07.04.2020
«Дайену, достаточно!». Педагогические лайфхаки пасхальной Агады
Хана Ериш, музыкальный педагог и мама 12 детей о важности «обратной связи», об «ангельской» и «Б-жественной» методиках обучения и об идеях Песаха, помогающих в дистанционном обучении.
На фото: семья Еришей в полном составе. Одесса
Этой весной в мире все не так, как обычно. Опустели детские площадки, закрыты кафе и магазины, в школах не слышен шум голосов. Тем не менее, приближается праздник Песах. Скоро все сядут за праздничные столы, чтобы провести седер.
Одна из центральных заповедей праздника – «И расскажи сыну своему». Из года в год происходит единение отцов и детей через рассказ о чудесах, которые Всевышний сотворил для Своего народа в Египте.
Тема передачи информации и взаимосвязи поколений сейчас, в дни карантина и самоизоляции, актуальна как никогда. Давайте размышлять вместе, какие лайфхаки для этого предлагает нам пасхальная Агада. Ее составители немало потрудились над тем, чтобы главная целевая аудитория, дети, продержались до самого конца седера и не уснули. В ход пошли и неожиданное омовение рук, и манипуляции с мацой. Однако главная «фишка» седера - именно рассказ о том, «как это было».
15 мгновений весны, или остановка, включающая сознание
Один из ключевых моментов повествования об Исходе - «Дайену». Как правило, этот отрывок не просто читают, но поют на традиционный напев, что подчеркивает его особый смысл. В этой песне кратко перечисляются основные пункты избавления, этапы большого пути из рабства к свободе, начиная от выхода из Египта и заканчивая построением Храма. Каждая маленькая ступень - большое чудо, очередное свидетельство Б-жественной любви. Каждая фраза текста заканчивается припевом - присказкой «Дайену» («Нам было бы достаточно»). Неизвестный автор песни как бы останавливает нас, не дает пройти мимо нового куплета, проскочить «по диагонали» мимо очередного витка чудес, заставляет вникнуть и вдуматься в детали. Если бы Он вывел нас из Египта, но не совершил бы суда над египтянами, нам и этого было бы достаточно! Если бы Он совершил суд над ними, но не над их богами, нам и этого было бы достаточно! Если бы рассек море... И так далее, незабываемые «15 мгновений весны». «Нам было бы достаточно»: здесь важна эта остановка, констатация наполненности чудом. Остановка включает осознание, а оно порождает благодарность и радость, позволяет отдышаться и присвоить информацию, «переварить» и соединиться с ней.
Волшебная рука, или вовремя нажать на «паузу»
Сейчас, когда мои дети, как и большинство школьников, обучаются дистанционно, я вижу особую потребность в этом навыке. Ученики ежедневно просматривают десятки обучающих видео. Вся информация мира, весь когнитивный опыт человечества - в их руках. И при этом - полное одиночество в информационном хаосе. И острая необходимость в присутствии рядом Взрослого, который вовремя заметит пресыщенность новым, отследит момент, когда мозг сигналит о наполнении, скажет «Дайену» и нажмет кнопку «пауза», чтобы ребенок остановился, воспринял посильную порцию материала и, освоившись на этой ступеньке, с новыми силами, благодарностью и радостью отправился дальше. Сейчас, пока дети дома, рядом, функцию этой «волшебной руки» взяла на себя я. И всякий раз, нажимая «стоп», думаю: вот бы, иметь возможность так же вовремя «останавливать» поток информации и в формате учебы офлайн! Насколько легче и продуктивнее стал бы процесс передачи и усвоения знаний! Сколько важных нюансов перестало бы выпадать из-за невозможности успеть вдуматься, удержать, закрепить.
Чему можно научиться у летучих мышей, или «касание обратной связи»
В юности, получая профессию преподавателя музыки и наблюдая за старшими коллегами, я думала, что главный секрет их успеха - пресловутое умение «преподнести материал». Сейчас, став мамой и наблюдая за учебой своих детей, я прихожу к другому выводу. Залог успеха - умение наладить обратную связь. Об этом прочла когда-то диалог опытного учителя с начинающим примерно такого содержания: вы говорите, что давали им этот материал? А кто же его взял? Я завтра войду в класс и увижу его там, он так и остался валяться на полу.
Обратная связь - это умение почувствовать возможности принимающей стороны, отследить момент, когда нужно сказать «Дайену» и остановиться, нащупать границы, бросить мысль в «колодец» и услышать звук ее отражения, всплеск воды и удар о дно, резонанс. Обратная связь сродни навыку ультразвуковой эхолокации летучих мышей. Да-да, тех самых, по чьей милости мы сейчас вынуждены вкушать все прелести дистанционной передачи информации и мучиться невозможностью живого общения. Символично, не правда ли? Но парадокс в том, что именно тут и кроется ключ к свободе: не имея доступа к телесному контакту, мы можем развить в себе навык «касания» обратной связью. Ведь ультразвуковая эхолокация - и есть касание звуком границ предмета, ощущение предела, дна: как ты там, дорогой? Жив ли еще под ношей новых знаний? Не пора ли сказать «Дайену»?
«Ангельская» и «Б-жественная» методика преподавания
Как видно из пасхальной Агады, Всевышний преподносил (и преподносит всегда!) нашему народу блага в режиме «Дайену»: нормировано, постепенно, сообразно человеческой способности их воспринять. В этом кроется величайшее чудо Песаха. Творец обещает Моше рабейну, что не через ангелов, а Сам лично проведет людей путем обретения свободы («Я, а не малах, Я, а не сараф»). В чем разница? Ангелы выполняют свои обязанности, руководствуясь чувствами страха и любви, тогда как Он руководствуется мерой нашего восприятия. Так и мы, воспитывая и обучая наших детей, можем выбрать «ангельскую методику», функционируя из страха (потерять должность или контроль, например) и любви (к процессу, «к искусству»). А можем стать воспитателями «уровня Б-г» (ну, или, формулируя более корректно, - «воспитателями от Б-га»), ориентируясь на живого человека, видя его реальные возможности и потребности, проводя его новыми путями бережно, наполняя и останавливая по мере наполнения.
«Бесконтактный» хасидский поцелуй
В качестве бонуса дочитавшим до конца, примера «касания» обратной связью как проявления любви, утешения истосковавшимся за время карантина по эпохе тепла и обнимашек - хочу вспомнить историю о Пятом Любавичском Ребе. Когда его сыну Йосеф-Ицхаку было 3-4 года, ребе имел обыкновение учиться со своим хасидом, Мордехаем Беспаловым, в комнате, где мальчик спал. Напарник по учебе отметил необыкновенную трогательную красоту малыша, выдающую чистоту помыслов ребенка. Ребе захотел поцеловать спящего сына, но решил трансформировать это желание в трактат по хасидизму и написал маамар «Как велики деяния Твои». Со временем, он подарил его сыну со словами: «это - хасидский поцелуй».
Да пребудет с нами сила дождаться времени теплого живого общения! А пока - будем учиться навыку настоящей обратной связи, пользуясь данной нам возможностью. Ведь, если бы только это Он для нас сделал - нам и этого было бы достаточно!
Хана Ериш
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2