Все проекты
Общину поддержали 38899 раз

Свидетельство о рождении Ребе и чему оно нас учит

Надя Липес нашла записи о рождении Любавического Ребе и о браке его родителей. На их примере, а также на примере своей семьи она рассказывает, какие трудности ждут тех, кто занимается еврейской генеалогией.

Надя Липес – известный специалист по еврейской генеалогии, создательница базы данных евреев Российской империи.

Некоторое время назад к Наде обратилась дама, изучавшая свою родословную. Она знала, что происходит из рода Шнеерсонов, и хотела выяснить не «те ли самые» это Шнеерсоны. Как потом выяснилось, предки заказчицы происходят из другой местности и являются просто однофамильцами Любавического Ребе. Но в ходе изысканий потребовалось изучить документы «тех самых» Шнеерсонов, и вот тут Надю ждали интересные открытия.

- Я нашла в Николаевском архиве документы, касающиеся Седьмого Любавического Ребе Менахема-Мендела Шнеерсона. Это актовые записи о браке его родителей и о его рождении. Думаю, я не первая, кто их обнаружил – наверняка исследователи биографии Ребе их уже видели. Однако широкой публике они ранее не были доступны и в открытых источниках не публиковались.

Итак, первый документ: в 1900 году в раввинате города Николаева была произведена актовая запись на русском языке и иврите о бракосочетании потомственного почетного гражданина Левика Залманова Шнеерсона, 25 лет от роду, и девицей Ханной, дочерью земледельца колонии Романовка, Меера Шлемы Яновского, 20 лет от роду.

Обложка метрических книг. Г. Николаев

Второй документ – это свидетельство о рождении Менахема-Мендла Шнеерсона, будущего Седьмого Любавического Ребе. В документе указан 1902 год.

Надя Липес: «Ничто не предвещало, что этот младенец станет одним из самых важных людей современности. А то бы раввинат-таки решился выделить ему отдельную страницу»

Оба документа наглядно показывают, насколько это сложная и запутанная вещь – изучение еврейской генеалогии.

Во-первых, обратим внимание на отчество отца Ребе – Левика (Леви-Ицхака). Согласно этим документам, он Залманович. Но на его мацеве указано: Леви-Ихцак бен (сын) Борух-Шнеур.

Могила отца Ребе. Фотография предоставлена Борухом Гориным

Известно также, что в письмах к отцу Леви-Ицхака обращались «Борух-Шнеур», а не «Залман».

Во-вторых, в свидетельстве о рождении Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона указан 1902 год. Между тем, в протоколах допросов КГБ (отца Ребе допрашивали в 1937 году перед ссылкой в Казахстан) он указывает в качестве года рождения сына 1895 г. Зачем, почему? Можно только догадываться. Возможно, он намеренно с какой-то целью путал следы.

(Попутно исправим неточность, которая проникла в Википедию. Там сказано, что отец Ханны, Меер Шлема Яновский, был раввином города Николаева. Но на самом деле он был не официальным раввином, а земледельцем, занимавшим должность «ученого еврея», кем-то вроде «духовного раввина», что следует из подписи, поставленной им в конце книги рождений и браков).

Сложности еврейской генеалогии

На примерах документов Ребе хорошо видно, с какими сложностями сталкивается тот, кто занимается еврейской генеалогией. Это происходит даже тогда, когда мы исследуем «знаменитые» биографии, которые, казалось бы, уже изучены под микроскопом. Что уж говорить о менее известных людях.

- Место рождения не равно месту регистрации

Та же Википедия утверждает, что Ханна Яновская – уроженка колонии Романовка. Но это не подтверждено фактами. То, что папа – землевладелец колонии, не значит, что он там жил. Это просто место его регистрации. Евреи ведь очень много перемещались. Могли родиться в одном месте, а зарегистрироваться в другом. А ведь кто-то пустился бы по ложному следу и начал бы искать информацию о рождении своих предков в метриках Романовки, потом узнал бы, что они не сохранились, и опустил бы руки.

Итак, важный урок – при поиске генеалогических сведений делать вывод о месте рождения по данным о регистрации нельзя.

Замечу, что именно из-за подобных ошибок я сделала базу данных евреев Российской империи. И теперь не обязательно знать точное место рождения предка и даже год – если вам повезет, конечно, и в базе окажется настоящее место рождения предка.

- Разночтения в именах

Как правило, евреям при рождении давали как минимум два имени. И вполне могло быть так, что в метриках фигурирует одно имя, а в общественном пользовании – другое. Это сбивает исследователя с толку и усложняет поиск.

За примером далеко ходить не надо. Главного раввина России мы привыкли называть Берл Лазар. Но на само деле при рождении он получил имя Шломо Дов-Бер Пинхас («Бер» на идише – это то же имя, что и «Дов» на иврите, «Берл» - уменьшительное от «Бер»).

- Замена года и места рождения

А еще, кроме имен, евреи «меняли» себе года и места рождения. И это усложняет поиск. Почему люди так делали? Причина у каждого своя. Приведу примеры из истории своей семьи.

Мой дед, родившийся в 1923 году, получил еврейское имя Мендель. А по-русски его называли Миша. Приехав в Узбекистан, он познакомился с моей бабушкой, которая сказала ему, что она 1922 года рождения. Но я нашла ее эвакуационную справку, в которой написано, что родилась она в 1920 году! Видимо, ей не хотелось признаваться, что она старше жениха. Дед же сообщил бабушке, что родился в 1922 году – ему, наоборот, хотелось быть «повзрослее».

Дед и бабушка. Фото из личного архива Нади Липес

Именно этот год он записал в официальных советских документах. Но он одного не учел: что загсы Умани никуда не денутся, и что въедливая внучка еще при его жизни найдет настоящее свидетельство о рождении.

Я приперла деда к стенке:

- Скажи, почему ты молчал, что ты Мендель?! Я десять лет пыталась выпытать у тебя твое еврейское имя!

- Ну... много времени прошло, я забыл, - уворачивался дед.

- Неужели ты не помнишь, как тебя называла мама?

- Мама звала меня «Куцик», я красивый был!

Дед в юности. Фото из личного архива Нади Липес

Дед совсем не был рад моим открытиям...

Но, как я выяснила далее, отец деда тоже женился на женщине старше себя – и тоже подменил даты рождения!

Прадед Гирш. Фото из личного архива Нади Липес

Мой прадед, пропавший без вести в 1941 году, сказал жене, что родился в 1892 году. Но в этом году я нашла его призывную карточку в базе солдат Первой мировой войны. Там написано, что он родился в 1895 году, ну а прабабушка родилась в 1892-м. И что интересно, ни я, ни папа понятия не имели о том, что все наши прямые предки были младше своих жен. При этом папа женился на женщине старше себя, а я продолжаю женскую традицию семьи и замужем за человеком существенно младше себя.

Бракосочетание родителей: Вера и Игорь, 1975 год. Фото из личного архива Нади Липес

Даже мой сын – и тот встречается с девушкой себя старше. Потому что гены обмануть невозможно, но подобные вещи о семье, с моей точки зрения, лучше знать заранее.

Итак, есть множество факторов, которые сбивают с толку исследователя, вставшего на путь изучения истории еврейской семьи. Но не надо бояться искать! Главное – не идти на поводу у кажущейся очевидности и проверять все данные, копать вглубь и вширь.

Документы Ребе впервые опубликованы на сайте Нади Липес


Об исследованиях и находках Нади Липес читайте также:

 


Вконтакте

АНОНСЫ

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину