Все проекты
Общину поддержали 36432 раз

Гарант или заложник?

Гарант или заложник?

Пока я размышляла, какие уроки воспитания можно усвоить из истории праздника Шавуот, очередной урок преподнесла сама жизнь. На повестке дня появилась животрепещущая тема родительско-учительских взаимоотношений. Будучи мамой без пяти минут восьми школьников, я нахожусь в самой гуще событий, наблюдаю за развитием темы. Мы все — в едином информационном поле. Поэтому происшествие «в отдельно взятой школе» отражает настроения социума, как капля воды — химический состав океана.

Некрасивая история про дресс-код

Итак, это история на тему школьного дресс-кода. Неважно, в какой стране и в каком городе это произошло — могло быть где угодно. Мама, не раз предупрежденная о необходимости школьной формы, отправляет дочку на занятия в открытой одежде. Учительница вынуждает ребенка переодеться, чем ставит ее в неловкое положение перед одноклассниками. Родительница застает дочку в неприглядном виде, демонстративно переодевает и выкладывает фотопруф в соцсети. Новость разносится по миру, набирая неслыханные обороты. Девочку при активном вмешательстве СМИ и самых высоких политических инстанций торжественно переводят в другую школу. The end. Как верно подметили читатели, весь мир поделился на тех, кто «за маму», и тех, кто «за учительницу». Я бы даже сказала, на тех, кто «против» одной и другой.

Сюжет не нов. Это извечное противостояние семьи и школы, свободы и принуждения, любви и строгости, индивидуальности и коллектива. «Семейный» лагерь возмущен насилием над личностью, глупостью школьных условностей, перевесом формализма над реальными потребностями детей, отсталостью системы.
Те, кто на баррикадах со стороны школы, оправдываются тяжелой работой, невозможностью достучаться до родителей, неуправляемостью детей, отсутствием правовой и общественной поддержки, постоянным стрессом, унизительной зарплатой. И так далее, и так далее.

Тот, через чье сердце прошла трещина этого мира

Возможно, это событие потому и привлекло столько внимания, что каждый из нас в свое время бывал «там». С кем бы человек ни ассоциировал себя в этой истории — с учительницей, последним доступным ей способом пытающейся внедрить школьные порядки, или мамой, отчаянно дерущейся за остатки своих прав, — каждый из нас был когда-то тем, через чье сердце прошла трещина этого мира: ребенком. Ребенком, беспомощно стоящим перед насмешливыми взглядами таких же, беспомощных внутри, одноклассников. Ребенком, одиноко дрожащим от публичного гнева учителя, завуча, директора. Ребенком, готовым провалиться сквозь землю от стыда за маму, пришедшую в школу отстаивать его права. Ребенком, которого родители выставили на всеобщее обозрение в доказательство торжества их правоты. Любимым, обожаемым ребенком, смыслом жизни, центром вселенной.

«Стоматологу четыре года, адвокату — два с половиной»

Три тысячелетия назад, стоя у горы Синай и с нетерпением ожидая подарка, мы пообещали Всевышнему, что наши дети станут нашими гарантами получения Торы, потому что других кандидатов в гаранты — ни праотцев, ни мудрецов — Он принять не пожелал.
Сколько я знакома с еврейской традицией, всегда была потрясена не мощью синайских спецэффектов, не силой единства народа, внимавшего Б-гу, а именно этим. Гарант — это тот, кто сильнее, богаче, мудрее. Это тот, кто поручится за тебя, если ты попадешь в сложные жизненные обстоятельства; тот, на кого ты сможешь положиться. И вот эту непосильную ношу 600 000 взрослых мужчин при полном одобрении Всевышнего возложили на хрупкие плечи ребенка? И действительно, казалось бы, вся наша жизнь — подтверждение того сценария. Ребенок — гарант маминого настроения («Опять принес двойку? Одни расстройства от тебя!», «Не успел позвонить вчера? Ну-ну. Радуйся, пока я жива. Вот не станет мамы, поймешь») Ребенок — гарант маминого здоровья («И не вздумай засиживаться допоздна, а то, у мамочки будет сердце болеть!»). Ребенок — гарант маминого счастья («Сколько лет вашим мальчикам? — Стоматологу четыре, адвокату — два с половиной»). Ребенок — гарант нашего смысла жизни. Он должен быть счастлив «за нас за всех». За наше собственное изломанное детство и не сложившуюся судьбу. Он должен. Преодолеть, добиться, воплотить — то, чего не смогли мы. Возместить нам то, что мы ради него положили на алтарь, и то, чего у нас никогда не было, но очень хотелось. Он обязан повернуть вспять реку жизни, энергии, любви, по своей природе текущую от старших поколений к младшим, и бесконечно изливать эти живительные потоки на израненных нас. Он должен. Он обязан. Ведь он — гарант!

Неужели этого хочет Всевышний?!

Не заложник и не жертва

Но давайте не будем забывать, гарантами ЧЕГО избраны быть наши дети. Напомню: получения Торы.

Говорят наши мудрецы, что до дарования Торы духовная составляющая не проникала в материальность на постоянной основе. К примеру, праотец наш Яков изготовлял подобие тфилин с помощью прутиков. В духовном плане это было неким аналогом тфилин, но прутики оставались прутиками, и после использования их можно было выбросить или сжечь, как любые другие ветки. После дарования Торы материальные предметы получили способность быть вместилищем святости: обычный кусок кожи кошерного животного навсегда превращается в тфилин и, даже придя в негодность, будет «похоронен» особым способом, а не выброшен на свалку.

Ради этого мир и был создан — «ибо возжелал Всевышний иметь Себе жилище в нижних мирах». Дарование Торы стало поворотным моментом истории, раскрытием первоначального замысла бытия. И гаранты этого — наши дети. Они — не заложники наших религиозных предпочтений, карьеры, психологических комплексов. Они гаранты получения Торы; нашей способности быть и творить, удерживать баланс материи и духа. Они — гаранты строительства мира как жилища Всевышнего, мира, пригодного и дружественного для жизни. Они — гаранты нашего взросления.

Пора стать надежными взрослыми для своих детей

Всевышний не требовал от стоящих у Синая принести в жертву детей. Как не потребовал этого и в другое время, на другой горе, от их прародителя Авраама. Всевышний остановил его руку, занесенную с ножом над связанным Ицхаком, и заявил навеки, что не нуждается в человеческих жертвах. Почему же мы, его потомки, до сих пор носим в душе этот образ ребенка, лежащего на алтаре со связанными руками и ногами? Пора уже встать с жертвенника, собрать осколки себя в человеческий образ и стать надежными взрослыми для своих детей. Совместно создать правила счастливой жизни для наших детей в диалоге на равных, разобрав баррикады между семьей и внешним миром, открыто высказывая свою позицию и принимая разумные аргументы оппонента, а не прикрываясь собственным ребенком как живым щитом. Вынуть из сердца занозу обиженного детеныша и прекратить мстить вселенскому злу в лице учителя, втягивая дитя в войну за свое эго в ущерб его же благополучию.

Люди, дорогие. «Гарант» — это не про жертву и заложника. Наши дети, вернее, наша настоящая любовь к ним, да и к ребенку внутри нас самих — гаранты принятия ответственности за наш мир. Всевышний отдал этот мир в наши руки и выдал инструкцию. Он доверил все это нам, полагая, что мы, как хорошие родители, будем заинтересованы этот подарок сохранить, приумножить и передать нашим детям по наследству.

Так пусть же принятие Торы состоится, как того желал всегда Любавический Ребе в своих письмах: с радостью и проникновением!

Читайте также:
Хана Ериш. Педагогические лайфхаки пасхальной Агады.


Вконтакте

АНОНСЫ

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину