30.06.2016
Счастливчик Саша Филановский… Разыскивается человек, выживший в расстреле евреев Локни
Москвичка Белла Звягина разыскивает Александра Филановского – человека, ставшего свидетелем гибели ее родных.
Александр Филановский – тогда ему было 11 лет – единственный, кто чудом выжил после расстрела евреев Локни в 1942 году. Локня – поселок, расположенный в двухстах километрах от Невеля (о расстреле невельского гетто мы писали ранее тут).
Обелиск на месте расстрела в Локне |
Не зря говорят, что много смертей – статистика, а одна смерть – трагедия. В Локне – в поселке городского типа в Псковской области 2 февраля 1942 года фашисты расстреляли 38 человек: 37 евреев и одного цыгана. Кто-то подумает: что такое три десятка человек по сравнению с четырьмястами тысячами погибших в Варшавском гетто? Но у Беллы Звягиной в Локне погибли бабушка, брат отца и его дядя. Сегодня Белла пытается дополнить те немногие воспоминания, которые ей удалось собрать по крупицам.
Железнодорожная станция Локня появилась в 1901 году на дороге «Дно-Новосокольники». Постепенно это местечко в черте оседлости заселили евреи. Занимались извозом, ремеслами. В 1926 году в Локне жили 368 евреев. К 1939 их осталось всего 193. Сказывалась миграция внутри страны: многие молодые люди уехали учиться в большие города.
Религиозная жизнь местечка продолжалась и во времена советской власти: в Локне был тайный хедер.
В 1941 году на территорию Псковской области пришли фашисты. Дальше все разворачивалось по обычному «сценарию». Вот, что вспоминает о событиях тех лет Исаак Болотовский, успевший выехать из Локни: «Все говорили, что нужно уезжать. Но приходил наш сосед Колядницкий, который был в немецком плену в I Мировую войну, и рассказывал, что немцы – культурные, образованные люди, что отношение к пленным было хорошим». Так что, многие медлили – промедление стоило им жизни.
Борис Звягин, отец Беллы Звягиной, вспоминает о том, как погиб его брат Хаим: «Мой брат связался с партизанами. Представлял себя русским. Ходил босиком и с крестом на шее. Ночью его обнаружили на чердаке..., нашли у него комсомольский билет и поместили в помещениях салотопки, где находились другие арестованные. Его водили по улицам, избивали плетками, замучили и расстреляли неизвестно, где...
Всех евреев поместили в доме Иоффе и расстреляли у противотанкового рва у МТС вблизи деревни Данилово».
Но, как мы уже писали выше, одиннадцатилетнему мальчику Саше Филановскому удалось выжить. Таких, как он, называют родившимися в рубашке.
В ответ на запрос Беллы Звягиной из Яд Вашем, мемориального комплекса истории Холокоста в Иерусалиме, прислали протокол допроса Саши Филановского: (Допрос провели в том же феврале 1942 года в Локнянском РО НКВД): «...Когда началась Великая Отечественная Война, мне было 11 лет. В посёлке Локня осталось несколько семей евреев... Я жил с мамой и братьями в доме по улице Социалистическая 11. ...Второго февраля подъехала крытая машина с немцами – стали стучать в двери, ломать их, бить прикладом окна. Ворвавшись в дом в 23 часа, стали насильно выгонять стариков и детей. Всех посадили в машину и увезли за посёлок, в здание Локнянской МТС.
Там предложили всем сойти с автомашины и автобуса, завели всех в дом, а затем по списку по два человека стали выводить на улицу. Мы догадались, что нас привезли на расстрел, но нам никто ничего не говорил, зачем нас везут, и что с нами будут делать.
Когда очередь дошла до меня, то меня вызвали с братом Моисеем 16 лет. Мать и двоюродную сестру увели раньше.
Нас с братом вывели за сарай МТС. Там мы увидали вырытую большую яму. Нам предложили встать на колени, лицом к яме и несколько немцев выстрелили в нас из револьверов. Я и брат упали в яму. Пуля прострелила мне шапку, но в голову не попала. Я упал с испугу. В яме были ранее расстрелянные. Я отполз в угол ямы и там притаился. После привели двух моих братьев и тоже расстреляли. Затем расстреляли и всех остальных. Я лежал в углу ямы и не показывал, что остался жив. После расстрела немцы подошли к яме и засыпали её комьями земли и снегом, а затем ушли. Когда всё стихло, я потихоньку выбрался из ямы и стал пробираться в село Павлово. Когда я выбирался из ямы, у меня слетел один валенок, и я босой добирался до ближайшей деревни. В деревне у одного колхозника я выпросил валенки. Он их мне дал и посоветовал пробираться в советский тыл. Я послушал его и пошел по направлению к Плоскошинскому району, где, как мне сказали, стояли части Красной Армии. В Плоскошь я пришел 10 февраля 1942 года. Там действительно были советские войска».
Белла Звягина живет в Москве, она кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Геологического института РАН. Она надеется: вдруг счастливчик Саша Филановский жив? Ведь ему сегодня может быть 85 лет – многие доживают до этого возраста. Ей хотелось бы услышать от него рассказ о последних днях своих родных. По слухам, после войны Александр Филановский жил в Петербурге (еврейская молодежь из Псковской области чаще уезжала учиться и жить в Питер). Могила Филановского А. Г. 1930 есть на Еврейском кладбище – но, может, это его однофамилец? И даже если Александра уже нет в живых, возможно, у него здесь остались родственники, с которыми можно было бы пообщаться?
Просим отозваться тех, кто был знаком с Александром Филановским!
Пишите нам на адрес [email protected] или в комментариях к этой статье.
Мария Конюкова
От редакции. Несколько месяцев назад публикация на нашем портале помогла директору Музея истории Невеля собрать сведения о расстрелянных невельских евреях – на просьбу прислать фотографию и имена погибших родственников откликнулось немало петербуржцев. Надеемся, что общими усилиями мы сможем помочь и Белле Звягиной в ее поисках.
***
Приложение. Cписок евреев, убитых гитлеровцами в Локне в 1941-1942 годах
Аксельрод Роза, мать
Аксельрод Валя, дочь, 2 года
Эпштейн София, мать Аксельрод Розы
Берескин (?) Григорий Григорьевич, 12 лет (двоюродный брат Филановских Григория и Моисея)
Зеликфельд Лев
Зеликфельд Рахиля, жена
Зеликфельд Абрам, сын, 14 лет
Зеликфельд Рая , дочь, 10 лет
Звягина Бейля Иосифовна, мать, 54 года
Звягин Хаим Борухович, сын, 17 лет, – замучен и расстрелян вместе с партизанами в 1941г.
Иоффе Залман, отец
Иоффе Вита, мать
Иоффе Шура, сын , 17 лет
Квартерников Афроим, отец
Квартерникова Сора Иосифовна, мать
Квартерникова Фрида Афроимовна, дочь, 20 лет
Колоницкий Арон Яковлевич, отец
Колоницкая Елизавета, мать
Орлов Семен , 7 лет, приемный сын Колоницких
Кубланова (имя неизвестно, пожилая женщина)
Майрович , отец, 72 года
Майрович Дора, дочь
Майрович, сестра отца
Минц Мария, 10 лет (двоюродная сестра Филановских Григория и Моисея)
Рабинович Абрам, отец
Рабинович Мария, мать
Рабинович Соня, дочь, 16лет
Рабинович Ноя, сын, 12 лет
Рубин Жаломбеся (так в расшифровке Яд-Вашем, в оригинале нрзб.,возможно, Шолом-???), отец
Рубина Хновыля (так в расшифровке Яд-Вашем, в оригинале нрзб.) – возм. Хана-Бейля (?), мать
Рубина Евгения, дочь, 25 лет
Рубин Ося, сын Евгении, 4 года
Соминский Захар, 65 лет
Филановская Зинаида Яковлевна, мать, 24 года
Филановский Валерий, сын , 3 года
Филановская Нина Савельевна, мать, 39 лет
Филановский Григорий, сын, 15 лет
Филановский Моисей, сын, 16 лет
Цвик Яков, повешен в 1941 г.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2