21.03.2019
Изображения в иудаизме: запрещены или разрешены?
Все знают о запрете Торы на изображения. При этом синагоги, кладбища, религиозные рукописи изобилуют росписями и иллюстрациями. Как объяснить эту загадку? Разобраться нам поможет художник и преподаватель Торы р. Айзик Рохлин.
Чувство прекрасного заложено в человеке изначально: «И произрастил Господь Б-г из земли всякое дерево, приятное на вид и годное в пищу...» (Брейшит 2, 9). «И увидела жена, что хорошо дерево для еды и что оно вожделенно для глаз...» (Брейшит 3, 6). Реализуется это чувство в создании произведений изобразительного искусства. Они предназначены для украшения быта, в них воспевается красота окружающего мира, через них выражаются мечты и фантазии, чувства и представления человека. Художники, используя данные им Творцом способности, пытаются разными путями воссоздать потерянную миром гармонию. Но с древних времен изображения отражали и языческое понимание существования мира. Их обожествляли, им поклонялись. В жертву идолам приносились человеческие жизни, во имя них совершались чудовищные преступления.
Р. Айзик Рохлин. Фото obtaz.ru
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде под землею...»
Во втором речении, услышанном у горы Синай, евреи получили запрет создавать изображения для поклонения нематериальным силам, светилам, животным и людям. За сорок девять дней до этого евреи вырвались из Египта, страны, где саму основу жизни людей составляло поклонение изображениям выдуманных сил. А предстоял евреям долгий исторический путь среди народов, не понимающих абсолютной власти Творца над созданным Им миром. Через тридцать девять лет у Иордана Моше рабейну напомнил евреям: «И берегите себя очень ради душ ваших, ибо не видели вы никакого образа в день, когда говорил Г-сподь вам на Хореве из среды огня; чтобы вы не извратились и не сделали себе изваяния, изображения какой-либо формы...» (Дварим 4, 15-16). Он предупреждал евреев об опасности поклонения чуждым Торе иллюзорным силам и их символам.
Самые трагические периоды еврейской истории вызваны болезнью идолопоклонства.
Однако - и у многих это вызывает удивление - дошедшие из разных исторических эпох украшения синагог, убранства Сефер Торы, иллюстрации в манускриптах Танаха говорят о большой свободе в изображениях еврейских художников.
Трон в Храме
Известно, что в Храме Шломо, кроме созданных по пророческому указанию резных панелей, скульптур крувим и быков, держащих медное море, был сделан трон с круглыми скульптурами животных. Но уже через полвека тельцы, поставленные злодеем Йеровамом, стали объектом поклонения. По этой причине праведный царь Хизкия уничтожил медного змея, сделанного руками Моше рабейну.
Фрески в синагоге Дура Европос
Стены чудом сохранившейся синагоги III в. Дура Европос на Эфрате покрыты сплошными фресковыми изображениями танахических сюжетов в мидрашистском толковании, написанными двумя еврейскими художниками.
Восстание из мертвых. Роспись. Синагога Дура Европос на Эфрате. Сирия. III в.
Синагоги византийского периода
В 60 - 70 годы XX века израильскими археологами были открыты синагоги византийского периода. В Хамат, Тверия синагога IV в. украшена мозаичным полом с изображениями ткуфат Тамуз (временного периода) в образе женщины с серпом. В синагоге Бет-Альфа VI в. на полу знаки зодиака; солнце, подобно Аполлону, выезжающее на квадриге; сцена жертвоприношения Ицхака.
Знаки зодиака. Мозаика. Синагога Бет-Альфа. VI в.
Иллюстрации в святых книгах
Обширные иллюминированные рукописи Танаха, агадот, махзоров, мегилат Эстер, сидуров появляются на протяжении XIII – XVII вв. в Испании, Италии, Германии, Польше, Украине. На филигранно написанных иллюстрациях со сценами из Торы, книг пророков и мегилот люди часто изображаются в современной для художника обстановке и одежде без всяких искажений.
Синагоги Средних веков и Нового времени
В еврейской истории есть лакуны – периоды, в которых не сохранились ни синагоги, ни убранства Сефер Торы, ни предметы религиозного быта. Однако по описаниям мы знаем, что синагоги раннего средневековья оформлялись росписями и витражами.
В каменных и деревянных синагогах (уничтожены после 1915 г., остались фотографии и рисунки экспедиции Ан-ского), начиная с XVII в., появляются зооморфные и растительные символические изображения, знаки зодиака на стенах и потолках, резные и объемные обрамления арон-кодешей.
Фрагмент арон-кодеша. Сатанов. XVII в.
Фрагмент арон-кодеша. Гродно. XVIII в.
Мацевы на кладбищах
На еврейских кладбищах Австро-Венгрии, Молдавии, Украины, Белорусии с начала XVII в. и до начала XX в. устанавливаются мацевы (надгробные камни), на которых рубятся изображения растений, птиц, зверей, рыб, фрагменты рук с благословениями коганим и кувшинами для омовений с рельефом разной глубины и круглой скульптурой. В частности, такие мацевы установлены в Меджибоже на могилах соратников и учеников Бааль Шем Това, в Праге на кладбище в Йозефовом квартале, где похоронен Магараль.
Старое еврейское кладбище. Прага
Мацева со львом. Старое еврейское кладбище. Прага
Мацева с руками когена. Старое еврейское кладбище. Прага
Гравюры в изданиях Танаха и агады
Полноценные человеческие изображения появляются с началом книгопечатания в гравюрах к изданиям Танаха и пасхальной агады в еврейских типографиях Западной Европы и Италии, в лубках на сюжеты Торы из Украины.
Мирьям и женщины поют Песнь на море. Золотая Агада. Барселона. 1320 год
Станковое искусство
С конца XVIII в. еврейские художники занимаются станковым искусством. Такие живописцы и соблюдающие Закон евреи как Мауриций Готлиб и Мориц Опенгейм создают картины на религиозные сюжеты; Марк (Мордух) Антакольский рубит мраморные скульптуры и становится ведущим российским скульптором.
Чем вызвана гибкость религиозных авторитетов в отношении изображений?
Очевидно, дошедшие до нас шедевры еврейского религиозного искусства свидетельствуют о трансформации законодательного кодекса, реагирующего на изменяющееся время и сознание евреев и окружающих народов. Специалисты по древним изображениям разъясняют, что изображения людей и животных в синагогальном убранстве и манускриптах появляются в общинах, члены которых религиозно образованы и неподвластны влиянию чуждых Торе служений. Так, Мудрецы эпохи Мишны и становления Талмуда не опасаются разрешать мастерам создавать полноценные рисованные изображения людей и ангелов. Талмуд в лице раби Абае и в нескольких барайтах понимает второе из десяти Речений как запрет изображать ради поклонения (Шмот 20, 4-5).
Тосафисты XII-XIII веков не запрещали любые изображения животных и плоские изображения человека. Определенные запреты распространялись на рельефное изображение и круглую скульптуру. Такие авторитеты как Рамбам; Сефер Мада; Гилхот Авода Зара, 3:5; Шулхан Арух, Йоре Деа, 141 рекомендуют быть осторожным и изображать человека не целиком, а скрыв одну из деталей. Нет запрета на изображение части тела.
Рав Шломо Ганцфрид в своей редакции Кицур Шулхан Аруха (XIX век) допускал профильное изображение человека, хоть и рекомендовал с осторожностью относиться к рельефным портретам на монетах.
Но в то время, когда усиливается духовный гнет языческих представлений, запреты мудрецов отсекают возможность чуждых влияний. Так, в XIII в. кровавые волны крестовых походов, прокатившиеся по французским и немецким еврейским общинам, грозили не только физическим уничтожением, но и потерей чистоты веры и служения Творцу. И тогда, следуя установленным раби Эльякимом из Майнца и раби Эфраимом из Регенсбурга нормам, запрещающим изображение человека целиком, художники иллюстрируют манускрипты зоокефальными или безликими человеческими фигурами. До нас дошли зоокефальные изображения XIII века из этого ашкеназского региона. В пасхальных агадод и махзорах на Шавуот появляются иллюстрации, в которых праведники предстают с птичьими головами и головами животных.
«Птичья агада». Пергамен. Франкония. XIII в.
Но бежавшие в это же время из охваченной погромами Франконии в Испанию Рош и раби Яков бар Ашер (Бааль А-Турим), оказавшиеся в другой духовной атмосфере с другой художественной практикой, разрешили изображения животных в любой технике и плоские изображения людей.
Сохранился респонс XIX века рава Минкиса из Житомира по поводу объемных изображений птиц и животных и двенадцати созвездий на стенах синагог и на арон-кодеше. «И, очевидно, не только не запретно, но, напротив, мицва (заповедь) делать прекрасные изображения и цветы в наших синагогах, и нет в этом скрытой опасности».
В начале XX веке появляется созвездие художников-евреев, создавших облик современного изобразительного искусства, среди них хасиды, сохранившие верность традиции: Наум Аронсон, Яков Липшиц, Эль Лисицкий, Марк Шагал и многие другие. Искусство Наума Габо и Натана Певзнера во многом определило философию развития современного дизайна.
Современные религиозные авторитеты не видят алахических проблем в таких явлениях как фотография и видеосъемка.
Мы видим, что алаха регулирует вопросы, связанные с изображениями, учитывая художественные и духовные реалии конкретного места и времени.
Р. Айзик Рохлин
Недавно р. Айзик Рохлин нарисовал картину, изображающую семерых старейшин петербургской еврейской общины. Увидеть ее и прочитать о ней можно тут
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2