25.03.2015
С везением и кистью по жизни
С везением и кистью по жизни
Исполнилось 90 лет замечательному петербургскому художнику Соломону Борисовичу Эпштейну. Прямо в мастерской художника, из широкого окна которой открывается вид на петербургские крыши, среди готовых полотен и незаконченных набросков нам удалось взять у Соломона Борисовича юбилейное интервью.
Юбиляр – Соломон Борисович Эпштейн |
Отправили «становиться художником»
Изобразительным искусством Соломон Борисович увлекся еще в детстве. После переезда из Витебска в Ленинград родители отдали его и старшего брата в Дом художественного воспитания детей. Зяма (так называли маленького Соломона Борисовича) хотел в артисты, но преподаватели отметили у него выдающиеся способности к рисованию, посовещались и отправили «становиться художником». Надо сказать, художественная подготовка и тренированная память очень помогли Соломону Борисовичу дальше – и на войне, и в мирной жизни.
Воевать, а не рисовать
Война прекратила вечерние занятия в художественной школе. В блокаду Соломон Борисович тушил пожары: «Мы лазали всюду, гасили пожары. Рядом с моим домом упала полутонная бомба. Но мне везло». Дальше в марте 1943-го года «опять повезло – близкий друг семьи приписал в списки для эвакуации».
Портрет убитого поколения
Старший брат Соломона Борисовича уже учился в училище им. Фрунзе. «Этот портрет я написал по памяти, когда брату уже должно было бы исполниться восемьдесят лет, погиб он в Сталинграде, в девятнадцать. Как я называю: Портрет убитого поколения. На портрете не только внешний облик, но и глубокая внутренняя жизнь этого юноши. Он был очень красивый человек, умница, владел разрядами по семи видам спорта и был очень целеустремленным.
Портрет старшего брата Соломона Борисовича |
Во время войны с Соломоном Борисовичем произошло много удивительных историй; в географии его перемещений – многочисленные города, села, реки и озера.
Зарисовки было нечем и не на чем делать, и юный художник резал ложки из каменной кустанайской березы. Две из них у него сохранились.
Этим ложкам больше 70 лет |
Прицеливаться не глазами, а всем существом
Командир вручил отличнику боевой подготовки Эпштейну ручной пулемет Дегтярева и лаконичное напутствие: «Молодец. Держи и воюй».
«Я был обучен прицеливаться не только глазами, но и всем существом – это требовали от нас, когда учили рисовать с натуры. Так что, я думаю, моя профессиональная выучка мне тоже помогала».
Судьбоносный портрет генеральской жены
Юбилейная медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» |
В июле 1944 года Соломон Борисович получил множественное осколочное слепое ранение. В госпитале появилась возможность рисовать товарищей, там талант молодого бойца заметила супруга заместителя командующего Четвертой ударной армией, попросила нарисовать ее портрет.
«Я рисовал портрет Нины Николаевны, когда в комнату вошел генерал – ее муж, очень статный, черная борода на две стороны и бритая голова – красивый мужик. Я, естественно, отрапортовал.
- Кем служишь?
- Ручной пулеметчик, автоматчик.
- А у меня служить хочешь?
- Как будет приказано.
И я оказался в его личной охране».
Так художественный талант поспособствовал дальнейшей службе.
Куда дальше?
У абитуриента были способности к точным наукам, страсть к кораблестроению, но победила тяга к творчеству, не без влияния любимого преподавателя К.А. Кордобовского. Долгое время Соломону Борисовичу казалось, что он мог бы стать хорошим физиком. К счастью, так сложилось, что физиком и даже доктором наук стал его сын. А внук уже защитил кандидатскую диссертацию, тоже по физике.
Сразу после выпуска из Академии у Соломона Борисовича Эпштейна появилась семья. Надо сказать, под его влиянием рисуют и сын, и дочь. Некоторые их рисунки висят сейчас на стене в мастерской.
Этот рисунок сын Соломона Борисовича сделал в 12 лет |
Акварельный портрет Соломона Борисовича, выполненный дочерью |
Сам Соломон Борисович влюблен в портретную живопись, кумиром для него стали Рембрандт и Серов: «Я понимал, что если я осилю этот жанр, то остальное будет для меня более-менее доступным… Очень сложно быть художником-реалистом. Портретное сходство – великая вещь, но это не самое главное. Главное – это содержание личности, внутренняя ее жизнь, мысли, то, что художнику либо удается, либо нет. Рисунок жены – один из лучших моих рисунков».
Жена Соломона Борисовича |
Мама после войны в 46-м году |
Портрет отца |
Автопортрет |
Автопортрет |
Сейчас художник пишет по памяти своего друга, известного переводчика с немецкого Соломона Апта.
Портрет Соломона Апта (в работе) |
Соломон Борисович бережно хранит память о предках и близких ему людях, изображает их на картинах. «Это дедушка Рувим, это мамин папа. Он был местный мудрец, к нему приходили за советами. Его семья – традиционные ортодоксальные евреи».
Портрет дедушки Рувима |
«Второй мой дед, папин папа, – лошадник, извозчик. Держал лошадей и занимался извозом между Витебском и Велижем. Я его тоже написал по памяти, последний раз я его видел, когда мне было года 3-4».
Портрет дедушки-извозчика |
Наша редакция желает Соломону Борисовичу здоровья, долголетия, дальнейшего везения и новых портретов!
Елена Слабковская
Выражаем благодарность автору, написавшему этот материал на волонтерских основаниях. Благодарим Айзика Рохлина за идею и помощь в организации интервью
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2