Все проекты
Общину поддержали 30789 раз

Пять мифов «отрицателей Холокоста»

Рассматривает и развенчивает с фактами в руках историк Валерий Столов.

Пять мифов «отрицателей Холокоста»

Некоторое время назад в Петербурге произошло событие, наделавшее немало шума. Некий «профессор» Матвеев провел под эгидой уважаемого учебного заведения онлайн-семинар, на котором рассказал слушателям, что Холокост — это миф.

За бурной реакцией на произошедшее оказался как-то упущенным ответ на вопрос: а что, собственно, в словах Матвеева (и других отрицателей Холокоста) не соответствует исторической правде, в чем конкретно они искажают факты? В этом я статье я вкратце воспроизведу несколько распространенных в среде отрицателей Холокоста мифа и приведу достоверную информацию.

1. О происхождении термина «Холокост»

Ведущий вебинара утверждал, что этот термин содержится в Торе и означает наказание, осуществляемое иудеями в отношении собственных соплеменников.

А как на самом деле?

Один из видов жертв, приносившихся в Иерусалимском Храме, назывался «Ола», в переводе на русский язык — «Всесожжение». В «Септуагинте» для обозначения этой жертвы используется греческое слово «holócauston».

Термин «Холокост» как символ газовых камер и крематориев, в которых уничтожали евреев, впервые использовал американский писатель Эли Визель. В 1978 году на экраны вышел мини-сериал режиссера Марвина Чомски «Холокост», рассказывающий о судьбе семьи немецких евреев. После этого термин «Холокост» прочно вошел в лексикон, приобрел в массовом сознании устойчивую связь с трагедией еврейского народа в период Второй мировой войны. Но это не единственное обозначение: в Израиле более распространен термин «Шоа».

2. О «поддержке» евреями Гитлера

В своем «докладе» Матвеев высказывает мысль о том, что политическая карьера Гитлера состоялась благодаря поддержке 1) еврейских банкиров и 2) сионистов.

Это один из наиболее устойчивых антисемитских мифов. Сионистов пытаются представить соучастниками Холокоста, тесно сотрудничавшими с палачами евреев.

А как на самом деле?

1) Спонсоры нацистской партии известны. Ни одного еврея среди них нет.

Это и понятно! Гитлер никогда не скрывал своего антисемитизма, составлявшего центральную часть идеологии его партии. Разумеется он не пользовался никакой поддержкой еврейских кругов. Другое дело — круги антисемитские. Яркий пример — Генри Форд, друживший с Гитлером и оказывавший ему всяческую поддержку.

2) Чтобы «убедительно» представить идею поддержки еврейскими кругами нацистского диктатора, на одном из слайдов своей презентации Матвеев изобразил вместе портрет фюрера и главы всемирной сионистской организации Хаима Вейцмана.

В действительности они никогда не встречались, да и представить себе такую встречу трудно. Гитлер не желал иметь дела с евреями. Напомню только один факт из отечественной истории. Весной 1939 г., накануне нормализации отношений с Германией, на посту наркома иностранных дел СССР еврея М. Литвинова сменил русский В. Молотов. У историков нет сомнений в том, что это было сделано для того, чтобы поднять степень доверия Берлина в двусторонних контактах.

Единственное, в чем поначалу происходило взаимодействие нацистов с еврейским государством, был вопрос репатриации евреев в Эрец Исраэль.

Сионисты стремились к активной эмиграции европейских евреев в Палестину. Это отвечало интересам нацистского режима в первые годы его существования: сделать Германию «свободной от евреев».

От СС этим занимался Алольф Эйхман, получивший широкую известность после того, как в начале 1960-х годов над ним в Израиле прошел судебных процесс, завершившийся смертным приговором.

В августе 1933 г было подписано соглашение между Сионистской Федерацией Германии и Министерством экономики Рейха. Согласно этому соглашению, немецкие евреи получали возможность, эмигрируя в Палестину, переводить туда свои капиталы. До начала Второй мировой войны (когда соглашение утратило свою силу) им воспользовались около 60 тыс. человек.

К этому взаимодействию можно относиться по-разному, однако нет сомнений в том, что евреи, покинувшие Рейх до начала войны, тем самым сумели спастись.

Фактом подобного сотрудничества с нацистами запятнали себя многие. Достаточно вспомнить тот же Пакт Риббентропа — Молотова, к примеру.

Разумеется, после того как гитлеровская Германия, вторгшись в Польшу, начала массовое уничтожение евреев, все контакты между сионистами и нацистами были разорваны. Сионистские организации начали непримиримую борьбу со злейшими врагами своего народа. Так, сионистская боевая организация приняла активное участие в восстании в Варшавском гетто весной 1943 г.

3. О количестве жертв Холокоста

Этот вопрос является одним из особо значимых для всех отрицателей Холокоста. В рамках упомянутого вебинара было сказано, что «в концентрационных лагерях НЕ было уничтожено шесть миллионов евреев».

А как на самом деле?

Не совсем понятно, с чем пытался полемизировать докладчик. Ведь цифра в шесть миллионов относится ко всем евреям, уничтоженным нацистами и их пособниками в странах Европы. Это уничтожение осуществлялось различными методами: как массовые убийства с использованием индустриальных методов (транспортировка жертв в специальные лагеря уничтожения, построенные в Польше, с последующим удушением в газовых камерах и сожжением тел в крематориях), так и массовые расстрелы, проводимых преимущественно на территории СССР (символом которых стал знаменитый Бабий Яр в Киеве).

В результате такой скоординированной практики на территории подчиненной Германии Европы были убиты от пяти до шести миллионов евреев. Выяснить более точную цифру вряд ли получится. Ее не знали и сами нацисты. Они не утруждали себя подробной статистикой, ведь их задачей было не выполнить некие «контрольные цифры», а уничтожить всех представителей столь ненавидимого ими народа, которых к моменту Второй мировой войны, согласно переписям населения, проживало в Европе около 11 миллионов.

Попыткой подсчитать количество еврейских жертв озаботились лишь послевоенные исследователи.

В их распоряжении имелся только т.н. метод демографического баланса. Суть его заключается в том, чтобы, сравнивая известную численность тех или иных групп населения до войны и после и применяя специальные коэффициенты, призванные учесть естественную убыль и прибыль населения, попытаться оценить количество тех, чьи жизни оборвались насильственным путем, в данном случае — вследствие «окончательного решения еврейского вопроса». В результате были получены цифры в 5-6 миллионов человек, которые приняты в качестве наиболее достоверных.

Точно так же действовали и отечественные исследователи, стремясь установить точные людские потери СССР в Великой Отечественной войне. В ситуациях, когда отсутствует фиксация смерти каждого человека, которая немедленно попадала бы в соответствующую статистику, другого способа корректной оценки численности жертв попросту не существует.

И еще один важный момент.

Отрицатели Холокоста часто используют следующий довод. «Если нацисты стремились уничтожить всех евреев — почему же так многим из них удалось выжить?» Отвечу с помощью еще одной исторической параллели. Как известно, планируя войну против СССР, руководство Третьего рейха стремилось полностью ликвидировать русскую государственность, а численность русского населения на протяжении нескольких лет насильственно уменьшить на 30-40 миллионов человек. Однако сделать это им не удалось. Можно ли утверждать, что и планы ликвидации исторической России, и оккупационный план «Ост» — это мифы, сознательно культивируемые с целью опорочить гитлеровскую администрацию? Нет, такое утверждение неверно. Причина, по которой реально существующие человеконенавистнические намерения не были в полной мере реализованы нацистами, в том, что они столкнулись с сопротивлением. Советский Союз остановил германское нашествие и вместе со своими союзниками одержал победу, отразив смертельную угрозу своему существованию.

Точно так же и евреи не стали покорной жертвой «окончательного решения». Они боролись за жизнь — и многим это удалось. А победа Объединенных Наций спасла от уничтожения тех, кто еще оставался в живых.

4. Об индустриальных методах уничтожения людей в ходе Холокоста

Отрицатели Холокоста говорят о том, что массовых убийств евреев в концлагерях не было. И в качестве доказательства утверждают, что производительность печей крематориев в концлагерях не была рассчитана на переработку такого количества тел.

А как на самом деле?

После того, как в ходе вторжения в Советский Союз айнтзатцгуппы СС, шедшие в армейских тылах наступающих германских армий, в ходе производимых ими «зачисток» начали массовые расстрелы еврейского населения, у руководителя этого ведомства Г. Гиммлера возникла идея заменить этот способ убийства другим, более гуманным" (гуманным для палачей, которые были бы таким образом избавлены от необходимости воочию наблюдать за предсмертными мучениями своих жертв!).

Это и стало поводом к разработке того, что получило в историографии название «лагеря уничтожения», т.е. специальных комплексов, в которых сотни тысяч свозимых со всех Европы людей умерщвлялись с использованием самых современных технологических достижений (в частности, газа Циклон Б, который изначально был создан для дезинфекции помещений). Частью этой технологии стала утилизация тел, чтобы не допустить отравления окрестностей трупным ядом. Именно для этого и были заказаны специальные печи для сжигания. Их изготовитель, фирма «Топф и сыновья», гарантировал производительность не менее двух трупов в час. Напомню, Матвеев утверждал, (точнее, позаимствовал этот, как и другие свои аргументы, у зарубежных отрицателей Холокоста), что на сжигание одного тела требовалось в несколько раз больше времени.

Еврейские подпольщики в Освенциме прекрасно понимали, что выведение крематориев из строя на длительный срок способно затормозить процесс массовых убийств, и обращались к американскому командованию с просьбой подвергнуть их бомбардировке. Но это обращение было проигнорировано, хотя американская авиация бомбардировала завод по производству синтетического горючего, находящийся всего лишь в нескольких километрах, рядом с лагерем Аушвиц — Моновиц.

Крематории, заказанные СС специально для участия в «технологической цепочке» по достижению максимальной производительности массовых убийств, выполнили эту свою роль...

5. О параллелях между Холокостом и Блокадой Ленинграда

В составленных тем же Матвеевым «Методических указаниях» проводилась мысль о том, что совпадение даты полного снятия Блокады Ленинграда и Международного дня памяти жертв Холокоста является неслучайным, что таким образом намеренно принижается коллективный подвиг жителей осажденного города.

А как на самом деле?

То, что два события: начало наступления Красной Армии, положившее начало полному снятию Блокады, и освобождение войсками этой же армии наиболее крупного нацистского концлагеря Освенцим, в котором было убито самое большое количество узников, произошло в один и тот же день 27 января (соответственно, 1944 и 1945 гг.), есть случайное совпадение.

Тем не менее, нередко встречаются рассуждения о том, что эти два памятных дня «конкурируют» друг с другом и что, воздавая должное установленной решением Генеральной Ассамблеи ООН в 2005 г. памятной дате, мы вольно или невольно принижаем ту, что принято отмечать в нашем городе многие десятилетия.

Холокост и Ленинградская Блокада представляют собой две крупнейших гуманитарных катастрофы периода Второй мировой войны. И в обоих случаях виновником, из-за которых разразились эти трагедии, выступает германский нацистский режим. В этом смысле ни о какой «конкуренции страданий» речи быть не может, сама подобная постановка вопроса кощунственна.

Но у этой темы существует образовательный, просветительскй аспект. Дело в том, что в изучении Блокады в советский период доминировал «пафосный», «государственнический» подход, в котором упор делался на коллективный подвиг горожан, на их решимость не покоряться врагу, и т.д. При этом крайне важные человеческие подробности, связанные с повседневным поведением разных категорий жителей, избираемыми ими стратегиями выживания, как правило, оставались в тени, не становились предметом специального изучения. А вот в работах о Холокосте, начиная с 70-х годов, этому уделялось большое внимание. Причем это распространялось не только на академические исследования, но и — самое главное! — на конкретные обучающие методики. На учебных занятиях, проводимых в соответствии с такими методиками, взрослые и подростки учились разбирать конкретные дилеммы, возникающие, например, перед обитателями еврейских гетто, в ходе которых людям приходилось делать выбор в условиях неясных, но однозначно грозных и трагических последствий. К сожалению, у нас до сих пор не разработаны подобные методики на тему Ленинградской Блокады. Как говорит профессор Н.А. Ломагин — крупнейший исследователь Блокады в нашем городе, это событие является столь же важным для ментальности и коллективной памяти жителей Петербурга, как Холокост — для евреев. И поэтому тот опыт, который накоплен в сфере преподавания истории Холокоста, можно и нужно использовать для изучения событий Блокады.

Валерий Столов

Хотите узнать больше?

Предлагаем пройти онлайн-курс Валерия Столова
«История евреев от эпохи Судей до сионизма» (в записи)

7 лекций, доступ 750 р.

Оплатить

 

 


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину