Все проекты
Общину поддержали 30929 раз

«Господи, что это был за человек!» Воспоминания об Анатолии Шперхе

21 января ушел из жизни замечательный педагог Анатолий Шперх. К окончанию «шивы», 7-дневного траура после похорон, публикуем подборку воспоминаний о нем.

21 января ушел из жизни замечательный петербургский педагог Анатолий Шперх. Его безвременная – в 56 лет – смерть от ковида потрясла всех. Страница Анатолия Шперха в фейсбуке заполнилась множеством публикаций – его друзья, коллеги, ученики, френды, подписанные на него в соцсетях в один голос говорят: это невосполнимая потеря, мы бесконечно ценили этого человека, но только теперь в полной мере поняли масштаб его личности и ту роль, которую он играл в нашей жизни.

31 января заканчивается «шива», семидневный траур после похорон. К этой дате мы подготовили подборку воспоминаний и фотографий. Историями и / или фотографиями поделились: Марина Белицкая, Марина Карпова, Айзик Рохлин, Валерий Столов, Мойше Трескунов, Мария Чистякова, Михаил Эпштейн.

Марина Белицкая, завуч еврейской школы «Менахем»

С Анатолием Альбертовичем Шперхом мы работали в школе «Менахем» больше 20-ти лет, и он был для меня неотъемлемой ее частью. Когда появилась его Школа инженерного мышления, я, зная, сколько сил и времени она будет забирать, с ужасом поняла, что Толя от нас уйдет. Но он сказал: «Нашу школу я никогда не брошу, два дня в неделю я для нее всегда найду». И находил, несмотря на огромную занятость в последние годы. Он был единственным учителем, через которого «проходили» все наши дети с 1-го по 11-й класс. Он учил не просто информатике – он учил думать. Это, наверное, самое главное, что может дать учитель. Он многому научил и нас, преподавателей: ведь большинству пришлось осваивать современные технологии с нуля и в весьма солидном возрасте.

Анатолия Альбертовича не стало – и не стало огромного мира. Хотя я до сих пор не могу поверить, что ушел прекрасный, талантливый, интеллигентный человек...


На открытии нового здания школы, 2007 г. Фото из архивов школы «Менахем»

Айзик Рохлин, художник и преподаватель Торы

Школа «Менахем» открылась в 1995 году. А Толя пришел туда спустя пару лет учителем информатики. В школе царила атмосфера энтузиазма и творчества. Мы задумали создать интегрированные программы, где еврейские знания были бы включены в школьные предметы. Вместе с Толей мы сделали проект «Синагога, открытая для всех». Я отвечал за часть, касающуюся еврейской традиции, а Толя подключил к этому компьютерные технологии. И это в 1998 году! Программа оказалась настолько успешной, что к ее финансированию подключился Джойнт. Мы провели несколько семинаров, к нам приезжали учителя со всего СНГ. Нам, организаторам, не хватало элементарной компьютерной грамотности. Набрать текст в ворде, да еще и его сохранить было подвигом. Компьютер казался «злым духом», с которым надо воевать. Но Толя помогал, объяснял все, начиная с языка программирования – он ничего не делал вполсилы! Толя сразу стал для нас не просто сотрудником, но и другом.
Мы встречались только на работе и жили работой, но наше общение в стенах школы было насыщенным и взаимно обогащающим. Вместе с Валерием Борисовичем Столовым, который был тогда директором школы, мы устраивали фарбренгены, или симпозиумы, с качественными шотландскими и другими национальными напитками. Это было интеллектуальное дружеское общение.

Такое же единодушие у Толи сразу образовалось и с большим кругом других людей. В конце 90-х – начале 2000-х Илья Дворкин затеял экспедицию по местечкам Подолья и Прикарпатья. Толя участвовал в этой поездке. Со связью в те годы было плохо, и его умение налаживать работу через компьютерные клубы очень выручало. Он много снимал и фотографировал, а потом сделал для наших выпускников компьютерную программу «Штетл». Он и сам начал основательно знакомиться еврейской традицией, археологией, символикой.

Толя мог произвести впечатление «кабинетного» человека, но на самом деле был заядлым путешественником. Наша первая поездка по Украине была в 1999 году, и он приехал к нам измученный прямиком из Абхазии, где творились страшные дела. Толя и в Израиле сумел отличиться – об одном из походов сам он рассказывал с юмором, а координатор программы «Мельтон» при Иерусалимском университете – с ужасом. Это был поход по пустыне Сдом с ночевкой. «Представь, - смеялся Толя, – в пустыне ни души, а фотоаппарат-то пропал!». Впрочем, думаю, что впечатления, которые он получил в ночной пустыне, того стоили.


Беер-Шева, 2003 г. Фото предоставила Марина Карпова


Иерусалим, 2002. Фото предоставила Марина Карпова

Потом появился проект «Новая еврейская школа» во главе с Ханой Ротман. Это был очаг творческой деятельности. Одной из задач проекта было обучать преподавателей еврейских школ изобразительному искусству, истории, еврейской истории – и компьютерной грамотности. Толя стал незаменимым сотрудником НЕШ. Однажды мы обсуждали программу по информатике для слушателей нашего семинара. Хана Ротман с тревогой спросила: «А что если пропадет интернет?». Я говорю: «Но это же Толя! Он проведет урок информатики даже посреди Средиземного моря!».


Семинар в Москве, 2002 г.. Фото предоставила Марина Карпова


2002 г. Фото предоставила Марина Карпова

В те годы не было зума и вотсапа. Но Толя умудрялся делать видеоконференции. И он не просто сидел с нами как оператор – он впитывал знания по еврейской традиции и сам нам многое подсказывал. Он никогда не был просто техническим исполнителем – все ему было интересно и важно, он во все вникал и живо участвовал.

Толя время от времени успевал заходить к Мойше Трескунову на уроки Талмуда и заряжался там энергией. Во всех его делах и занятиях просвечивала его еврейская душа.
Благодаря умению работать с информационными системами Толя всегда оказывался впереди, становился другом и советчиком преподавателей. В школе к нему относились как к высшему авторитету в области компьютерных технологий. Часто прибегали с воплем: «Ой! Интернета нет! Что делать?!». Он спокойно отвечал: "Подо-жди». И моментально все налаживал. Он вообще был человек с тихой и спокойной манерой общения. Он не повышал голос на учеников, но говорил свое: «Подо-жди» - и спокойно объяснял, в чем ошибка.


На уроке информатики, 2007 г. Фото из архивов школы «Менахем»

Он говорил тихо и застенчиво, но на самом деле был человеком уверенным, с ясным видением, и видел намного дальше, чем большинство.

В последние годы Толя много занимался инновационной педагогикой. Когда началась пандемия и школа перешла на «дистанционку», он не делал из этого трагедию – наоборот, объяснял, как использовать онлайн-формат для приобретения полезных и глубоких знаний.

В последние пару лет мы встречались редко, так как работали в школе в разные дни. Но часто созванивались. В трубке раздавался его голос: «Ай-зик?», и сразу начинался разговор про какую-нибудь интересную новую программу.

Он для меня родной человек еще и потому, что работал с моим сыном Захаром, светлой памяти. С ним можно было вспоминать те времена и события. И это была часть моей души.

Толя по образованию инженер-технолог, что дало ему прекрасные практические умения. Руки у него были золотые. Все, что попадало к нему в руки, работало. Когда появились первые тупые мобильники с примитивными фотокамерами, он говорил: «Да ты посмотри, какие снимки можно ими делать!». И показывал свои фотографии: крупным планом цветы, капли росы, забавные насекомые... Точно так же десятилетия спустя он показывал нам, как работать в зуме и сделать из него эффективный образовательный инструмент.

А его его «мастерилки» с ребятами из детского сада «Гранатик»! Он учил детей 5-6 лет делать разные штуки из подсобных материалов. Я после урока рисования с детьми этого возраста выползаю, будто вагон кирпичей разгрузил. А он делал это легко и спокойно.

Это был педагог от Б-га. Сегодня сферу образования заволакивает липким туманом серости и рутины. Но умел взлететь над этим туманом и вытащить за собой счастливцев, попавших в круг его общения.

Наверху виднее, когда каждому из нас пора покинуть этот мир. Но для нас уход Толи – огромная потеря, брешь, которую ничем не заполнить.


По инициативе Марины Карповой и Евгения Левина, его друзьям и коллегам по НЕШ, в лесах Иерусалима в память об Анатолии Шперхе будет посажено дерево.

Валерий Столов, историк, бывший директор еврейской школы «Менахем»

Я дружил с Толей с того момента, как он появился в школе, в 1997 или 1998 году. Все эти дни, прошедшие после его смерти, передо мной проходят воспоминания. И сначала я вспоминаю даже не его самого, а идеи, проекты, разговоры – а потом передо мной встает образ Толи, и я понимаю, что это с ним мы этот проект обсуждали, он меня к нему подключил.


На празднике последнего звонка, 2012 г. Фото из архивов школы «Менахем»

Это был удивительный человек. Безмерно скромный и интеллигентный – но при этом, благодаря своему интеллекту и провидческому дару, указывавший нам путь.

Он делал уникальные вещи, которые не делал никто в России. В «Гранатике» он занимался с дошкольниками техническим конструированием. Помню, незадолго до пандемии Толя объявил запись на мастер-класс на своей странице в Фейсбуке. Но уже вскоре сообщил: «Вынужден прекратить прием», потому что за час к нему записалось немыслимое количество людей.

Когда он публиковал посты в соцсетях, вокруг них тут же вскипало массовое обсуждение. Он поднимал темы, волнующие людей.

Когда весной в школах страны ввели дистант, и идея, по сути, провалилась, Толя переживал. Он считал, что за дистанционным обучением будущее, но подходить к этому нужно не по-чиновничьи, а творчески.

Горько, когда безвременно уходит друг. Но одновременно с этим возникает ошеломляющее чувство: «Г-споди, что же это был за человек!». Похоже, только сейчас становится понятным, какого масштаба личность была рядом с нами. Педагог, философ образования, методист... Достаточно посмотреть, как взорвался интернет после 21-го числа. Десятки, сотни людей выражали скорбь, переживали шок. Видно, что Анатолий Шперх повлиял на судьбы множество людей. Это был большой педагог, которого можно поставить на одну доску с выдающимися фигурами в этой области.

Мойше Трескунов, руководитель Информационного отдела петербургской Синагоги

Толя иногда заходил ко мне на уроки Талмуда. Сразу включался, ему не нужен был пересказ содержания «предыдущих серий». Его немногочисленные вопросы всегда радовали. По ним было видно, что он все до конца понимает. А если уж спрашивает, то там, где действительно непонятно. И еще, мне кажется, в его вопросах был виден интерес к тому, как относится Тора к человеку и его природе. Об этом он спрашивал больше всего.

Совсем не помню, как мы познакомились. Скорее всего, у Ханы Ротман в проекте «Новая еврейская школа». Когда вместе с Захаром Рохлиным, светлой памяти, мы придумали Экспресс-курсы по иудаизму, у Захара возникла идея, что хорошо бы выкладывать аудиозаписи лекций для тех, кто не смог прийти или хочет повторить. И Захар сразу сказал, что аудиокаталог сделает нам Толя, «будет не сразу, Толю надо пинать, но это я беру на себя». Толя был очень занят, работал сразу на нескольких работах, участвовал во множестве проектов. И да, действительно Толя нам его сделал – совершенно безвозмездно. Когда нам потребовалось реконструировать аудиокаталог и извлечь файлы, снова помог Толя, и снова безвозмездно.

Мария Чистякова, замдиректора в Школе Инженерного Мышления ЛНМО

Анатолий Альбертович Шперх пришел работать в ЛНМО в 2015 году. Тогда впервые был открыт 5-й академический класс, и нужен был педагог, который реализовал бы «инженерное направление» в рамках дополнительного образования ребят. Так в ЛНМО появились «инженерные мастерилки», которые проходили два раза в неделю.


«Мастерилки». Фото из архивов ЛНМО

Ребята Анатолию Альбертовичу понравились, он увидел возможность создать в рамках ЛНМО новое инженерное направление, о котором мечтал – свою «Школу инженерного мышления».

В 2017 году был впервые открыт 7-й инженерный класс ЛНМО на площадке 241 школы. Анатолий Альбертович принял 25 ребят, и началась работа по построению новой модели образования, связанной с воспитанием современного специалиста-инженера.

Структура ЛНМО как нельзя больше подошла для всех самых смелых замыслом Анатолия Альбертовича. ЧОУ ОиДО «ЛНМО» работает как центр дополнительного образования, заключая с государственными школами договор о взаимодействии для совместной работы с ребятами, поступившими в профильные классы. Обучение в ЛНМО – это большой комплекс, где общее образование и дополнительное интегрированы, а на основании полученного фундаментального образования ребята могут создавать проекты и исследования в Системе научных семинаров и спецкурсов. Такая структура позволила Анатолию Альбертовичу воплотить все свои замыслы: собрать уникальный коллектив учителей физики, математики, программирования, которые осуществляют общее образование в классах 241 школы, разработать программы дополнительного образования (электроники, 3D-моделирования, цифровой лаборатории и так далее). Анатолий Альбертович хорошо понимал, что перед ребенком должна быть поставлена высокая цель, он должен увлечься созданием проекта или исследования. Именно поэтому под его руководством в ЛНМО в рамках Системы научных семинаров и спецкурсов ежегодно открывались различные семинары, осуществлялись поездки в Фаблабы, на предприятия, организовывались инженерные экскурсии.


2019 г. Фото из архивов ЛНМО

Начиная с 2017 года в рамках работы площадки ребята сделали десятки проектов, от простых, таких как термостаты для выращивания растений до уникальных: новую модель синтезатора, инновационное крыло - конвертоплан, различные модели и элементы электромобилей, мобильные тележки для перевозки грузов и даже барокамеру для лечения коронавируса, с которой ребята выступали на федеральном телевидении.

В 2020 году сразу две команды ребят с инженерной площадки впервые приняли участие в Балтийском научно-инженерном конкурсе и стали призерами крупнейшего всероссийского соревнования, где им пришлось до 40 раз представлять свою работу на стендовой выставке-ярмарке перед представительным жюри. Осенью 2020 года ребята стали победителями и призерами регионального этапа Wordskills - и это, пожалуй, оказалось самой высокой и важной победой.

В то же время Анатолий Альбертович продолжал вести и мастерилки для 5-6 классов, по его программам были открыты и работают комплексные кружки для маленьких ребят. Мастерилки, основанные на авторской программе, обязательно включали в себя объяснение простыми словами сложных физических законов, и только после теоретической части ребята начинали конструировать на основании собственных инженерных идей. Никогда преподаватель не навязывал собственных методов, а если подсказывал, то делал это так, что вдохновлял своих учеников на новые свершения.


Фото из архивов ЛНМО

Таким образом, он создал совершенно уникальную педагогическую технологию, позволяющую развивать инженерные способности с младшего школьного возраста, выстраивать многоступенчатый образовательный маршрут для учащихся, где каждая программа является одним из этапов в становлении молодого инженера.

Это был уникальный руководитель, который имел широчайший кругозор, позволяющий ему выстраивать концепцию работы инженерного направления школы максимально широко и современно. Он скрупулезно работал над учебными планами, формируя их так, чтобы ребята максимально развивались и в то же время не были совсем перегружены. Он заботился о каждом ребенке, стараясь подобрать ему научного руководителя и семинар по душе, показать различные петербургские предприятия, познакомить с техническими вузами и их перспективами.

Он создавал особую атмосферу в своей Школе инженерного мышления, где учатся 150 его ребят, потому что обучение сопровождалось историями о развитии транспорта, о космосе, о важности использования всех функций гаджетов, которыми владеют ребята, о многом, многом другом.

Когда руководителем становится педагог, обладающий тончайшей интуицией, редким нравственным камертоном, способностью принимать абсолютно правильные педагогические решения, ориентированные на развитие ребенка, в его школе царит гармония, спокойствие, уважительное отношение друг к другу. Именно такой стала «Школа инженерного мышления» за те пять лет, которые ею управлял Анатолий Альбертович Шперх.

Много лет Анатолий Шперх работал экспертом в секции «Техника» Балтийского научно-инженерного конкурса, параллельно собирая вокруг себя сообщество научных руководителей из регионов, разрабатывая для них программы взаимодействия, работая над резолюциями для внедрения изменений в систему образования. Основные программы Фонда поддержки научной и научно-технической деятельности молодых ученых «Время науки», связанные с взаимодействием с регионами, были разработаны Анатолием Альбертовичем Шперхом.

Анатолий Альбертович много лет подряд был организатором Летней школы ЛНМО, где разворачивал целые инженерные программы, связанные с погружением ребят, например, в создание резиномобилей и организацией соревнований.

В 2019 году он разработал проект лектория «Принцип ответственности», получил грант Фонда президентских грантов и в течение целого года привлекал уникальных лекторов, которые не просто читали лекции, но и участвовали в дискуссиях о гуманитарных проблемах технического знания. Научное просветительство – это еще одна важнейшая его миссия, которую он осуществлял практически ежедневно. Сегодня каждый может посмотреть лекции – самого Шперха и других специалистов, каждый может продолжить работу этого лектория, заявив о своем желании познакомить ребят с интересными техническими явлениями.

Масштаб личности Анатолия Альбертовича Шперха освещал собой жизнь площадки, и каждый, кто воспитывался в его классах, понимал особую роль инженерной деятельности, свою особую миссию инженера как человека, который преображает мир.
Теперь площадка осиротела. Но ребята - его ученики - точно знают, что они пронесут через всю жизнь память об Анатолии Альбертович Шперхе и постараются стать такими же, как он, альтруистами, благородными мечтателями, созидателями, преображающими мир.

И еще несколько фотографий. Их предоставил директор «Эпишколы» Михаил Эпштейн

 


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину