, что ему без разницы, сказали: «Тогда постойте в стороне. У нас СЕМЬ СТОЛОВ с разными кашрутами, где будет место, там и сядете».

Что делать простому еврею?

Что же в такой ситуации делать простому еврею? Во-первых, можно провести сравнительное исследование галахических стандартов разных организаций, серьезно изучить первоисточники и самому решить, кому и в чем доверять. Это, естественно, удел немногих избранных. Во-вторых, можно решить, что с нашей стороны будет неправильно сомневаться в мудрости и знаниях любого раввина, и раз он признал продукт кошерным, значит, у него были на это свои основания. В третьих, можно последовать совету, который приводится уже в Талмуде: «выбрать себе учителя» (раввина или просто знатока Торы), и поступать, как он скажет.

В исконно религиозной среде обычно следуют тому стандарту, который был испокон веков принят в данной конкретной общине.

Самые известные экшеры – значки кашрута

знак кашрута — экшерКошер Россия
Печать департамента кашрута при главном раввинате России по версии ФЕОР

знак кашрута — экшерПечать главы раввинского суда объединения раввинов России, главного раввина России по версии ФЕОР Берла Лазара

знак кашрута — экшерПечать Всемирного департамента кашрута ОК (OK Kosher Certifiaction) – одной из наиболее авторитетных в мире организаций по сертификации кашрута

знак кашрута — экшерЗнак крупнейшей еврейской ортодоксальной организации США и Канады – «Orthodox Union» («Ортодокс Юнион», ОЮ), объединяющей почти 1100 синагог Северной Америки

знак кашрута — экшерБадац – один из самых известных израильских экшеров.
БаДаЦ – абревиатура – Бейт (дом) Дин (суда) Цедек (праведного).
Бадац эда харедит – Иерушалаим – печать раввинского суда ортодоксальной общины Иерусалима

Марина Карпова, Евгений Левин

Есть вопросы по кашруту? Хотите знать, что кошерно, а что нет? Какие продукты, соответствующие еврейскому закону, можно найти на полках обычных магазинов? Задайте Ваш вопрос в комментариях к этой статье, и мы обязательно на них ответим!


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину