08.05.2020
Петербургские улицы, названные в честь евреев-героев войны
Улицы Коновалова, Котина, Галлая... Мы ходим по ним и не знаем, что названы они в честь евреев – героев войны
В канун 9 мая мы встретились с Максимом Персоном, руководителем проекта jewmil.com, посвященного евреям-участникам и героям Великой Отечественной войны.
Речь зашла о петербургской городской топонимике. Ведь в нашем городе немало улиц названы в честь героев войны. Причем таких названий становится больше: появляются новые улицы, всплывают новые имена. Среди них есть и имена героев-евреев.
Улицы Коновалова и Плоткина
Например, в Красносельском районе в 2012 году открылась улица адмирала Коновалова. Об этом герое-подводнике мы уже писали. Не все знают, что настоящее имя легендарного Владимира Константиновича Коновалова, командира подлодки Л-3 – Вульф Калманович.
Герой Советского Союза, Контр-адмирал Коновалов Владимир (Вульф) Константинович (Калманович) 1911 – 1967
А во Всеволожске есть улица летчика, героя Советского Союза Михаила Николаевича (Меира Нисановича) Плоткина – о нем мы тоже писали. 8 и 9 августа 1941 года он бомбил Берлин (и именно за это получил Золотую Звезду), потом защищал Ленинград, в 1942 году не вернулся с боевого задания...
Герой Советского Союза, майор Михаил Николаевич Плоткин 1912 – 1942
Улица Котина
Котин и Кошкин
А еще в Петербурге есть улица Котина. Она находится в Красносельском районе, между Ленинским проспектом и улицей маршала Казакова. Название получила еще в 1980 году, через год после смерти Жозефа Яковлевича Котина.
Котин с 1937 года (тогда ему еще не было тридцати) был главным конструктором Кировского завода. Под его руководством были созданы знаменитые советские танки моделей «КВ» и «ИС». Это расшифровывалось как «Климент Ворошилов» и «Иосиф Сталин». Наряду со знаменитым Т-З4 (кстати, его разработал конструктор Кошкин – странно созвучные фамилии) это были самые успешные советские танки. До войны Котин работал в Ленинграде, но в 1941 году вместе с заводом был эвакуирован в Челябинск, где было создано огромное (75 тысяч работников!) предприятие по производству бронетехники – «танкоград». В послевоенные годы опять работал в Ленинграде, а в 1968 стал замминистра оборонной промышленности СССР.
Герой Социалистического Труда, генерал-полковник Жозеф Яковлевич Котин 1908 – 1979
Зелик становится Жозефом
Странная карьера для еврея, не так ли? По документам Котин не был евреем, хотя все знали о его происхождении. До сих пор в Википедии можно прочитать, что он «родился в семье обрусевших поляков». Но вот что вспоминает заслуженный танкист и инженер полковник М. К. Баданес, служивший в конце войны на Подвижном Танко-агрегатном ремонтном заводе в составе действующей армии:
«Мой командир Зарецкий и Жозеф Котин были друзьями детства, а потом вместе учились в Академии. В какой-то момент Котин поменял имя Зелик на Жозеф и стал в документах и в анкетах в графе «национальность» писать «русский», или иногда записывался поляком. Зарецкий об этом узнал, сильно возмутился, не смог понять и простить подобный поступок, и отношения между ними стали сугубо официальными (интервью Григорию Койфману)».
Не очень красивая история, конечно... Но в 30-е годы еврейское происхождение еще не затрудняло карьеру – называться поляком было куда опаснее. Трудно сказать, что двигало Котиным. Человеком он был достойнейшим, это подтверждают все знавшие его, в том числе тот же Баданес.
Полковник Михаил Кусилевич Баданес 1919 г.р.
Зальцман и заряженный пистолет
В Ленинграде и Челябинске Котин работал вместе с Исааком Моисеевичем Зальцманом. Тоже яркая личность... Он был директором Кировского завода, потом Челябинского «танкограда», а после войны – Челябинского тракторного завода. Одно время он был наркомом танковой промышленности СССР. Это был блестящий организатор производства. Но человек своего времени, порою жесткий, суровый. На столе у него постоянно лежал заряженный пистолет – правда, в ход он его не пускал. Начальников цехов, которые не справлялись с работой, он «разжаловал» в простых рабочих и ставил к станку. Был случай, когда он, разгневавшись, «сослал» проштрафившегося конструктора на фронт, заместителем командира танковой бригады по технической части, потом остыл, разрешил вернуться – а человек уже погиб. В то же время он заботился о рабочих, об их питании, быте. И у него были принципы. В 1949 году он отказался дать показания против своих друзей, арестованных по «ленинградскому делу». Самого его арест миновал, но он был исключен из партии и восемь лет работал сменным мастером в глухой провинции. И только по праздникам, к неудовольствию своего начальства, надевал свой генеральский мундир со звездой Героя Социалистического труда, с орденами Суворова, Кутузова, Отечественной войны ... А закончил он свои дни опять-таки в Ленинграде. Очень долго – с 1959 по 1986 год – он был директором Ленинградского механического завода, который, можно сказать, создал с нуля.
Улицы Зальцмана в Петербурге пока нет, зато есть в Челябинске.
Герой Социалистического Труда, генерал-майор Исаак Моисеевич Зальцман 1905 – 1988
Улица Галлая
Марк Галлай, летчик и доктор наук
Ул. Галлая появилась на карте в 2014 году – к столетию со дня рождения легендарного испытателя. Она находится в районе Комендантского аэродрома. Там много улиц, названных в честь летчиков.
Марк Галлай родился в Петербурге. Семья его была из Волковыска, но отец летчика, Лазарь Моисеевич, как инженер имел право жительства в столице. Мать Галлая, Зинаида Александровна, была актрисой разговорного жанра – рассказывала русские народные сказки. Семья интеллигентная и абсолютно ассимилированная. Марк Галлай не имел никакого представления о еврейских традициях, об иудаизме. Но евреем себя ощущал.
Он закончил Ленинградский политехнический институт и одновременно летную школу. Были и другие летчики с инженерными дипломами (например, Громов), но Галлай единственный в СССР летчик-ученый, доктор технических наук.
Герой Советского Союза, полковник Марк Лазаревич Галлай 1914 – 1998
Галлай, Гагарин и «Поехали!»
Галлай воевал не на Ленинградском фронте. Летом 1941 он как летчик-истребитель участвовал в обороне Москвы. Во время первого ночного налёта фашистской авиации на Москву 22 июля Галлай сбил самолет Дарнье-212, за что был награжден Орденом Боевого Красного знамени. Потом служил в 128 бомбардировочном авиаполку на Калининском фронте, а с мая 1943 – в так называемой Авиации дальнего действия, предназначенной для бомбардировки целей в глубоком тылу противника. Но в июне того же года он был сбит в районе Брянска, прыгнул с парашютом, сумел выбраться к партизанам и был вывезен через линию фронта. После этого он вернулся к работе испытателя. Звание Героя Советского Союза Галлай получил именно как испытатель, в 1957 году. Год спустя он вышел в запас и сам больше не летал, но работал в Летно-Исследовательском институте, участвовал в подготовке первых космонавтов (знаменитое гагаринское «Поехали!» – это поговорка Галлая, эти слова он всегда говорил при старте), написал несколько книг воспоминаний...
В Ленинград Галлай больше не возвращался. Но сформирован он нашим городом.
Максим Персон:
– Если вы спросите меня, в честь какого героя мне хотелось бы, чтобы была названа улица, я отвечу: Свердлова. Вся жизнь Героя Советского Союза, командира отряда торпедных катеров Абрама Григорьевича Свердлова прошла в нашем городе, и Золотую Звезду он получил, защищая Ленинград. За годы войны его отряд потопил семь вражеских судов водоизмещением более 7 тысяч тонн – это уникальный результат. |
Если у вас есть информация о евреях-участниках Великой Отечественной войны, просим Вас связаться с Максимом Персоном по электронному адресу [email protected]
Беседовал Валерий Шубинский
А вот еще статьи о евреях-героях войны, созданные на основе интервью с Максимом Персоном:
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2