19.09.2023
О райском саде и грибных тайнах
Что говорят еврейские источники от Талмуда до Каббалы о самых таинственных плодах – грибах? Действительно ли они обладают мистическими свойствами? И вообще можно ли их есть – там же страшно некошерные черви? Рассказывает идишист и знаток традиции – Йоэль Матвеев
Еврейская традиция учит, что в Торе содержится информация абсолютно обо всем, однако найти и расшифровать ее дано лишь немногим великим цадикам и мудрецам. Наступил новый еврейский год, а с ним и разгар грибного сезона. Известно ли нам что-нибудь из того, что Тора говорит или намекает в скрытой форме о грибах?
Подобны плодам райского сада
Как мы знаем, Пятикнижие начинается с истории о сотворении мира и грехопадении Адама и Евы, в результате которого земля была проклята: «в поте лица твоего будешь есть хлеб». Существуют, однако, плоды, которые таинственным образом произрастают сами по себе и не требуют тяжкого труда. Скорее даже наоборот: предпочитают невозделанную землю... Это грибы! Именно так толкует Тору ребе Авром Боренштейн из Сухачева (1838–1910), известный хасидский цадик и галахический авторитет, в своей книге «Авней незер». По его мнению, проклятие земли из-за греха прародителей человечества не коснулось непосредственно грибов, и поэтому они, некоторым образом, подобны плодам райского сада!
Растущие из воздуха
В Талмуде объясняется, что перед употребление в пищу грибов произносится такое же благословение, как на рыбу или мясо, а не овощи и фрукты, ибо растут грибы из воздуха, а не из земли. За полторы тысячи лет до открытия фотосинтеза наши мудрецы верно подметили, что метаболизм грибов существенно отличается от растений. В отличие от последних, они не обогащают воздух кислородом, но дышат им, подобно животным. Как показала современная наука, частицы почвы пронизаны повсюду грибницей, без которой не могут развиваться многие растения. Грибы сами возделывают почву; более того, эти «райские реликты» ее в значительной мере и производят.
Грибы и волшебный круг
Талмуд рассказывает, что знаменитый чудотворец по имени Хони, известный под прозвищем «рисователь кругов» и живший более 2000 лет тому назад, однажды во время засухи выпросил своими молитвами сильный дождь, из-за которого пострадал урожай. Несмотря на эту неприятность, Хони продолжил невозмутимо молиться, по своему обыкновению, в центре очерченного им «магического» круга; вышло солнце, люди вышли на поля и собрали огромный урожай грибов.
В фольклоре Восточной Европы, который не чужд и ашкеназским евреям, грибы часто ассоциируются с волшебным кругом, но таким, который очертил вовсе не праведник. Плодовые тела некоторых видов грибов, чаще всего несъедобных, прорастают из грибницы кругами диаметром от нескольких десятков сантиметров до сотен метров. У многих народов существует поверье, что в таких местах водят хороводы ведьмы, эльфы или феи.
Автор и зонтики
«Потусторонние» свойства грибов отмечают авторы сборников по так называемой практической Каббале — по сути еврейской «белой магии», то есть теоретически разрешенных законами иудаизма, но небезопасных практик типа заклинаний и лечебных ритуалов. В анонимной рукописи XIX века, находящейся сегодня в библиотеке Университета имени Бар-Илана, приводится заговор на идише от некоего заболевания в полости рта у ребенка. Рекомендуется сорвать гриб и с ним во рту произнести определенную формулу, в которой пророки Моисей и Илья «шли вместе по полю и несли в руках три гриба: один высох, второй сгнил, а третий пропал».
Пряталка и вылезайка, или Грибы в Талмуде
Талмудический трактат «Брахот» делит грибы на два рода: шляпочные и трюфеля. Раши, знаменитый комментатор Талмуда, живший во Франции 11 века, оставляет эти названия без толкования или перевода. Видимо, его современникам оба термина были хорошо известны. «Кмеха» (трюфель) и «питрия» (шляпочный гриб) — от древнесемитских корней, встречающихся еще в аккадской клинописи. Приблизительный смысловой перевод — «пряталка» и «вылезайка».
Автор и моховики
«Свиные отбивные» из грибов
Другое интересное замечание о грибах мы находим в необыкновенной древней арамейско-еврейской книге «Алфавит Бен Сиры», известной, как минимум, с X века. Некоторые раввины считают ее сомнительным или даже еретическим произведением, но другие выводят оттуда современные практические законы галахи, касающиеся искусственного оплодотворения. Известно, что средневековые ашкеназские мистики относились к этой книге с большим уважением. Талмуд утверждает, что всякому виду некошерной пищи соответствует кошерный аналог с таким же вкусом, поэтому никакого смысла потреблять некошерное нет. В «Алфавите Бен Сиры» утверждается, что речь идет о грибах. В самом деле, существуют рецепты вегетарианских «свиных отбивных» из грибов-зонтиков и «устриц» из дождевиков.
Рамбам об опасности грибов
Еврейские источники еще со времен Мишны включают трюфеля и прочие грибы в число десертов и свадебных деликатесов наравне с рыбой и мясом, хотя известны и отрицательные отзывы о грибных блюдах. Рамбам считал их вредными для здоровья (не объясняя, впрочем, какие именно грибы он имел в виду). Разумеется, ни для кого не секрет и то, что некоторые виды грибов смертельно ядовиты, как и изобилие во многих из них «червей», а точнее личинок насекомых. Обе эти причины послужили еще в средневековье причинами настороженного или отрицательного отношения некоторых раввинов к грибам.
«Лисичкес», или Еврейские грибочки
В Восточной Европе традиционным еврейским грибом всегда считались лисички. Во-первых, их ни с чем нельзя перепутать. Даже несколько схожие с ними ложные лисички (говорушки оранжевые) съедобны, хотя и неприятны на вкус. Во-вторых, паразиты в них практически никогда не заводятся. Причины этой особенности до сих пор мало изучены. Лисички содержат массу полезных и целебных веществ для человека, но могут быть токсичными для некоторых беспозвоночных. На идише они называются «бехерлех» – бокальчиками, «фикселех», просто «лисичкес» или «идише швемлех» – еврейскими грибочками.
К вопросу о червях
Ряд других виды грибов также крайне редко бывает червивыми. Таковы, к примеру, дождевики. Значительную роль играют и сезонные условия. Сморчки появляются в апреле, когда в средней полосе России еще мало насекомых, а зимние опята могут расти и под снегом.
Вопрос о том, стоит ли с точки зрения законов иудаизма собирать те виды грибов, где паразиты встречаются нередко, можно назвать мировоззренческим и даже философским. Алтер ребе, основатель хасидизма «Хабад», объясняет в книге «Тания», что непреднамеренное употребление некошерной пищи все равно ослабляет связь еврея со Всевышним. Личинки насекомых, разумеется, некошерны. Важно при этом отметить, что имеется в виду нарушение галахи по незнанию или неосторожности, а не «псевдослучайное» попадание незначительных трефных добавок, которые в процессе приготовления пищи разрушаются, не нарушая ее суммарной кошерности. Более того, как объясняется в хасидизме, в подобных случаях Всевышний специально дает возможность извлечь искры святости из вещей, которые в самостоятельном состоянии извлечению не подлежат.
Известный белорусский раввин Йехиэль-Михл Эпштейн в своем сочинении «Орух а-Шулхон» приводит еще один интересный аргумент: в Европе личинки в пищу не употребляются и вызывают большое отвращение. Заведомо отвратительное и несъедобное как бы «по ту сторону» обычных законов о кошерной пище, ибо не является едой как таковой.
Так или иначе, при внимательной сортировке и обработке любых грибов, кроме очевидно гнилых, шанс употребить некошерные личинки сводится к допустимому галахой минимуму, а сам процесс обработки можно считать выполнением заповеди. Впрочем, и тот, кто избегает все потенциально червивые грибы, по-своему выполняет заповедь.
Автор и трутовик серно-желтый
Самый кошерный способ грибной охоты
Известен и другой, заведомо кошерный вид грибной охоты: фотографирование. Лично я люблю собираю как сами грибы, в том числе «экзотические», так и их фотографии.
Кстати, самый фотогеничный, хоть и ядовитый, гриб сохраняет на идише свое славянское название: мухомор. Упоминается он в стихах ряда еврейских поэтов, включая Мойше Кульбака, Аврома Суцкевера и Рейзл Жихлинскую:
Буреет под Засковичами лес,
Где мухоморы сочные алеют,
Пропитан гнилью каждый сук и срез,
Где пень в тысячелетнем тлене преет,
Где солнце холодит, лес ветками мохнат
И леденеет...
(Мойше Кульбак, «В еловом лесу», перевод автора статьи)
А вот оригинал стиха – для знающих идиш!
Йоэль Матвеев
Читайте также:
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2