07.08.2018
Ефим Равдель. Взлет и неудачи «красного» художника
Жительница Петербурга Нина Цивина рассказала корреспонденту нашего издания о своем дальнем предке Ефиме Равделе, поднимавшем искусство авангарда в послереволюционные годы.
1918 год. Гражданская война, интервенция, голод, разруха и террор. В эти тяжелые годы вдохновением для художников, принявших Октябрьскую революцию, служило новое направление в искусстве – авангард. Творчество их было наполнено пафосом революционного романтизма.
В отличие от коллег на Западе, русский авангард не собирался ограничиваться выставками и изданием альманахов. Деятельность наиболее активных представителей этого направления была направлена на повсеместное утверждение идей «левого» искусства.
Левые художники-авангардисты назначались уполномоченными по созданию Государственных свободных художественных мастерских в провинциальных городах вплоть до Сибири. Обычно они же становились заведующими отделом изобразительного искусства губернских отделов народного образования и подчинялись центральному Наркомпросу, возглавляемому А.В. Луначарским.
Недоучившийся скульптор
Одним из таких молодых активистов-авангардистов был 25-летний Ефим Равдель, назначенный в апреле 1918 года заведующим Отделом искусств пензенского губсовета. Выходец из мещанской семьи, он с ранних лет интересовался искусством, особенно его привлекала скульптура. В 1914 году Ефим вопреки желанию отца поступает вольнослушателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но Первая мировая война нарушила планы – через год Равделя мобилизовали на фронт.
После революции недоучившийся скульптор приезжает на родину в Пензу и устраивается декоратором театра «Просвещение» при Совете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Там художник оформил десять спектаклей, но неуемному темпераменту Ефима было тесно на театральных подмостках.
Как погиб памятник Марксу
В апреле 1918 года Равдель был назначен заведующим Отделом искусств пензенского губсовета. В связи с приближающимся 100-летием со Дня рождения Карла Маркса Равдель выполнил из 300 пудов глины и гипса его 6-метровую фигуру. Памятник был торжественно открыт 1 мая на Соборной площади Пензы напротив бывшего губернаторского дома. Это был первый памятник, поставленный в Пензе Советской властью. В газете «Правда» вышла статья известного революционного деятеля Бела Куна под названием «Пензенский памятник»: «Далеко от лондонского кладбища, где ютится могила с простою каменной плитой, в глубине первого пролетарского государства вырос первый памятник первому мыслителю и борцу пролетариата, первый общественный памятник Марксу...»
Монумент был неприятен многим жителям, не поддерживающим революционных идей. И месяца не прошло, как памятник тайно ночью уничтожили.
Движущийся натюрморт и Спартак в красной тоге
Коллеги по цеху не всегда встречали с одобрением деятельность Ефима Равделя. В своих мемуарах бывший преподаватель художественного училища, на базе которого новый комиссар создал Пензенские государственные свободные художественные мастерские, И.С. Горюшкин-Сорокопудов писал: «…после Октябрьской революции начинается тот развал и ненормальные безобразия, которые носили характер вандализма, что я взял на себя смелость здесь написать. В 1918 году из Москвы был назначен комиссаром по искусству некто Ефим Равдель. Это первый период развала в Пензенском художественном училище...».
Надо отдать должное новому руководству: при использовании мастерских бывшего училища, весь накопленный там реквизит и учебные пособия бережно сохранялись. Но были и новшества. Равдель решил, что ученики художественного училища должны сами планировать учебный процесс. Вводились новые приемы изображения. Например, связывали хлам в одну кучу, на веревке подвешивали к потолку, кто-то раскачивал эти вязанки, а остальные должны были рисовать. Акция называлась «Натюрморт в динамике».
Но особую память о себе у земляков эксцентричный комиссар оставил, когда на виду всего города во время Октябрьских праздников проехался на вороном коне в тоге на манер римской, только красного цвета, изображая Спартака.
Все же главным делом Ефима Равделя была работа по созданию государственных свободных художественных мастерских. Руководящий совет ГСХМ состоял из преподавателей и подмастерьев, между которыми периодически возникали трения. Урегулированием конфликтов занимались «особоуполномоченные». В качестве такого эмиссара Ефим Равдель выезжал в Пермь, Екатеринбург, Оренбург.
Московский виток карьеры
Из Пензы Равдель был переведен в Екатеринбург первым уполномоченным Наркомпроса. Руководил закупками произведений художников-авангардистов для музеев. В его заявке было зафиксировано «79 произведений русских художников для пополнения русских музеев городов Екатеринбурга, Вятки, Пензы, Уфы, Златоуста и Перми».
В 1920 году Ефима Равделя отзывают в Москву на должность уполномоченного Отдела изобразительного искусства народного комиссариата просвещения. Там его деятельность по реорганизации Высших государственных художественных училищ была замечена самим Луначарским и горячо поддержана соратником и другом наркома Штеренбергом. Возникает идея на базе двух училищ, Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского, создать Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Они должны были стать кузницей творцов прикладного искусства, способных своими утилитарными работами развивать вкус населения.
Первые студенты ВХУТЕМАС. 1920 г.
От чистого искусства – к прикладным мастерским
В ноябре 1920 года Давид Штеренберг рекомендует Ефима Равделя на должность первого ректора свежесозданного ВХУТЕМАСа. 29-летнему ректору ставится задача преобразовать художественные мастерские двух училищ в производственную базу нового искусства. ВХУТЕМАС должен был задавать тон в пролетарском искусстве. В новом учебном заведении организуется восемь факультетов: архитектурный, живописный, скульптурный и прикладные – полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий. Равдель преобразует керамические мастерские и создает не только учебные, но и чисто производственные мастерские, в которых выпускается необходимая молодой республике Советов продукция. Для этого и создавался ВУЗ для рабочих вместо Академии художеств, которую закрыли сразу после революции. Студенты должны были получить хоть и художественное, но ремесло.
Город на рессорах, дома на ножках
Архитекторы придумывали функциональные дома на ножках, которые вращались вокруг своей оси, давая возможность каждому жителю видеть и восход и закат солнца из своего окна. Основатель промышленного дизайна Антон Лавинский, преподававший во ВХУТЕМАСе, однажды увидел, как машина сбила маленькую девочку. Потрясенный этой страшной сценой, в своем проекте «Город на рессорах» спланировал целый комплекс зданий, под которыми проходила безопасная автомагистраль.
Пьеса на 350 актеров
Несмотря на горы организационной работы, Ефим Равдель не отказался и от возможности побыть в роли театрального художника, к которой прикипел еще в Пензе. Когда в 1921 году в Москве готовились к масштабному мероприятию – III Конгрессу Коминтерна, в помещении бывшего цирка Саламонского, что на Цветном бульваре, решено было попотчевать разноплеменных делегатов спектаклем «Мистерия-Буфф» по пьесе Маяковского.
Представление спланировали с размахом – в нем участвовало 350 актеров. А для постановки и оформления пригласили ведущих режиссеров и художников того времени. В их числе были руководитель Еврейского камерного театра Грановский, художники Натан Альтман и Ефим Равдель.
Как Равделя «ушли» из ВХУТЕМАСа
На прикладные факультеты: металлообработки, деревообработки, текстильный, керамики было мало желающих из рабочего сословия. Талантливые молодые люди стремились на факультеты так называемого «чистого искусства» – скульптуры, живописи, графики, поскольку до революции их туда не принимали. В результате прикладные мастерские пустовали, а профессура и студенты – приверженцы старой школы – возмущались царившей у них теснотой. Но Ефим Равдель упорно стоял на своем и не отдавал площади мастерских представителям «чистого искусства», сколько мог, сдерживая натиск. Посыпались жалобы на самый верх, вплоть до наркома Луначарского и самого Ленина. К 1923 году уже наметились перемены и в руководстве страной, левые идеи в искусстве стали сдавать позиции, во ВХУТЕМАСе некоторое преобладание получило влияния представителей «чистого искусства».
В результате всего этого в 1923 году на должность ректора вместо жесткого в своих левых взглядах и бескомпромиссного Равделя был избран преподававший на живописном факультете известный график В.А. Фаворский.
Отъезд из Москвы
Равдель принимает решение уехать с семьей в Латвию, в Либаву (ныне – Лиепая), где жили родители его жены. В этом ему помогает Осип Брик, с которым Ефим был дружен.
Паспорт жены Равделя Мины, выданный 23 ноября 1923 г. в Риге.
Далее пути первого ректора ВХУТЕМАСа теряются. Есть сведения, что семья переехала в Германию, которая в то время для многих художников была притягательна именно сильным авангардистским течением, потом оказались в Варшаве. Именно оттуда после раздела Польши в Либаву бежал к своей бабушке в 1939 году его 20-летний сын Владимир.
Теща Ефима Равделя Ривка Штыкан.
К сожалению, их постигла та же участь, что и 60% процентов евреев Европы.
Лиепая. Братская могила расстрелянных евреев.
Судьба же самого Ефима Равделя и его жены Мины, урожденной Штыкан, неизвестна до сих пор.
Благодарим Маргариту Озерову за помощь в подготовке материала.
Елена Севенард.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2