Все проекты
Общину поддержали 30789 раз

В Синагоге побывал внук легендарного ленинградского раввина Абрама Лубанова

Михаил Брауде, живущий в Калифорнии, внук легендарного раввина ленинградской синагоги Абрама Лубанова, побывал в местах своего детства и поделился воспоминаниями о дедушке.

В 2015 году мы опубликовали воспоминания старшего внука Абрама Лубанова – Рувима. Недавно в петербургской Синагоге побывал младший внук р. Лубанова - Михаил Брауде.

Михаил Брауде у входа в Синагогу Петербурга. 2019 г.

Пух и перья

Конец 60-х. Шестилетний мальчик бегает по пустым гулким залам синагоги и вдруг неожиданно влетает в одну из комнат. А там - шум, гам, кудахтанье, в воздухе носятся клубы пуха и перьев. Это оказалось помещение, где шойхет резал кур. Таким через пятьдесят лет осталось самое яркое детское воспоминание о Большой Хоральной Синагоге в памяти внука известного и почитаемого ленинградского раввина Абрама Лубанова.

Миша Брауде. 1966 г.

Маленького Мишу ограждали от религиозной жизни деда, боясь, что по живости характера в порыве наивной общительности он что-то расскажет соседям или друзьям и тем самым навлечет на семью неприятности.

Два литра молока

Родился Михаил Брауде уже после того, как семье раввина Лубанова, до этого ютившейся в маленьком помещении при Синагоге, государство выделило двухкомнатную хрущевку на Алтайской улице. В одной комнате спали родители и близнецы Миша и Саша.

В другой - бабушка с дедушкой и старший брат Рувим. Была еще ниша без окна, где стоял письменный стол. Там проводил время в последние годы редко покидавший квартиру раввин Абрам Лубанов.

Р. Абрам Лубанов (справа Миша Брауде)

Незадолго до смерти ему ампутировали из-за начавшейся гангрены ногу, и передвигался он в коляске, привезенной в подарок из Америки. В синагогу они с ребецн ездили на такси, уезжая в пятницу до наступления шабата и возвращаясь вечером воскресенья.

Супруги жили напряженной духовной, несколько отстраненной от бытовых проблем жизнью. Михаил вспоминает, что бабушка много молилась, а у дедушки был свой заведенный порядок, в котором он делил сутки на две половины. Вставал очень рано, читал Талмуд, а после обеда ложился отдохнуть на пару часов. Затем снова садился за книги и занимался часов до двух ночи. Раввин с супругой строго соблюдали кашрут, у Михаила отложилось в памяти, как бабушка регулярно посылала его купить два литра молока за 56 копеек.

Миша Брауде. 1969 г.

Но родители, понимая, что растущим детям необходимо мясо, потихоньку, чтоб не огорчать старших, покупали докторскую колбасу.

Квартира находилась на первом этаже, и, когда уже прошедший бар-мицву старший брат надевал тфилин, приходилось днем задергивать шторы.

На Песах в дом к раввину приходило много людей, чудом размещавшихся в крохотной квартирке. Расходиться всех просили по одному с интервалом в 5-10 минут, чтобы не привлекать внимания соседей.

«Королевский подарок»

Одним из ярких воспоминаний детства стал приезд из Америки раввина Таля. Когда маленький Миша вернулся из школы, он увидел сидящего на диване массивного бородатого мужчину. Тот о чем-то увлеченно беседовал с дедушкой на идише. Подозвав мальчика, гость протянул ему упаковку жевательной резинки. На следующий день в школе Миша чувствовал себя королем, милостиво одаривающим одноклассников несметным богатством.

Смерть дедушки

20 августа 1973 года дедушки не стало. Старший брат Рувим именно в этот день должен был вернуться из Сочи, куда ездил отдохнуть во время студенческих каникул. 9-летний Миша встречал его на улице. По виду мальчика и задернутым шторам Рувим понял, что в семье случилось несчастье. Он опустился на скамейку перед входом в подъезд, выслушал брата и, тяжело поднявшись, пошел в дом. На похороны младших не взяли, их отвезли на несколько дней в Павловск к тете.

Миша и Саша Брауде у тети в Павловске

Официальной бар-мицвы у Миши не было, но в памяти остались поздравления незнакомых взрослых людей, которые приходили поздравить внука покойного уважаемого раввина.

Отъезд

В 1982 году Мише исполнилось 16 лет, и ему пришла повестка в военкомат явиться на приписную комиссию. К этому времени старший брат уже был в Америке, и семья, испугавшись призыва в армию, приняла окончательное решение тоже эмигрировать. Заявление на выезд подавали в городском ОВИРе на улице Желябова. Михаил запомнил радостное лицо матери, когда им сообщили о положительном решении и дали три месяца на сборы. Поехали в городок Элизабет штат Нью-Джерси, куда Рувима в свое время пригласили опекавшие его на первых порах раввины - почитатели покойного Абрама Лубанова. В Ленинграде Миша учился в музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова, но в США продолжать музыкальное образование не стал, закончил технический колледж, перебрался на другое побережье в Калифорнию, где вместе с другом основал небольшую фирму по оказанию коммуникационных услуг. В этой компании он работает и по сей день.

В гостях у рава Зильбера. Израиль. 1989 г.

Бывшая квартира «батюшки»

Михаил Брауде в Большой Хоральной Синагоге. 2019 г.

В 2019 году Михаил приехал в родной город и захотел посмотреть на дом, где прошло его детство. Солнечным не по-питерски днем приехал на Алтайскую улицу, обошел двор, зашел в свою парадную. Увидел мужчину, который открывал почтовый ящик и спросил, не знает ли тот, кто сейчас живет в квартире. Мужчина насторожился, нахмурился:

– А вам на что? Ну, я здесь живу...

Михаил рассказал, что больше 25 лет назад он там жил с родителями и дедом, который был раввином ленинградской синагоги. Мужчина смягчился, заулыбался:

– Да-да, мне рассказывали, что раньше здесь жил какой-то уважаемый батюшка...

И пригласил зайти в квартиру. Там почти ничего не изменилось, Михаил узнавал комнаты, вид из окна. В памяти всплывали шкафы, забитые книгами, тесная ниша со столом, у которого склонился над Талмудом дедушка.

Михаил Брауде 2019 г.

Члены религиозной общины часто приглашают родственников раввина Лубанова, чтобы послушать воспоминания о нем. Михаила спрашивают, почему никто из внуков не пошел по стопам деда, продолжая его раввинскую стезю. Брауде отвечает, что дед и родители боялись репрессий советских властей и поэтом старались оградить детей от религиозной стороны жизни. Потомки раввина Лубанова не стали соблюдающими евреями, но благоговейно чтут память своего великого деда.

Фото из архива семьи Брауде

Елена Севенард

Воспоминания Рувима Брауде, старшего внука р. Лубанова, читайте тут


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину