Все проекты
Общину поддержали 30930 раз

Соломон Штыкан. Авангардист-конформист

С 1918 года в Москве, Петрограде и др. появились ВХУТЕМАС — Высшие художественно-технические мастерские. Ровно 100 лет назад, в мае 1921 года, ВХУТЕМАСовцы громко заявили о себе, организовав в Москве выставку Общества молодых художников. Расскажем о творческой судьбе одного из выпускников ВХУТЕМАСа — Соломона (Залмана) Штыкана.

Соломон (Залман) Штыкан прожил в СССР сравнительно счастливую и долгую жизнь. Он скончался в 1972 году в Москве в возрасте семидесяти пяти лет. Не секрет, что в Советском Союзе многим приходилось прикладывать неимоверные усилия к тому, чтобы просто работать по специальности и умереть своей смертью в собственной постели. Жизнь Соломона Штыкана — яркий тому пример.

Небольшое наследие

Соломон Штыкан был талантливым художником — и одаренным конформистом. Эпоха, в которой он родился и прожил жизнь, не позволила ему целиком реализовать себя. Что от него осталось? Несколько графических работ, свидетельствующих о большом таланте. Фото монумента советской конституции, простоявшего на Тверской площади Москвы с 1918 по 1941 год. Архивные справки. Несколько писем. Вот и все. Даже прямых потомков нет: Соломон Миронович был бездетен.

Вот скупая биографическая справка о жизни художника с одного из сайтов, посвященных искусству: «Штыкан Соломон Миронович (1897–1972). Советский художник-график, преподаватель. Родился в Двинске Витебской губернии. В 1921 году поступил на Литографическое отделение Полиграфического факультета ВХУТЕМАСа.

Учился у В. А. Фаворского, В. Д. Фалилеева, П. В. Митурича, Н. Н. Купреянова. В 1921 году принимал участие в работе над папкой „Революционная Москва — Третьему конгрессу Коммунистического Интернационала“. В качестве дипломной работы в 1928 году исполнил папку литографий „На культурном фронте“.

В 1928 — начал работать ассистентом на отделении литографии. Окончил ВХУТЕИН в 1929 году. По окончании института преподавал во ВХУТЕИНе (Высший художественно-технический институт) и в Московском полиграфическом институте».

Свою ли жизнь прожил Штыкан? Какой была бы его судьба, не выпади его лучшие годы на время правления советской власти?..

Побег от отца-тирана

Все началось с побега. Двинский купец I гильдии, хозяин кожевенного завода Меер Штыкан обладал деспотическим характером. Он видел в своих сыновьях Мовше-Бере и Залмане исключительно продолжателей собственного дела. Дети бунтовали. Все четверо — два сына и две дочери — сбежали из дома, несмотря на богатую жизнь, которую им обеспечивал отец. Каждый бунтовал по-своему. Например, Мовша-Бер без согласия отца женился на бесприданнице. Залман восстал по другой причине: он хотел стать художником, а не специалистом по обработке кожи.

Восемнадцатилетний Залман со старшей сестрой Миной переехали из родного Двинска в Пензу. Естественно, без отцовского благословения. Там Залман поступил в художественное училище. Почему в Пензу? Дело в том, что в пензенском искусстве тогда, если так можно выразиться, царил Ефим Равдель (о нем мы писали), которому в 1920 году предстояло возглавить московские ВХУТЕМАС. Равделя считали одним из лидеров «левого», пролетарского направления, к которому мечтал принадлежать начинающий художник Штыкан.

ВХУТЕМАСовцы. Слева Соломон Штыкан. Из двухтомника, выпущенного к выставке «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», которая состоялась в ноябре 2020 — апреле 2021 гг.ВХУТЕМАСовцы. Слева Соломон Штыкан. Из двухтомника, выпущенного к выставке «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», которая состоялась в ноябре 2020 — апреле 2021 гг.

Мина Штыкан вышла замуж за Равделя. В 1919 году родился их единственный сын Владимир, убитый во время Холокоста в Лиепае. Судьба Ефима и Мины Равдель неизвестна до сих пор.

Что слезы матери?

Но вернемся к Штыкану, который так хотел примкнуть к новому искусству. Молодость часто бывает безразлична — даже к слезам матери. Вот письмо, которое в 1941 году Ривка Штыкан, мать четырех беглецов, прислала своему сыну Мовше-Беру, брату нашего героя:

«Дорогой мой сынок Борис! Я тебе очень благодарна, мой дорогой, за теплые твои письма. С тех пор, что получаю известия от тебя, я намного успокоилась. Не могу только смириться со своим одиночеством. Очень тоскую по родной душе и постоянно мечтаю о встрече с тобой и твоим единственным братом. Ведь так долго я не видела вас — подумай, с 1918 года. Но, если бы я была моложе на тридцать лет, то мое терпение выдержало бы еще некоторое время. Но при теперешнем моем возрасте и слабом здоровье мне каждый день очень дорог... хочется успеть посмотреть на вас своими собственными глазами. Прошу вас, мои любимые, делайте все возможное, чтобы удовлетворить мое горячее желание...».

Письмо Ривки Штыкан, подписанное также ее внуком Владимиром РавделемПисьмо Ривки Штыкан, подписанное также ее внуком Владимиром Равделем

Надежды матери не сбылись. Началась война. Ривка вместе со своим внуком Владимиром Равделем погибла в Холокосте на территории Литвы...

«На воспитание к сапожнику»

Передо мной — автобиография Соломона Штыкана, которую он написал собственноручно в 1950 году. «Отец занимался торговлей, мать — домашним хозяйством. До пятилетнего возраста я был отдан на воспитание к одному сапожнику».

Автобиография Соломона ШтыканаАвтобиография Соломона Штыкана

Какой сапожник? Когда это купцы I гильдии отдавали своих детей сапожникам? Штыкан это попросту сочинил, понимая: такая биография убережет его от неприятностей. Дальше он пишет, что порвал с родителями. Воевал на фронтах Гражданской войны. В общем, вполне советская биография человека «из народа».

Почему Залман стал Соломоном?

Возникает вопрос: почему Залман стал Соломоном? Многие советские евреи брали себе имена на манер русских под предлогом того, что еврейские имена-де труднопроизносимы для русскоговорящего человека. Так Давиды становились Дмитриями, Соломоны — Сергеями, а Сарры — Софьями? Но почему Штыкан сменил одно еврейское имя на другое? Можно только высказать предположение: возможно, Залман Штыкан назвал себя в честь своего друга — художника Соломона Флейшмана, который жил и творил в Риге и скончался в 1970-х годах. Кстати, его сын Лазарь Флейшман — известный специалист по творчеству Бориса Пастернака. Живет в США.

Соломон ФлейшманВ первом ряду: Соломон Флейшман, справа от него Соломон Штыкан. Фото из архива родной сестры Соломона Штыкана - Штырель Штыкан. Предоставлено Нине Цивиной Борисом Иткиным из Петах-Тиквы

Монумент конституции

Из двухтомника, выпущенного к выставке. Слева — монумент конституции. Справа Соломон Штыкан с сокурсниками. Он выделен на фотоИз двухтомника, выпущенного к выставке. Слева — монумент конституции. Справа Соломон Штыкан с сокурсниками. Он выделен на фото

Двухтомник, выпущенный к выставкеДвухтомник, выпущенный к выставке

Самым известным творением Соломона Штыкана стал уже упомянутый монумент советской конституции. Его возвели на месте снесенного большевиками памятника герою русско-турецкой войны Михаилу Скобелеву. На постаменте нового монумента возвышался 26-метровый трехгранный обелиск, основание которого было обито фанерными картушами с социалистическими лозунгами. С 1924 по 1993 год памятник изображался на советском гербе Москвы. В апреле 1941 монумент взорвали. Согласно одной из версий, планировалось заменить обелиск скульптурой Сталина, но эти планы не были реализованы. В 1954 на месте уничтоженного монумента открыли конную статую основателя Москвы Юрия Долгорукого. Главное творение Соломона Штыкана навсегда кануло в Лету. Во время войны в эвакуации Соломон Миронович отвечал за наглядную агитацию в городе Фрунзе.

Соломон ШтыканСоломон Штыкан

Его жена — Маруся ШтыканЕго жена — Маруся Штыкан

Герои труда в манере Рембрандта

Что еще осталось от сына богача, который так хотел стать адептом «левого» искусства? Некоторое количество графических работ, которые безусловно свидетельствуют о таланте художника.

Видно, что Штыкан был отлично знаком с работами старых мастеров. Вот только серия работ называется «На трудовом фронте». Перепуганные вусмерть советские художники ловко маскировались. Они поняли: главное — конъюнктурная тема. А дальше возможны творческие эксперименты. Сколько мы видели портретов героев труда, которые исполнены в явно импрессионисткой манере? Вот и проживший полную жизнь при коммунистах Соломон Миронович Штыкан рисовал героев труда так, что сразу становилось ясно: он знаком как с работами советских авангардистов, так и с рисунками Рембрандта.

Только свою ли жизнь он прожил? Полностью ли реализовал свои способности?..

Мария Конюкова

Благодарим прихожанку Синагоги Нину Цивину, двоюродную внучку Соломона Штыкана, за идею статьи и помощь в подготовке материала.

 


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину