Все проекты
Общину поддержали 29715 раз

Как американские евреи помогали русским. Вышла книга М. Бейзера об истории «Джойнта»

Как американские евреи помогали русским. Вышла книга М. Бейзера об истории «Джойнта»

На обложке этой книги – фотография начала 1920-х годов. Советская Россия, еврейские сироты, за их спинами – две надписи. На одной – название «Джойнта» на идише. На другой – лозунг: «Дети – цветы коммунизма».

Евреи ссср книга М. Бейзера Джойнт

– Вот такая ирония судьбы: помощь эти дети получали от «Джойнта», а растили из них «цветы коммунизма», – говорит историк Михаэль Бейзер, автор книги «Relief in Time of Need» («Помощь в час нужды»), только что вышедшей в издательстве «Славика» Университета Индианы.

В своей книге д-р Бейзер рассматривает историю деятельности «Джойнта» в первые 10 лет его существования – с 1914 по 1924 год. Михаэль Бейзер выступает здесь не только как историк и исследователь, но и как человек, досконально знакомый с «Джойнтом» изнутри начиная с 1989 года. Он был одним из тех, кто стоял у истоков возрождения деятельности «Джойнта» в России и сегодня является советником директора его русского отдела.

Предисловие к книге написал Ральф Голдман – легендарный руководитель «Джойнта», ровесник и символ этой организации, умерший в прошлом году в возрасте 100 лет.

Книга издана на английском языке. Переводиться на русский язык она в ближайшее время не будет. И это очень жаль, учитывая то, какую роль «Джойнт» сыграл в истории евреев России и, в частности, Петербурга.

Мы попросили д-ра Бейзера хотя бы вкратце рассказать о содержании книги.

Как и почему возник «Джойнт»

«Джойнт» был образован в 1914 году, чтобы помочь справиться с бедствиями, которые принесла с собой Первая мировая война. Европа остро нуждалась в помощи. Нельзя сказать, что она не оказывалась. В Петербурге уже в августе 1914 г. был создан Еврейский комитет помощи жертвам войны (ЕКОПО). Он образовался на базе Хозяйственного Правления Большой Хоральной Синагоги, действовал сначала только в Петербурге, а потом стал центральным во всей стране. Возглавлял его Александр Гинцбург – сын Горация Гинцбурга. Это была сильная и эффективная организация, собиравшая огромные средства – во много раз больше, чем другие национальные меньшинства. Но со временем ситуация осложнилась: территория черты оседлости, остававшейся под контролем русской армии, стремительно уменьшалась, количество беженцев неудержимо росло, многие состоятельные люди были разорены войной. Стало понятно, что в одиночку российская еврейская общественность не может справиться с задачей. Евреям Европы, разделенной и разрушенной войной, это также было не под силу. Оставалась только Америка, куда и посыпались призывы о помощи. Так был организован комитет «Джойнт». Назывался он так («Joint» – «Объединенный» – ред.) потому, что первоначально состоял из трех различных комитетов, которые впоследствии объединились. В составе «Джойнта» были и богатые выходцы из Германии, и эмигранты из Восточной Европы – как социалисты, так и ортодоксальные евреи.

Как «Джойнт» помогал в СССР?

1914 – 1917 гг. «Как равные равным»

Помощь «Джойнта» России с 1914 по 1917 год выстраивалась совсем иначе, чем спустя десятилетия, в 90-е годы, когда богатые американцы помогали, а у русских евреев не было ничего. На момент создания «Джойнта» у российских евреев были свои лидеры, пользовавшиеся доверием. Помощь «Джойнта» первоначально составляла не более четверти того, что российские еврейские лидеры собирали сами или «выбивали» у государства. Отношения между лидерами ЕКОПО и «Джойнта» были доверительными, и общались они на равных, как представители двух элит. Барон Гинцбург писал богатому меценату Феликсу Варбургу лично, своей рукой, и подписывался: «Саша». Американская сторона присылала деньги, не опасаясь, что их потратят не по назначению. Именно в силу доверительных отношений «Джойнт» не стал создавать собственную структуру в России, а пересылал деньги через посольство.

После революции. Крах системы доверия

После революции всё смешалось. Как помогать евреям в стране, где царит хаос, частная собственность уничтожена, а частная благотворительность искореняется (что в высшей степени понятно – власть не могла позволить людям существовать независимо от нее). Барон Гинцбург бежал, средства ЕКОПО были конфискованы Наркомфином… Система доверия дала сбой. Возникла проблема, которую я называю проблемой «дистанционного управления». Решения принимались в Нью-Йорке, где люди привыкли к определенным нормам поведения, к существованию правового поля. А помощь должна была оказываться там, где разрушены все связи и царит полный хаос. Информация из России поступала в искаженном, «отцензурированном» виде. Возникла проблема связи – невозможно было просто послать телеграмму из Петербурга в Нью-Йорк. Сложности появились и с переводом денег – невозможно было проследить, какова их судьба, доходят ли они по назначению.

Конфликт лояльностей

Помимо практических проблем возникала масса этических дилемм. Евреи США знали, что на Украине и в Белоруссии погромы, на Волге голод, множество еврейских беженцев, военнопленных, повсюду полно еврейских сирот. Помощь нужна была отчаянно.

Между тем, у США не было дипломатических отношений с советской Россией. Таким образом, евреи США, представители «Джойнта», должны были сделать выбор между лояльностью своей новой родине и еврейскому народу. Еврейские эмигранты приложили огромные усилия к тому, чтобы их приняли в Америке как своих – а тут такой поворот.

Кто разносит «большевистскую заразу»

В ходе гражданской войны стало понятно, что большевики в России одерживают верх. В «Джойнте» прекрасно осознавали: если мы хотим помочь евреям, то должны договариваться с новой властью. В мае-июне 1920 г. представители «Джойнта» прибыли в Москву и подписали первый договор о помощи. Образовался Еврейский общественный комитет помощи жертвам погромов, а существовал на деньги Джойнта. Комитет был большевистским. Между тем, в США большевиков боялись как огня. Евреев нередко обвиняли в симпатиях к большевизму. Помощь «Джойнта» советскому правительству выглядела как акт нелояльности и еще больше подтверждало миф о том, что евреи – разносчики «большевистской заразы».

Помочь сиротам и подставить общину под удар?

Чем больше «Джойнт» сотрудничал с большевиками, тем хуже приходилось старой еврейской общественности, интеллигенции – руководителям ЕКОПО, ОЗЕ (общество здравоохранения евреев), ОРТа. Большевики старались всеми силами оттеснить их от кормушки. В «Джойнте» понимали, что если позволить большевикам уничтожить независимые еврейские организации, это будет настоящий удар по еврейской общины. А если отказаться от контактов с большевиками – еврейские сироты не получат хлеба.

Джойнт в СССР книга Михаэля БейзераКормят петроградский детей. 1921 г. Фотография из книги М. Бейзера

Кормить погромщиков вместе с погромленными

А потом, после продразверстки, начался массовый голод, люди гибли миллионами. И тогда на арену вышла американская общественная организация «АРА» («Americal Relief Administration), ставившая своей задачей восстановление Европы. Они не были любителями большевиков, но считали своим долгом помочь бедствующим людям. Ленин подписал с «АРА» договор. Под эгидой этой организации должен был работать и «Джойнт».

Объединив усилия с «АРА», «Джойнт» оказался еще перед одной дилеммой. Кого кормить? «АРА» требовала, чтобы помощь оказывалась всем голодным, а не только евреям. Деятели «Джойнта» воспринимали это как обязанность вместе с погромленными кормить и погромщиков. Но, опять же, гуманность перевесила все остальные соображения. В пик своей деятельности «АРА» кормила 11 млн. человек, из них «Джойнт» помогал 2 млн. человек. От родственников в США через «Джойнт» и «АРА» на территорию России было переслано около 90 тыс. посылок. Ясно, что родственники в Америке чаще находились у евреев.

Физическая опасность и героизм

Госдепартамент США не сочувствовал отношениям «Джойнта» с Советской Россией и, в любом случае, в условиях отсутствия дипломатических отношений, не мог обеспечить работникам «Джойнта» дипломатическое прикрытие и защиту. Сотрудники «Джойнта», выезжавшие в страны Восточной Европы, действовали на свой страх и риск. Случались трагические происшествия. Так, в 1920 году буденновцы в районе Проскурова (сегодня Хмельницкий) перехватили машину, в которой находились джойнтовцы – профессор Еврейской Теологической семинарии Нью-Йорка Исраэль Фридландер и реформистский раввин Бернард Кантор. Оба американца были убиты. Общественность США испытала настоящий шок: принято было считать, что большевики защищают евреев от погромов. Ситуация казалась настолько немыслимой и неудобной еврейским левым кругам, что около 80 лет по энциклопедиям ходила ложная версия этого убийства; его сваливали то на поляков, то на петлюровцев, то на белых, то на неизвестных бандитов – лишь в 2000 г. мне удалось найти истинный отчет о тех событиях.

Джойнт в СССР книга Михаэля БейзераУ могилы Фридландера и Кантора. Фотография из книги М. Бейзера

Можно по-разному оценивать решения «Джойнта». Неоспоримо одно: эти люди, столкнувшиеся с такими сложностями, вполне могли опустить руки. Но они предпочитали действовать, проявляя при этом немалое мужество.

«Джойнт» в Петербурге

Петербургу было легче, чем, скажем, Украине. Но «Джойнт» действовал и здесь. Комитет старался помогать представителям интеллигенции, которой из-за своей невостребованности приходилось тяжелее всего, и поддерживал еврейские культурные организации. В списках людей, получавших посылки, значится вдова присяжного поверенного Григория Гольдберга, попавшего под трамвай (об этой трагической и, судя по всему, не случайной истории читайте тут). Субсидии от «Джойнта» в 1922 – 1923 годах получал Еврейский университет (где преподавал Дубнов); Еврейское этнографическое общество, Общество просвещения евреев России (ОПЕ), еврейский музей, ГОСЕТ.

Известно, что в последующие годы неофициальным образом «Джойнт» выделял средства Йосефу-Ицхаку Шнеерсону для помощи религиозным кругам. В своей книге я привожу письмо от 1923 года, где Екатеринославская еврейская община и ее раввин Леви-Ицхак Шнеерсон (отец Менахема-Мендела) благодарят «Джойнт» за помощь.

Также в книге я упоминаю письмо раввина Каценеленбогена, где он ходатайствует перед «Джойнтом» о помощи раввинам, в ходе войны бежавшим в Петербург из черты оседлости.

1924 год. Создание «Агроджойнта»

В 1924 году деятельность «Джойнта» в советской России коренным образом изменилась. Советское правительство считало, что России нужна не благотворительность, а конструктивная помощь, нацеленная на то, чтобы помочь людям встать на ноги. Это вполне совпало с позицией Нью-Йорка. Другое дело, что, по представлениям американцев, «продуктивизация» должна была включать в себя помощь малому бизнесу, но в советской России речи об этом идти не могло. Было подписано соглашение об образовании агрономической корпорации «Агорджойнт», цель которой – помогать безработным евреям найти занятость на земле. Было завезено высокоурожайное зерно, высокопродуктивный скот… «Джойнт» начал заниматься в основном сельскохозяйственными вопросами.

В 1938 году «Джойнт» был поставлен в такие условия, что продолжение работы на территории большевистского государства стало невозможным. Организация прекратила свою деятельность в СССР. Деятельность «Джойнта» в нашей стране возродилась лишь в 1988 году. Но это уже совсем другая история.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину