28.10.2024
Альбом семьи Безбородко-Рогозиных попал в родные руки
Некоторое время назад мы опубликовали статью по просьбе обратившегося к нам Юрия Чернова, в руки которого волею судеб попал старинный альбом с фотографиями, принадлежавший семье Безбородко. Альбом остался после смерти одинокой сотрудницы психологической службы по профориентации подростков «Вектор» Риммы Александровны Безбородко, коллеги супруги Юрия. Родных Риммы не удалось найти в Санкт-Петербурге. О ней самой рассказала Мария Конюкова.
В статье мы просили откликнуться родственников семьи или всех, кто что-то знает о них. Теперь мы можем рассказать о том, как счастливым образом старинный альбом благодаря неравнодушию посторонних людей вернулся в семью Безбородко и обрел новых хозяев.
Фотографии должны попасть в родные руки
Когда мы задали вопрос Юрию Чернову, почему он взялся разыскивать родственников Риммы, то услышали такой рассказ.
- Меня самого всегда интересовали собственные предки, я пытался выстроить родословную своей семьи, специально ездил на родину мамы, собирал там информацию. Когда я увидел этот альбом, то решил, что он должен остаться у тех, для кого изображенные на фотографиях люди не чужие. Римма Александровна умерла в больнице, ее квартира была опечатана, поскольку наследников не нашлось. А через полгода, когда наследственное дело закрыли, к администрации компании «Вектор», где до своей кончины работала Безбородко, обратились представили жилконторы с просьбой разобрать вещи бывших хозяев. Однако среди ее вещей не обнаружилось ничего, что позволило бы как-то отыскать родственников: ни писем, ни открыток, ни номеров телефонов. Только старый альбом.
Для меня история началась в тот момент, когда Елена принесла альбом к нам домой с просьбой отсканировать некоторые фотографии. Первоначально у сотрудников была мысль передать альбом в музей Военно-морского флота, где уже находились награды отца Риммы Александра Ильича Безбородко, ветерана Великой Отечественной. Я понимал, что это не раритет, таких альбомов в музеях тысячи, и этот не представляет музейной ценности, а потому ему уготована судьба долгие годы пылиться в запасниках. Я предложил сначала попытаться все же найти родственников семьи Безбородко, для которых портреты запечатленных в нем людей будут не просто картинками.
Первым делом я связался с представителями МВД Санкт-Петербурга и израильским консульством, но ни те, ни другие не смогли помочь. Тогда я позвонил в Большую Хоральную Синагогу, и секретарь связала меня с редакцией сайта. Так и была опубликована статья о поиске родственников Безбородко. Параллельно я через родственника жены, живущего в США, нашел контакт Кати, дочери покойной двоюродной сестры Риммы – Инны. Катя прочитала статью о моем поиске и связалась с родственниками, живущими в разных странах. Она же дала мне координаты троюродной сестры Риммы из Ярославля. Мы думали, что альбом останется у нее, но родственники между собой решили переправить его в Германию. Нам было важно, чтоб круг замкнулся, и альбом попал в родные руки, где он сохранится для будущих поколений семьи.
Юрий и Елена Черновы
«Я согласилась отправить альбом в Германию». Рассказывает Тамара Безбородко
Тамара Безбородко, троюродная сестра Риммы Александровны, живет в Ярославле. Туда перебрался из Петрограда еще в 30-е годы ее дед, владелец зеркальной мастерской, спасаясь от большевистского террора. Тамара узнала о смерти Риммы и существовании альбома от той самой Кати из Америки. Затем с ней связался Юрий, который посвятил ее в подробности всей истории.
Тамара рассказала:
- Я видела Римму первый и последний раз 12 лет назад, когда приезжала в Петербург и приходила вместе с Инной, в то время прилетевшей из США, навестить тетю Риту, маму Риммы. Когда-то у нас была большая дружная семья. Мой дедушка и дед Риммы и Инны были родными братьями, они беспокоились друг о друге, были всегда в курсе событий семей. Со временем эти связи ослабли и наше поколение, троюродных, уже общается между собой лишь эпизодически. Тесная связь оставалась только с Ириной из Германии и покойной Инной. Когда Ирина попросила переправить альбом ей, я сразу согласилась. Тем более, что она, как представитель питерской ветви нашей семьи, больше знала о родственниках, изображенных на фото в альбоме. Я связала Юрия с Ириной, и он переправил фотографии ей в Германию.
«Этот альбом сблизил нас». Рассказывает Ирина Безбородко
Итак, альбом попал в Германию. О финале истории поведала Ирина Безбородко.
- Я была поражена той работой, которую проделал Юрий Чернов, и испытываю к нему искреннюю благодарность и признательность. Это так необычно и трогательно в наше время, когда посторонний человек прилагает такие усилия, чтобы вернуть семейную реликвию родным. Как ни странно, печальная история с Риммой вновь сблизила нас с еще живыми родственниками.
До революции наш общий прадед владел в Петербурге зеркальной мастерской, в которой работали и его сыновья. Мой отец, Георгий Лазаревич Безбородко и отец Риммы Александр Ильич – двоюродные братья. У Александра был родной брат – Лев Ильич Безбородко, отец Инны, эмигрировавшей в 80-е годы с семьей в США. Обе двоюродные сестры – Инна и Римма – получили образование психолога. Был еще один двоюродный брат Яков, который жил в Ярославле и у которого была дочь Тамара.
Дед Тамары
Мой отец Георгий Лазаревич был очень общительным и открытым человеком. Во времена моего детства и юности все семейные праздники, дни рождения отмечались большим кругом родственников собирались у нас на улице Марата.
Отцы Ирины и Тамары – двоюродные братья
Взрослые приходили с детьми. Я была самая старшая, поэтому с сестрами мне тогда было не очень интересно, но наши родители гуляли весело и дружно. Поэтому в этом альбоме я нашла много знакомых лиц.
Ирина Безбородко в юности
Существует интересная легенда по поводу фамилии Безбородко. Мы всегда удивлялись, откуда у нашей семьи, чистокровных евреев, такая известная аристократическая фамилия. Когда Инна попала в США, она нашла там дальнего родственника, чьи предки уехали еще до революции. Он и рассказал, что у князей Безбородко был сын, который в начале 19 века женился на еврейке и был проклят своей семьей. Вместе с еврейской женой он уехал в Среднюю Азию, а его потомки и стали родоначальниками нашей фамилии.
К сожалению, на момент смерти Риммы в Петербурге уже не было никого из родственников ни со стороны ее отца, ни со стороны матери.
Римма Безбородко в детстве
О ее смерти и существовании альбома я узнала от своей родственницы из Мюнхена, которая в свою очередь получила сообщение от Кати, дочери Инны Безбородко. Изначально была идея передать альбом в Ярославль. Я позвонила Тамаре и попросила разрешения забрать его, поскольку в Германии живут родственники, которые больше осведомлены о судьбах членов семьи. Это потомки двоюродной сестры отца Риммы.
Двоюродная сестра отца Риммы с мужем.
Хотелось расшифровать эту семейную историю и оставить ее для детей и внуков. Тамара согласилась и дала мне координаты Юрия Чернова. Я связалась с ним, горячо поблагодарила и объяснила наше решение. Как раз случилась оказия, в Петербург приехала знакомая из моего города Регенсбурга. Елена Чернова встретилась с ней и передала альбом. И так он попал в мои руки.
Ирина Безбородко с альбомом
У меня большие планы: я хочу заняться идентификацией всех людей, изображенных на фото. Хотя многих я помню очень хорошо.
Елена Севенард
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2