Все проекты
Общину поддержали 29735 раз

Военная география Соломона Эпштейна

Военная география Соломона Эпштейна

До войны Зяма Эпштейн ходил в школу и учился живописи в Доме художественного воспитания детей под руководством С.Д. Левина и К.А. Кордобовского. «Энтузиасты своего дела, очень любящие детей» – так отзывается об учителях Соломон Борисович Эпштейн, петербургский художник-реалист, недавно отметивший 90-летний юбилей. Война круто переменила распорядок жизни: заставила отложить кисти, мальчишкой тушить падающие на город снаряды и… отняла старшего брата.

Рассказывает Соломон Борисович:

– Война для меня началась в поезде Ленинград-Ессентуки: 21 июня 1941 года мы с мамой отправились отдыхать, а утром вблизи Ростова-на-Дону узнали о войне. Обратные билеты в Ленинград удалось взять только на 18 июля. Под Тулой пассажиров со всеми вещами высадили в лесу – поезд понадобился в военных целях. 15 километров мы шли пешком, неся за плечами только самое необходимое. Москву пришлось объезжать с запада по дуге Тула-Калуга-Вязьма-Ржев-Лихославль-Ленинград, проделывая десятки пересадок, ползая под вагонами. Перенеся Б-г знает что, мы, счастливые, приехали в Ленинград, домой! Приехали, чтобы оказаться в блокаде…

В блокаду я тушил пожары. Я помню, как нам – пожарному отряду школьников – выдали медные каски. Для мальчишек 16 лет это было счастье совершенное. Мы лазали всюду, гасили пожары и «зажигалки», а бомбы рвались буквально рядом.

Перемерли почти все…

Евреи на войне Соломон ЭпштейнПортрет брата

Дальше была эвакуация через Ладогу. Нас перевозили на полуторках через Ладожское озеро в фанерных коробах, которые закрывались на защелку. Шофер ехал в кабине без дверей, чтобы выпрыгнуть, если машина пойдет ко дну, а нас как бы похоронили заранее. Из Борисовой Гривы (поселок на берегу Ладоги) нас перевезли в Кобону, где сразу, изголодавшихся, накормили вкусным и сытным обедом – кислые щи с жирным мясом, сарделька с гречневой кашей под подливой. Это была, по-видимому, чья-то чудовищная глупость. Перемерли почти все. Из набитого битком вагона до Ярославля доехало 12 человек.

Портрет убитого поколения

Мой старший брат Давид погиб в Сталинграде. Его портрет я написал по памяти, когда брату должно было бы исполниться восемьдесят лет. Я назвал эту картину «Портрет убитого поколения». В похоронке так и написано – «убит». На портрете не только внешний облик, но и глубокая внутренняя жизнь этого юноши. Он был очень красивый человек, умница, целеустремленный, имел разряды по семи видам спорта.

Евреи на войне Соломон ЭпштейнПоследнее письмо брата

Евреи на войне Соломон ЭпштейнПохоронка

Полежал и встал…

Эвакуация продолжалась. Мы оказались в зерновом колхозе в селе Нины Ставропольского края, на реке Куме. В августе 43-го немцы прорвали фронт под Батайском и ринулись в наступление на Каспий. На виду у немцев мы убегали напрямик через степь, наблюдая всполохи их стрельбы. В одном из ближайших поселений нас встретили местные, ждавшие немцев; они нас окружили и стали распрягать лошадей. У наших председателей были наганы, это и спасло.

Через Ногайские степи, голые как стол, и выжженные, как деревяшка, мы прибыли в Кизляр на берегу Каспия. Там нас сразу мобилизовали грузить мешки овечьей шерсти и бочки с вином, потом посадили на эти же мешки и отправили в Астрахань. По пути мы отливали вино и этим себя поддерживали. Это было вкусное молодое вино.

В Астрахани нас пересадили в теплушки и отправили эшелоном на север, по берегу Волги. Там страшно бомбили. Но ведь известно, что немцы – педанты. Мы просто вычислили время перерыва и сумели проскочить!

До призыва жили в поселке Карабалык – районном центре Кустанайской области. Школа находилась в тридцати километрах от дома, поэтому меня поселил к себе однокашник Истай Умурзаков: я жил у них, а на выходные уходил домой к родителям. Почему меня волки в степях не съели, сам не знаю. Но я не боялся. Это возраст без страха, потому что он не знает цену жизни. Что такое смерть для подростка? Это кинематография: «А-а-а-а», полежал и встал.

Мясо на полторы котлеты

Евреи на войне Соломон ЭпштейнБолее подробный рассказ Соломона Борисовича можно прочитать
в книге воспоминаний евреев-фронтовиков

Наступал 43-й год, мне дали закончить 10-й класс и тут же призвали. В теплушке я прибыл в Тюмень, куда было эвакуировано военно-пехотное училище из Таллина. После недолгого обучения нас выстроили. Командир приказал: «Кто хорошо знает ручной пулемет Дегтярева, два шага вперед!».

Тем, кто вышел вперед, было дано задание. Я выполнил его быстрее, чем товарищи, и командир сказал: «Молодец. Держи и воюй». Так я стал ручным пулеметчиком.

Ручной пулемет от автомата отличается дальнобойностью. Автомат для ближнего боя стреляет на 300-500 метров. А пулемет бьет на 2,5 км. При обстреле я должен был выследить немецкий пулемет, вступить с ним в перестрелку и остаться целым. Я должен был защитить своих бойцов и себя.

В июле 44-го мы наступали от станции Дрисса до Двинска (Даугавпилс). Проделали 111 км за день – танковый корпус очень мобильный. Под Двинском я получил легкое ранение. Как сказал хирург, который меня оперировал: «Одно мясо на полторы котлеты и никаких костей». Бесконечное везение.

Генерал достал меня из окопа

В госпитале я делал наброски, рисовал соседей по палате. За этим занятием меня застала немолодая женщина, приносившая гостинцы раненым. Нина Николаевна оказалась женой заместителя командующего Четвертой ударной армией. Я нарисовал ее портрет, а потом ее супруг забрал меня к себе в личную охрану. Так генерал меня достал из окопа. Я с ним ездил ла «Виллисе», на «Додже», на «Форде». Он мне помог и после войны. Он же вручил медаль за боевые заслуги.

Евреи на войне Соломон ЭпштейнСоломон Борисович в своей мастерской, 2015 год

6 мая 1945-го года нам уже было понятно, что будет подписана капитуляция, вечером 8 мая штаб праздновал Победу, мы были в охране и тоже отмечали. Черная ночь, но по всему горизонту тарахтит праздничная стрельба, и небо озаряется огнями. Я тоже вспорол воздух очередью из автомата.

Евреи на войне Соломон Эпштейн

Евреи на войне Соломон ЭпштейнСоломон Борисович с женой Ниной Павловной, 2015 год

Юбилейное интервью к 90-летию художника читайте тут

Елена Слабковская


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину