11.04.2023
Михаил Ерминсон, «дежурный» в ленинградской Синагоге
Недавно мы рассказали о находке, сделанной в Синагоге при разборке полов: благодарственное сотрудникам ленинградской мацепекарни (1968 г.).
Автор отдельно благодарит некоего Михаила Иссакиевича (авторское написание, на самом деле – Исааковича, прим. ред.) Ерминсона за «предупредительное и весьма внимательное обращение с посетителями». Мы попросили откликнуться тех, кто может знать этого человека. Ведь это история нашей Синагоги, нашей общины. И отклик пришел! Нам написала внучка Михаила Исааковича. Публикуем ее невероятно трогательное письмо и фотографии.
***
Добрый день! Меня зовут Аза, и пишу я вам из Америки, из Бостона. Мне переслали вашу статью об этом удивительном письме, которое было найдено недавно в Синагоге. В этом письме упоминается имя: Михаил Исаакович Ерминсон. Это – имя моего незабываемого и очень любимого Дедушки и Человека, который практически вырастил меня.
Он был портной – в молодости, в Петрограде. У него в то время было свое ателье и, как рассказывала моя мама, к нему шли артисты и музыканты. У него явно был изысканный вкус и чувство стиля. Я убедилась в этом, когда один раз случайно нашла у нас в комнате, уже после его смерти, кем-то изданную брошюру, на обложке которой было написано: «Модели Миши Ерминсона».
Но, кроме этого, от природы у него был прекрасный музыкальный слух и любовь к искусству, к красоте, к живописи.
Он пережил и испытал очень много невероятных страданий и потерь за свою жизнь (1892–1977), и Синагога была для него, я думаю, тем местом, где он мог быть самим собой, тем, кем он родился: евреем, евреем из Невеля.
Живя в тяжелой и многонаселенной коммунальной квартире, он не мог позволить себе того, что он находил в стенах ленинградской Синагоги. (Я помню, как он закрывал дверь нашей комнаты на задвижку и уходил в свой угол, за портьеру, и там молился… И просил меня, маленькую девочку, не открывать дверь).
Может быть, любовь к музыке и почти что ежедневные поездки в Синагогу для него были уходом от той трудной реальности, в которой он жил и выживал.
Коричневый патефон, пластинки Шаляпина и Неждановой – это то, что я так хорошо помню. И еще была мандолина, на которой он часто играл, опять же, по слуху! Свою любовь к музыке он старался передать мне. Так я стала играть на скрипке (может быть, и музыкальный слух от него?)
Михаил Исаакович Ерминсон с женой и внучкой Азой. И с мандолиной!
И в 1964 году меня приняли в Специальную Музыкальную Школу, которая находилась на переулке Матвеева, так близко к Синагоге!
Как же счастлив был Михаил Исаакович, когда мы садились с ним на трамвай №11 около нашего дома и ехали на Театральную площадь, где он приводил меня в школу, шел в Синагогу на Декабристов, а вечером забирал меня из школы, гордо неся мой скрипичный футляр, и, опять же, на трамвае №11 мы вдвоем возвращались назад, на Загородный проспект!
Театральная площадь, 1960-е. Источник: pastvu.com
Михаил Исаакович умер в 1977 году и похоронен на Преображенском Кладбище.
Могила Михаила Исааковича Ерминсона. Источник: https://gravlov.com
Последний раз я стояла у его могилы в 2014 году. И рассказывала ему о своей такой уже другой жизни, о том, что я все еще играю на скрипке и работаю в одном из лучших оркестров мира. И что, конечно, в этом и его заслуга. И о том, что думаю о нем каждый день…
Аза Райхцаум
И снова задаю ему свой вопрос из детства, который всегда задавала, когда он так красиво играл на своей мандолине:
- Дедушка, почему ты плачешь, когда играешь?
И его ответ:
- Музыка, она за сердце… трогает…
И его слезы лились еще сильнее…
Aza Raykhtsaum, violinist, Boston Symphony Orchestra
Фотографии из ее семейного архива
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2