22.08.2025
«Я бы хотела привести в порядок старое еврейское кладбище Луги»
В Синагогу обратилась Ксения Чернова: «Я – русская, и я христианка, но с дальней еврейской веточкой, по которой мои предки происходят из Лужского уезда». Ксения рассказала, что благодаря нашей публикации она узнала, что в Луге осталось заброшенное еврейское кладбище. А затем с помощью архивов Санкт-Петербурга выяснила, что именно там покоится ее прапрапрадедушка – купец 1 гильдии Фишель Шебелевич Рашал.
И тогда Ксения решила выяснить, в каком состоянии находится кладбище, можно ли найти захоронения предков. «После дружеского разговора с Соней Паперно, которая также является потомком лужан, получив краткую вводную информацию о кладбище, я связалась с местными краеведами. Мы провели первичную запись захоронений, сделали фотографии, начали приводить могилы в порядок. Но работы там непочатый край. В статье написано, что там порядка 100 захоронений – на самом деле, гораздо больше».
Одна из очищенных от земли плит
Очень помог местный краевед и сотрудник лужской газеты Игорь Половинкин, человек, неравнодушный к родной земле, одинаково уважающий лужан всех конфессий и великолепно знающий историю Луги. В апреле с его помощью на кладбище был организован воскресник, посвященный памяти ветерана ВОВ и жителя Луги – Б. Г. Гинзбурга. На воскресник на еврейском кладбище Луги пришли христиане и мусульмане.
Воскресник. Слева – Игорь и лужане
Воскресник был посвящен памяти героя войны, жителя Луги Б. Г. Гинзбурга
Этого, конечно, недостаточно – кладбище требует ухода и защита (волонтеры обнаружили следы мародерства). Территория не обнесена забором, и есть риск, что еврейское и старое магометанское кладбища «наползут» друг на друга.
Ксения рассказала, какая работа сделана сейчас: «Расчистили территорию и доступ к захоронениям, составили план кладбища, подробно сфотографировали каждое захоронение, оцифровали надписи (имена, даты, комментарии) на каждом захоронении для последующей индексации, перевели с иврита или идиша каждое имя на русский и английский языки, подготовили слепки нечитаемых надписей, в будущем я выложу все это в общий доступ. Хотелось бы, чтобы еврейская община Петербурга обратила внимание на ситуацию вокруг кладбища».
А пока что мы попросили Ксению рассказать о своих поисках и еврейских предках. Она сумела выяснить многое – и даже выступила с докладом о своих предках-лужанах на конференции краеведов в Луге.
Рассказ Ксении
Мои предки были не из самой Луги, а из соседнего местечка Плюсса. Если Луге в какой-то мере удалось сохранить свой исторический облик и дореволюционный уют, то Плюссу время совсем не пощадило. Это типичный рабочий поселок с советскими строениями, найти место, где находился деревянный дом моих предков, уже не представляется возможным.
Мои предки – новгород-северские купцы 2 гильдии Брук и лужские купцы 1 гильдии Рашал, породнившиеся в конце 19 века.
Поскольку купеческие внуки в советские времена вступили в партию, тема происхождения в семье активно замалчивалась, и сведения о наших предках-купцах пришлось по крупицам доставать из архивов. Моя прабабушка Фаина Ильинична (Фанни Гилелевна) Брук (1907, Плюсса - 1989, Москва) писала о себе: «Из мещан». Однако в метрической книге Петербургской Хоральной Синагоги за 1903 год мне удалось найти запись о рождении ее родного брата Иосифа, где указано, что мальчик родился у «купеческого 2-й гильдии сына» (ЦГИА СПБ, Ф. 422, оп. 3, д. 366, стр. 14).
Разбирая бумаги своей бабушки Галины (дочери Фаины Ильиничны), я нашла фотокарточку прапрабабушки Малки Фишелевны и прапрадедушки Гилеля Берковича с надписью «Псков».
Гилель и Малка Брук
Я написала запрос в псковский архив. Оказалось, что там хранится большое дело о лишении избирательных прав Гилеля Берковича (Ильи Борисовича) Брука в 1920-е годы (ГАПО. Ф. Р-398. Оп. 3. Д. 13. Л. 1, 2, 2 об., 3, 4, 6, 7, 8, 8 об., 9, 10, 11). В одном из документов Гилель Беркович рассказывает о смерти своего сына Савелия, служившего в РККА – а мы даже не слышали о его существовании. А еще в деле был документ, написанный другим его сыном – Михаилом Ильичом. Это оказался еще один родной брат моей прабабушки Фаины Ильиничны – и о нем я тоже ничего не знала. Позже по семейным рассказам выяснилось, что был еще один брат Евсей, погибший в Первую мировую войну.
Мне было известно только, что у Фаины Ильиничны был один брат, которого в семье знали как «дядю Гришу», он прошел всю войну и рассказывал, как однажды убил немца руками в ближнем бою.
Таким образом, у моей прабабушки Фаины Ильиничны, помимо уже известного нам брата Гриши, обнаружились еще: Евсей Ильич, Савелий Ильич, Михаил Ильич и Иосиф Ильич, к слову, мобилизованный в июне 1941 года и прошедший всю войну. Вот такие купеческие внуки!
Фаина, Михаил и Иосиф были членами ВКП(б). Удивительно: их родителей-купеческих детей дважды лишали избирательных прав (чтобы хоть как-то прожить, Гилель сдавал развалюху в Плюссе), а их дети стали большевиками!
Вернусь к рассказу о своих поисках. Я вбила в поисковик имя «Михаил Ильич Брук» – и из публикации на вашем же сайте узнала, что человек с таким именем покоится на Сестрорецком еврейском кладбище, а его сын – Илья Михайлович Брук и внучка Любовь ухаживают за этим кладбищем и приводят его в порядок. Я написала Любе с вопросом не являемся ли мы родственниками, так как я только что узнала, что у моей прабабушки тоже был брат Михаил Ильич Брук. И оказалось, что мы родня, потерявшая контакты друг с другом на много лет.
Получилась просто сцена из кино, мы обнаружили, что у нас одни и те же снимки в семейных альбомах и схожие семейные воспоминания. С тех пор мы общаемся, видимся, делимся архивными находками. Второй сын Михаила Ильича, Марк Михайлович, с детьми и внуками живет в Израиле.
Чтобы читатель не запутался, вот информация о предках Ксении в упорядоченном виде:
Фишель Шебелевич Рашал (1845 - 1919)– купец 1-й гильдии, покоится на Лужском кладбище.
Его дочь Малка Фишелевна (Мария Федоровна) Рашал (1874 - 1949) вышла замуж за Гилеля Берковича (Илью Борисовича) Брука (1865-1938). Жили в Плюссе. В 1920 годы лишались избирательных прав.
М. Ф. Брук с семьей на ступенях дома. Ок. 1908
У четы Бруков родились:
- Евсей (?-?) - погиб в 1 мировую войну
- Савелий (ок. 1901 - 1920) – служил в РККА, умер от дизентерии
- Михаил (1910-1956) – Илья Брук и его дочь Любовь, ухаживающие за Сестрорецким кладбищем – его потомки.
- Иосиф (1903-1985)– ветеран ВОВ.
- Григорий (1914 - 1994)– ветеран ВОВ.
- Фаина (1907 - 1989)– прабабушка Ксении. В 1933 году вышла замуж за Василия Ивановича Нефедова, русского.
Фаина Ильинична – прабабушка Ксении
- У них родились две дочки, одна из них – бабушка Ксении Галина Васильевна Нефедова (1933-2022). Это ее квартиру Ксения разбирала и нашла там фотографию с надписью «Псков».
Галина Васильевна – бабушка Ксении
Древо
Отцом Марии Федоровны Брук (Малки Фишелевны Рашал) был купец 1-й гильдии Фишель Шебелевич Рашал. В архивах Санкт-Петербурга я нашла запись о его смерти в 1919 году (ЦГА СПБ Ф.Р-6143 оп.1 д.3149, запись 246). Он имел промысловое стекольное свидетельство, а также был душеприказчиком у купца 1 гильдии Хаима Урьевича Ривоша – хорошо известного лужанам человека, напрямую имевшего отношение, например, к артиллерийскому полигону, действующему и поныне. Ривош занимался лесом, поэтому и нашего Фишеля тоже знали, как «лесопромышленника».
Ривош построил лужскую синагогу. В 1990-е годы ее здание хотели вернуть общине – но возвращать было некому, евреев в Луге не осталось. Сейчас в этом здании супермаркет. Недавно я была в Луге и зашла внутрь, кстати, впервые в жизни оказалась в синагоге, пусть и недействующей. Ничто не говорит о том, что здесь некогда был молельный дом – интерьер полностью уничтожен, о прошлом напоминают лишь арки при входе.
Здесь была лужская синагога…
В архивах Санкт-Петербурга я нашла несколько документов, относящихся к лужской синагоге (ЦГА СПб Ф.Р‑7398 оп.3 д.574).
Список «двадцатки» (правления общины) и оценка имущества «еврейской молельни».
И, видимо, донос на тех, кто ходил в Лужскую синагогу на праздники.
Ролик о Лужской Синагоге, снятый краеведом Натальей Божко
Ривош умер в 1904 году и тоже похоронен на Лужском еврейском кладбище, его могила хорошо сохранилась. (ЦГИА СПб. Фонд 861. Опись 1. Дело 1665, стр. 7)
Возвращаясь к своему предку Рашалу: когда я нашла запись о том, что он похоронен на Лужском кладбище, мне стало особенно досадно: здесь лежит мой предок, а кладбище в таком запустении, что я даже не могу найти точное место захоронения и ухаживать за ним. Да и дело не только в том, что предок мой. Эти места были оккупированы во времена ВОВ – чудо, что вообще осталось хоть что-то. И многие потомки, наверняка расселившиеся теперь по всему миру, понятия не имеют о том, что здесь лежат их предки. И я же могу что-то сделать, чтобы кто-то нашел свои корни, раз уж судьба привела меня сюда.
Кроме того, это кладбище – это история дореволюционных местечек, гимназий, усадеб, судеб героев Первой и Второй мировых войн. Это история отношений между людьми: в архивах я нашла дореволюционный документ (ЦГИА СПБ Ф. 254, оп. 1, д. 8328), где местный русский лужанин заступился за человека из еврейской общины, которого собрались выселять – и добился, чтобы этого старика, больного раком, оставили в покое; он тоже похоронен на этом кладбище. Это наши общие корни. Это наш общий символический капитал. И рожденные на лужской земле купеческие еврейские внуки имеют награды за оборону Ленинграда…
У меня не так много возможностей, хотя кое-что мы сделали. У меня маленький ребенок, и живу я в Москве… Чего бы я хотела? Сделать так, чтобы это кладбище было приведено в порядок, официально признано, нанесено на карту, мало-мальски охранялось… Я надеюсь, что еврейская община Петербурга сможет как-то взять кладбище под свое крыло.
И, конечно, я очень хочу найти могилу своего прапрапрадедушки Фишеля и ухаживать за ней.
Я не еврейка, но мне не все равно. Мы должны думать друг о друге. Так получилось, что я знаю некоторых потомков Белой эмиграции – так вот, в тех кругах есть довольно известная история, когда в одном европейском городе именно еврейская община пожертвовала эмигрантам недостающую сумму для строительства православного храма. Я считаю это высшим проявлением человечности, существование ради смысла, который выше, чем ты сам.
Разбирая квартиру бабушки Галины, я нашла на дальней полке завернутый в бумагу еврейский молитвенник – сидур Малки Фишелевны, умершей в 1949 году. Этот сидур пережил революции, войны, репрессии, переезды и эвакуации. Я передала его Марку Михайловичу Бруку в Израиль. Его сын сказал мне: «Еще недавно я не знал, как звали мою прабабушку, а сейчас иду в синагогу молиться по ее сидуру!». Вот ради таких историй сидур и поехал на Святую землю.
Спасибо большое неравнодушным жителям Луги, Игорю Половинкину, Наталье Божко, вашему издательству и Санкт-Петербургским архивам!
Ксения Чернова
Фотографии из архива Ксении Черновой
Читать доклад Ксении Черновой о ее предках – лужских евреях
От редакции:
Если вы хотите помочь Ксении и принять участие в приведении в порядок Лужского еврейского кладбища, напишите нам: editor@jeps.ru
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2