Все проекты
Общину поддержали 29709 раз

Урок Торы. Недельная глава Ръэ

Урок Торы. Недельная глава Ръэ

Главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер разъясняет смысл заповеди о цдаке

Один из старейших еврейских «профессий» – это сборщик цдаки. Цдака – неотъемлемая часть еврейской жизни. В любой общине есть те, кто нуждаются, и те, кто им Заповедь о цдаке главный раввин СПб М.-М. Певзнерпомогают. О заповеди цдаки говорится в главе «Ръэ», которую мы читаем на этой неделе: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из врат твоих в земле твоей, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим; но открой ему руку свою…» (Дварим 15:7-8).

Как захотеть дать цдаку

Цдака – это обязанность, а не акт доброй воли. Тора говорит: открой свой кошелек, помоги нуждающемуся. Это совсем непросто – отдать деньги, заработанные тяжелым трудом. Потратить не на себя, не на свою семью, а на чужого тебе человека! Все это вызывает внутреннее сопротивление. Как это сопротивление преодолеть и по-настоящему захотеть давать цдаку? Ответ содержится в этой же недельной главе: «…да не будет досадно сердцу твоему, когда дашь ему, ибо за то благословит тебя Г-сподь, Б-г твой, во всяком деле твоем и во всяком начинании руки твоей» (Дварим 15:10). Цдака всегда окупается, потому что, помогая другому человеку, ты на самом деле помогаешь себе. Как это работает? Об этом очень интересно говорится в мидрашах: давая цдаку другому человеку, ты в буквальном смысле даешь ему жизнь. Для тебя это всего лишь деньги, а для него – вопрос его пропитания, то есть, по сути, всей его жизни. И за то, что ты помог ему, Вс-вышний также даст тебе жизненные силы.

Цдака спасает от смерти

На эту тему есть еще один интересный мидраш:

«Биньямин а-цадик был ответственным за кассу цдаки. Однажды, в годы неурожая, к нему пришла женщина и сказала: ‘Раби, дай мне пропитание!’ Ответил он ей: ‘Нет в кассе ничего’. Сказала она ему: ‘Раби, если не дашь мне пропитание, женщина и семь ее сыновей умрут от голода’. Тогда он встал и дал ей из своих денег. Пришло время, он заболел и был близок к смерти. Тогда сказали ангелы-служители: ‘Господин мира! Ты сказал, что каждый, кто поддерживает одну душу в Израиле, как будто поддерживает целый мир, а Биньямин а-цадик, давший жизнь женщине и семи ее сыновьям, умрет в столь малые годы?’ Тут же отменили ему приговор» (цитируется по www.Istok.ru – ред.).

Доброе слово – тоже цдака

Мудрецы говорят, что цдака в буквальном смысле спасает от смерти. Однако цдака – это не только деньги. Часто это и доброе слово, сказанное человеку в нужное время. Бывает, что деньги бессильны, но можно «оживить» обиженного человека с помощью слова. Вспомним историю Йосефа, оказавшегося в египетской тюрьме вместе с двумя министрами. Как-то раз он увидел, что оба министра грустны. Он мог просто промолчать, но предпочел ласково, заботливо их расспросить. Министры рассказали ему свои сны, Йосеф эти сны истолковал. Все сбылось именно так, как Йосеф предсказал. В результате министр виночерпиев был освобожден. Через какое-то время он вспомнил о Йосефе и замолвил за него слово. Йосеф был освобожден и спас от голода весь Египет. И все это лишь благодаря тому, что в минуту горя он обратился к другим людям со словами поддержки и сочувствия. Это – тоже цдака.

Восстановление справедливости

В Талмуде (Бава Батра) рассказывается такая история. Во времена римской империи наместник Турнусруфус спросил рабби Акиву: «Разве ты не противоречишь воле Б-га, когда даешь пожертвование? Б-г, может быть, хотел сделать этого человека бедным, а ты пытаешься исправить Его решение!». Отвечал рабби Акива: «Б-г создал бедных ради богатых – для того, чтобы они могли исполнять важнейшую заповедь о цдаке».

В Зоаре сказано: смысл богатства и бедности не в том, чтобы все оставалось так, как оно есть, а в том, чтобы создать контакт между людьми. Если бы все были богаты, люди превратились бы в законченных эгоистов, разобщенных между собой. Поэтому Б-г создал бедных и богатых. Бедный будет чувствовать признательность богатому за помощь, а богатый получит благословение. Б-г затем и дал богатым деньги, чтобы они получили благословение через помощь бедным.

Слово «цдака» часто переводится как благотворительность, но на самом деле оно происходит от «цедек», «справедливость». Цдака – это восстановление справедливости в мире: ты делишься тем, что дал тебе Б-г, с тем, у кого этого нет.

Заповедь, равноценная всем остальным

Известно высказывание о том, что заповедь о цдаке равноценна всем остальным заповедям. Почему это так? Потому, что цдака, по сути, – это квинтэссенция всех остальных заповедей. Выполняя ту или иную заповедь, человек очищает себя по частям. Надевая тфилин, он выполняет заповедь «для руки» и «для головы» и т.д. А когда вы берете заработанные деньги и отдаете их ближнему, вы поднимаете всего себя целиком, вы исполняете заповедь всем своим существом.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину