04.03.2019
Айзик Рохлин нарисовал семерых старейшин петербургской еврейской общины
Картина висит в библиотеке Синагоги. Герои картины еще не знают, что их нарисовали
Петербургский художник и преподаватель еврейских традиций Айзик Рохлин написал картину, изображающую семерых раввинов и деятелей петербургской еврейской общины. Холст повесили в библиотеке Синагоги - в дополнение к еще одной картине Рохлина, созданной им в 2012 году и запечатлевшей еженедельный урок Талмуда.
Мы попросили реб Айзика рассказать о картине подробнее.
- Как возник замысел картины? И как выбирались ее герои?
- Инициатор и спонсор создания этой картины - член правления Синагоги Алексей Гнесин.
На картине изображены старейшие раввины и мудрецы нашей Синагоги. Старейшие не по возрасту: это деятели, которые участвовали в возрождении общины; многие служат ей уже более четверти века. Их семеро: в еврейской традиции это число, которое символизирует завершенность и гармонию мира, сотворенного за семь дней.
В центре - главный раввин Петербурга Менахем-Мендел Певзнер. Слева от него - председатель общины Марк Давидович Грубарг. Левее - глава еврейского центра «На Васильевском» и ешивы «Любавич» р. Хаим Толочинский и проректор ешивы р. Шмуэль Соминский. Далее по правую руку от главного раввина - генеральный директор общины р. Шауль Брук, руководитель программы «Старс» р. Цви Пинский и шамес Малой Синагоги реб Зуся Гуревич.
- И все изображены не в ординарной бытовой ситуации. Можно подробнее о том, где они находятся?
- Мы долго думали над тем, как объединить семерых героев картины, в какой ситуации они могут оказаться все вместе? Я ходил, размышлял, не знал, как приступить. А потом мы пришли к идее Сукки как собирательного образа. Ведь Сукка - это место, объединяющее всех евреев. На картине нет явных признаков того, что дело происходит в Петербурге: герои помещены в ситуацию вне места и времени. Дело происходит после утренней молитвы: некоторые герои еще не сняли талиты, молитвенные покрывала. Но в остальном мне было важно уйти от бытовой реальности, чтобы получился не групповой портрет, а картина с символическим смыслом.
Сукка покрыта виноградными лозами: согласно одному из мнений, лучшее покрытие для Сукки - это то, что остается от виноградника (лозы, листья) или пшеничного поля. Почему? В мидрашах сказано, что Древо познания добра и зла было либо виноградной лозой, либо пшеницей. И все, что связано с этими растениями, символизирует искупление греха. Поэтому хорошо, когда ими покрыта Сукка, символизирующая исправление мира.
Герои заняты оживленной беседой. Они разговаривают об этроге, о смысле Суккота - праздника радости; о том, что делается с миром и куда он движется, что происходит с этим шариком под названием «Земля». Поэтому на столе мы видим глобус - предмет совсем не типичный для праздника Суккот.
Стоящие на столе сосуды - не для того, чтобы выпить: это символы возлияния воды на жертвенник, обряда, который совершался в Суккот и был связан с величайшей радостью. Важен цвет сосудов: красный и белый, вино и вода. Вино символизирует тайны Торы, а вода - ее открытую часть; вино - это качество суда, вода - милосердия. Неслучайна и зеленая ткань под кувшинами: у Шагала зеленый цвет - символ бессмертия.
И еще о бессмертии: на столе виден рисунок из иллюминированной рукописи - Танаха 13 века. Два удивительных творения - Левьятан и Шор а-Бор дерутся, а наверху парит птичка Зиф. Есть мидраш о том, что в конце времен два зверя убьют друг друга, и наступит эра воскрешения из мертвых, а птичка Зиф символизирует вечную жизнь.
Картина написана в традициях позднесредневековой живописи, которая изобилует знаками, символическими элементами, рассказывающими свою историю параллельно с основным сюжетом.
- Каждый герой что-то держит в руках либо оживленно жестикулирует...
- Реб Зуся Гуревич держит лулав. Мы все знаем его давным-давно, у него сильная рука. Это человек, на которого мы опирались, когда только делали свои первые шаги на пути к Торе.
Рав Цви Пинский - человек глубокой учености, поэтому в руках у него книга. Рав Певзнер держит этрог: это символ универсальности, ведь главный раввин - и безусловный авторитет, знаток Торы, и человек, занимающийся делами общины. Марк Давидович Грубарг явно возражает на чей-то аргумент: он человек научного, критического склада ума - именно такой глава нужен общине петербургских евреев. Р. Хаим Толочинский, глава ешивы, держит веточку мирта, символизирующего аромат Торы. Р. Шмуэль Соминский - человек, устремленный в будущее, он весь в ожидании Машиаха; духовные идеи для него - не теория, а то, что нужно реализовывать в своей жизни.
Р. Шауль Брук обсуждает не только высокие материи, но и то, как они влияют на земной шар, как можно использовать это влияние здесь и сейчас.
- Долго рисовали картину? С какими сложностями Вы столкнулись в работе над ней?
- Потребовалось три месяца кропотливой работы. Сложнее всего было скомпоновать семь фигур, да еще и сделать это в черно-белой гамме, что всегда усложняет задачу. Нужно было много работать над образами людей. Мне было важно уйти от натурализма: это не портреты, а стилизованный, обобщенный образ каждого героя. А характеры у всех интересные и разные; я старался поймать характерное выражение лица каждого человека.
Размер холста небольшой: 1 метр на 80 сантиметров, головы у героев размером в ладонь, и это требовало тонкой работы над лицами.
Все эти люди - мои друзья и учителя, я отношусь к ним с добрым чувством, поэтому рисовал картину с большой симпатией ко всем.
- Герои картины позировали вам?
- Нет, что вы! Я взял огромное количество снимков из фотоархива Синагоги. А еще тайно ходил за каждым и фотографировал на телефон. Жаловаться, впрочем, нечего: раньше художники прятались за портьерами и делали наброски, а сейчас нам живется проще.
Замысел картины держался в тайне. Никто из героев до сих пор не видел картину и даже не знает, что они на ней изображены! Что ж, узнают из этой статьи.
Беседовала Анна Бродоцкая
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2