29.04.2019
Заповедь счета омера: как получить россыпь подарков от Всевышнего
Жертва омера представляла собой два с небольшим литром перловой крупы. Но за этот скромный дар Всевышний одаривает нас величайшими подарками. Какими? Рассказывает Анат Брусиловски.
Мы избавились от хамеца, отпраздновали пасхальный седер. Но только прошел первый день праздника, а нам уже дают новое задание: заповедь отсчета омера, «сфират аомер».
Как исполняют эту заповедь?
В Торе, в книге Ваикра сказано: «И отсчитайте себе от второго дня праздника, от дня приношения вами жертвы омера, семь полных недель».
Эту заповедь начинают исполнять на вторую ночь праздника Песах. С наступлением темноты каждый вечер произносят благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам исчисление омера». Затем говорят: «Сегодня такой-то день после принесения омера!». Так делают 49 дней подряд, до наступления праздника Шавуот.
«Простой смысл» этой заповеди
Согласно простому смыслу, мы это делаем в память о том, как евреи с нетерпением ждали Дарования Торы, которое, как пообещал Всевышний, должно было произойти через 50 дней после выхода из Египта.
Казалось бы, логичнее было считать, сколько дней осталось, а не прошло: «Сегодня сорок девять...сорок восемь...сорок семь...дней до Дарования Торы». Но само то, что отсчет идет от 1 до 49, намекает на то, что разворачивается некий важный последовательный процесс. На это же указывает и то, что нельзя пропустить ни дня в счете омера. Если человек забыл посчитать омер хотя бы один раз, он больше не может продолжать исполнение заповеди с произнесением благословения.
Известный талмудист Абудрагам объяснял практический смысл этого так: «Непрерывный счет омера был необходим из-за того, что в это время года большая часть евреев была занята полевыми работами – и без этого евреи могли пропустить время праздника и паломничества в Иерусалим».
Кроме того, эти дни являются решающими для завязи плодовых деревьев и будущего урожая фруктов. Поэтому и было велено людям каждый день обращаться ко Всевышнему, чтобы посчитать омер, а затем попросить благословения на хороший урожай.
А что говорит об этом Каббала?
Однако, чтобы до конца понять всю глубину заповеди отсчета омера, необходимо обратиться к внутренней части Торы – к еврейской Кабале.
Каббала говорит, что в эти дни мы, как и деревья, приобретаем духовные силы на весь год. «Сфат Эмет», ссылаясь на книгу Зоар, писал: если евреи исполняют всего две заповеди – счет дней омера и заповедь принесения в Храм двух хлебов в Шавуот – то они уже оправданы на Небесах и их не судят в Рош Ашана и Йом Кипур.
День за днем без перерыва на протяжении 49 дней мы стараемся стать лучше, исправить свои духовные качества и стать достойными получить великий дар – святую Тору. Ну а в процессе мы приобретаем, вернее, создаем лучшую версию себя.
Но и это еще не все подарки.
Давайте снова обратимся к книге «Зоар». В ней сказано, что иногда достаточно небольшого усилия снизу (в нашем материальном мире), чтобы добиться величайшего воздействия наверху. Всевышний говорит так: «Откройте мне вход величиной с игольное ушко и Я открою вам вход, подобный входу в огромный зал».
Жертва омера представляла собой два с небольшим литра перловой крупы. Не слишком дорогой подарок от нас Всевышнему, верно?
Тем не менее, в Мидраше Раба (глава Эмор) сказано, что именно жертва омера спасла евреев от Амана во время событий Пурима. Перескажем эту историю.
16 нисана, на второй день праздника Песах, Мордехай увидел, что к нему идет Аман и ведет на поводу царскую лошадь. - Бегите! - крикнул он своим ученикам, решив, что злодей пришел его убить. - Мы останемся с тобой до конца! - ответили ученики. Тем временем подошел Аман. - Чем занимаетесь? - Изучаем отрывок о заповеди жертвы омера, которую приносили в Храме в этот день. - Из чего состоял этот омер? Из золота, серебра? - поинтересовался злодей. - Это была всего лишь мера ячменя! - И сколько же стоила эта меря ячменя, десять талантов? - вновь уточнил Аман. - Намного меньше. Всего десять динаров. - Что ж, радуйтесь, - процедил Аман сквозь зубы. - Ваши десять динаров победили мои десять тысяч талантов серебра, которые я готов был заплатить царю за разрешение уничтожить еврейский народ! |
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2